Педагогическое обследование слуха детей дошкольного возраста

ЛЕТ

Наглядный материал: набор № 2, рис. 98—127.

Каждый список содержит 10 слов.

Списки слов для обследования
Список 1 Список 2 Список 3 Список 4 Список 5 Список 6 Список 7 Список 8 Список 9 Список 10
зайчик   Саша   щи   часы рыба   дым   урок   чай   шишка   чижик  
Вова   окно   чайка   дом   спичка   часы   волк   город   мыло   бык  
дом   час   ухо   море   бык   чашка   птичка   окно   сеть   часы  
часы   ворон   гром   Саша   ухо   шишка   город   спичка   урок   мыло  
море   шишка   часы   рыба   шашка   кисть   чай   дом   чайка   окно  
чашка   дым   урок   ворон   волк   спичка   часы   Вова   щи   зайчик  
бык   часы   Вова   окно   сеть   мыло   море   рыба   ворон   гром  
чайка   волк   чижик   чашка   час   окно   ухо   кисть   дым   город  
урок   птичка   сеть   час   чижик   гром   щи   часы   море   Саша  
чай   ухо   мыло   кисть   урок   рыба   шашка   зайчик   часы   час  

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЛЕТ

СЕРИЯ 1

Задания направлены на выявление понимания ребен­ком смысловой стороны слова.

1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО?

Задание направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на смысловую сторону слова.

Методика обследования; взрослый задает ребенку во­просы: «Что значит слово посуда? Что значит слово праздник?»

Фиксируются: понимание ребенком инструкции и его ответы; правильным считается ответ, близкий к словарно­му определению, например: «Из нее можно кушать и пить из посуды мы едим и пьем»; рассуждение ребенка о празд­никах (Новом годе или дне рождения).

ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Задание на­правлено на выявление умения применять слово в смыс­ловом контексте.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать предложение и закончить его.

В воздухе зимой закружились первые ... (снежинки).

Золотистая пчелка кружится над ... (цветком).

Осенью небо хмурое и часто идет ... (дождь).

Знают дети, что на елке есть зеленые ... (иголки).

Весной светит солнце, тает снег и текут ... (ручьи).

Фиксируются: понимание инструкции; ответ ребенка после двух-трех (но не более) предъявлений.

СКАЖИ НАОБОРОТ.

Задание направлено на опреде­ление умения подбирать слова с противоположным значе­нием (антонимы).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку закончить фразу.

Слон большой, а комар ... (маленький).

Днем светло, а ночью ... (темно).

Дерево высокое, а куст ... (низкий).

Лев смелый, а заяц ... (трусливый).

Зимой холодно, а летом ... (тепло).

Дедушка старый, а внук ... (молодой).

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка подбирать слова с противоположным значением.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку состояния фонемати­ческого слуха.

1. Игра «ЭХО».

Задание направлено на проверку слухо­вого внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо» — взрослый произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

ПОВТОРИ.

Задание направлено на проверку внима­ния, восприятия и умения воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот—год, том—дом—ком, удочка— уточка.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Задание направлено на про­верку уровня сформированности фонематического слуха.

Методика обследования: взрослый предлагает ребен­ку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук ш, хлопни в ладоши». Психолог называет слова: до­мик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить звуки к, л из слов обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак, кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.

Фиксируются: слуховое внимание ребенка; его умение правильно выделять указанные звуки хлопками.

СЕРИЯ 3

Задания направлены на выявление уровня овладения словарем (точность словоупотребления, использование раз­ных частей речи).

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО.

Задание направлено на выявле­ние уровня овладения обобщающими словами.

Оборудование: картинки с изображением животных, фруктов, транспорта, птиц.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 234—237.

Методика обследования: взрослый показывает ребенку ряд картинок и просит назвать их одним словом (птицы, транспорт, фрукты, животные), затем он предлагает ему перечислить цветы, птиц, животных и т. д., угадать объ­ект или предмет по описанию, например: «Круглое, глад­кое, сочное, сладкое, растет на дереве (яблоко); оранже­вая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сы­рой (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкус­ный овощ (помидор)».

Фиксируется: умение ребенка использовать обобщаю­щие слова в активной речи.

КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ.

Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к су­ществительному.

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 238—245.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: «Рыба что делает? (Плавает.) Птица что делает? (Летает.) Лошадь что делает? (Скачет.) Соба­ка что делает? (Бегает.) Кошка что делает? (Крадется, бе­гает.) Лягушка что делает? (Прыгает.) Бабочка что де­лает? (Летает.) Змея что делает? (Ползает.)»

Наши рекомендации