ОК – это система ценностей, верований, убеждений, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности.
Рекомендации студентам по подготовке к ГОСам
Разработано на основе учебной программы по дисциплине«Организационное поведение»доцентом кафедры гум. и соц. дисциплин МИУ Рогач О.П.
Роль руководителя в формировании и оценке СПК предприятия
Социально-психологический климат - состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации.
Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений: отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
Высокий (здоровый) стимулирует
Уровень СПК средний, влияние СПК
низкий (нездоровый) тормозит
На качество СПК влияют факторы макросреды и микросреды
Факторы микросреды:
1. Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест, организация труда, режим труда и др.).
2.Экономические факторы (система оплаты труда и т.д.).
3.Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом, отношение руководителей к работникам, сплоченность управленческого звена, этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.).
4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой, степень социально-психологической совместимости, характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.).
5.Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала, соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности и др.).
6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; форма и содержание правовых актов и др.).
Также важнейшим в определении психологического климата организации является показатель удовлетворённость – неудовлетворённость трудом.Удовлетворённость трудом представляет собой эмоциональную реакцию на сложившуюся на работе ситуацию и определяется соответствием результатов труда ожиданиям человека.
Важным показателем психологического фактора, определяющего уровень СПК коллектива, являются межличностные отношения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем СПК.
Значение СПК
1. условия для роста производительности труда и качества продукции (стимулирует – тормозит).
2. показатель уровня социального развитияколлектива
3. фактор перестройки человека,формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Большая рольотводится руководителю.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции;
- количество прогулов и опозданий;
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение работы в срок или с опозданием;
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе.
Задачи руководителя:
1.подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников.
2. ситуативную (наблюдение) и социально-психологическую (тестирование, опросы, беседы) диагностику СПК, Задачи диагностики – выявить проблемные зоны и ресурсные возможности организации и оптимизировать СПК.
3. обеспечить стимулирующее влияние СПК на коллектив сам СПК – здоровым, позитивным.
4. стиль руководства адекватный уровню развития коллектива и ориентированный на выполнение ПЗ и ЧР
В тех случаях, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений, в конфликтах между членами коллектива и часто демотивации работников.
Итак, наличие здорового социально-психологического климата в коллективе — один из показателей его зрелости, результат большой кропотливой работы руководства и общественных организаций.
2. ОК организации
О/к - дно из базовых понятий в менеджменте.
ОК – это система ценностей, верований, убеждений, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности.
Основные функции ОК:
интегрирующая-формирует чувство принадлежности к организации;
регулирующая - поддерживает правила и нормы поведения;
охранная -создание барьера от нежелательных внешних воздействий;
коммуникационная -установление контактов между людьми в соответствии с нормами и правилами данной организации;
адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде;
ориентирующая – придаёт общий смысл поведению работников;
мотивационная - создает необходимые стимулы для действий;
формирования имиджа организации – создает ее образ;