Характеристика социально -психологических типов личности
...Разбираясь дальше и глубже в проблеме социально-психологической типологии личности, важно также иметь в виду, что хотя структура выражающих ее общественную сущность отношений представляет собой всегда целостную систему и каждое отдельное отношение испытывает на себе влияние всех других отношений, входящих в структуру, вместе с тем в жизни наблюдаются весьма существенные различия в системах отношений, обнаруживаемых в личности разных людей. Так, например, в структуре личности у одних людей сплошь да рядом доминиру-
340 Раздел V. Личность в социуме
ет какое-то одно отношение, а звучание всех других оказывается приглушенным. В структуре личности у других, так сказать, на равных могут выступать несколько отношений. Структура отношений у одной личности может характеризоваться непротиворечивостью в этих отношениях, зато у другой личности может иметь место конфликт между какими-то очень важными отношениями, вызывающий непоследовательность в поведении этой личности и очень усложняющий ей жизнь.
Различия между отношениями, входящими в структуру личности, могут состоять и в том, что у одних лиц эти отношения носят более обобщенный характер и хорошо интегрированы, а у других они оказываются сплошь локально-частными и не интегрированными вокруг какого-то одного главного для личности отношения и существующими, так сказать, рядоположно друг к другу. <...>
Мы начали эту главу с напоминания, что все в мире связа- I но со всем и что каждый человек связан с окружающим множеством зависимостей. Но он, это тоже напоминали мы, еще и общественное существо. И поэтому главными условиями приобретения им этого качества общественности и одновременно овладения в большей или меньшей мере материальными и духовными ценностями, созданными человечеством за многие тысячелетия его существования, является не только труд, но и обязательно прямые или опосредованные (как в наше время) техническими устройствами постоянные контакты каждого человека с другими людьми и с большими и малыми общностями, которые постоянно и сильнейшим образом на человека воздействуют. Что же это за воздействия?
На этот вопрос мы отвечаем так: во-первых, это влияния, идущие к человеку из большого социума. Содержание и конкрет-1 ные формы объектирования политики, экономики, идеологии, права, морали, религии, господствующие в обществе, действуя в | совокупности и взаимопроникая друг в друга, всегда оказывают- | ся теми реальными условиями, которые облегчают формирование у личности одних отношений к действительности и затруд- I няют формирование других отношений.
Но эффект воздействия этих объективно существующих де- 'J терминант — и политики, и экономики, и идеологии, и права и
А. А. Бодалев. Специфика социально-психологического подхода 341
др. — никогда не бывает одинаковым для каждой личности. Его характер и качество «следа», оставляемого в сознании личности, в ее эмоциональной и волевой сферах, зависят от принадлежности личности к той или иной возрастной, половой, национально-этнической, профессиональной или отличающейся определенным экономическим достатком общности.
Последние, благодаря особенностям, которые им присущи, типичным только для них видением мира, ценностными ориен-тациями, сложившимися в них оценочными эталонами, ставшими привычными для них поведенческими реакциями, корректируют влияния, идущие к личности из макросоциума. Только что сказанным мы выделили второй уровень воздействий, под влиянием которых происходит складывание определенного социально-психологического типа личности.
Третий важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами, в конце концов, окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, — это та малая группа — семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д., в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <...>
Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей — их носителей, заключается еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп — половых, возрастных, профессиональ-
Раздел V. Личность в социуме
ных, национальных и других. Принадлежность же каждого из I них к той или иной группе требует поведения, которое в обще- I стве считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы — для муж--; чины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
И демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно несколь-ких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это; положение, пишет: «принадлежность индивида к группе выража-1 ется в определенных функциях (ролях, в которых фиксируются!1 его обязанности и права по отношению к группе (и продолжа-! ет. — А. Б.)... ожидания, определяющие общие контуры социаль-i ной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обяза-| тельное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (И. С. Кон, 1967).
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное ста-» тусом человека. Различаются социальные (безличные) и межлич-^
ностные роли.
Вместе с тем, взаимодействуя друг с другом в учении, труде,/
в быту и выполняя при этом различные роли — учителя, банк:'
ра, следователя, матери и др., — люди остаются личностям
Поэтому любая социальная роль, какую бы ни взяли, не означ-
абсолютной одинаковости для всех поведенческих стереотип
при ее осуществлении. Она всегда оставляет для своего исполн
теля возможность проявлять в ней свою индивидуальности
И благодаря этому социальные (безличные ролевые) отношен^
становятся межличностными или, как их назвал В. Н. Мясище
психологическими. &
Результат воздействия на личность со стороны другого чел века или какой-либо общности зависит не только от особен? стей последних, которые были названы выше, но всегда и того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, I кие потребности, интересы, склонности у нее за этими отнош; ниями стоят и, вместе с тем, как имеющимися у них характере стиками эти другие люди или какая-то общность отвечают Щ эти потребности, интересы, склонности личности. Именно это!
А. А. Бодалев. Специфика социально-психологического подхода 343
последний параметр главным образом определяет знак и вели
чину субъективной значимости другого человека и общности
для личности и результат их влияний на нее. -
Понятно, что результат влияния названных выше факторов, оцениваемый по таким показателям, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть однообразно похожим у всех людей, наоборот, он оказывается всегда чрезвычайно вариабельным.
Если другой человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую она входит, в высокой степени для нее положительно значимы и очень авторитетны, они (это показали исследования Е. Б. Старовойтенко) сильнейшим образом воздействуют на самодвижение и на появление в нем новых ценностных доминант.
Влияния, исходящие от авторитетных и значимых для личности людей и общностей, инициируя в личности самоанализ и саморефлексию, могут побуждать ее видеть самою себя не только в настоящем, но и в будущем и выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.
Причем, приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, и начать искать или сама создавать общности, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.
При этом было бы грубым упрощенчеством полагать, что итогом только что описанного процесса воздействия личности на личность или общности на личность оказывается непременно продвижение последней по прогрессивному пути развития. Ведь потребности, интересы и склонности у личности могут носить и негативный характер, и тогда она будет испытывать тяготение к людям и к их общностям, о которых можно только сказать, что они с этой личностью «одного поля ягоды».
Таким образом, хотя ив другом ракурсе, но повторяется уже высказанная мысль: личность со сформированными в ее прошлом социальном опыте отношениями к действительности не tabula rasa, не «чистая доска», ее отношениям к окружающим
Раздел V. Личность в социуме
воздействиям извне присуща избирательность и, как правило, активно нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.
Г. М. Андреева
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: