Определение психологического климата группы
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы (группового эмоционального состояния), которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата группы можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества группы, которые характеризуют благоприятный психологический климат, а в правой — качества группы с явно неблагоприятным климатом.
Инструкция: «Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 — свойство проявляется достаточно часто;
0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
–1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
–2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
–3 — свойство проявляется всегда».
Текст опросника
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри группы существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам группы нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены группы проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи и неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание, участие всех членов группы | Успехи и неудачи членов группы оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями | Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов | |||||||
Члены группы с уважением относятся к мнению других | В группе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для группы минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного» | В трудных случаях группа «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения |
Достижения или неудачи группы переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всей группы не находят отклика у ее отдельных представителей | |||||||
Группа участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Группа активна, полна энергии | Группа пассивна, инертна | |||||||
Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Группа разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их. | |||||||
У членов группы проявляется чувство гордости за свою группу, если ее отмечает руководство | К похвалам и поощрениях группы здесь относятся равнодушно |
Оценка результатов:
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо алгебраически сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
§ +42 - +26 - весьма благоприятный психологический климат коллектива;
- +25 - +9 - в целом благоприятный психологический климат;
- ─26 - ─42 - совершенно неудовлетворительный психологический климат;
- ─9 - ─25 - в целом неудовлетворительный психологический климат;
§ +8 - ─8 - тенденции противоречивы и неопределенны.
5.4. Итоговый контроль знаний:
· Тесты:
1. Какой вариант центральной структуры характеризуется тем, что ее участники находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга:
a. рациональный;
b. фронтальный;
c. иерархический;
d. цепной.
2. Какой вариант центральной структуры характеризуется тем, что здесь имеется не менее двух уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе деятельности, а часть нет:
a. рациональный;
b. фронтальный;
c. иерархический;
d. цепной.
3. Какие группы объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы:
a. лабораторные;
b. условные;
c. реальные;
d. естественные.
4. Группы, которые возникают и действуют вне рамок официальных организаций, называют:
a. референтные;
b. неформальные;
c. официальные;
d. неофициальные.
5. Отношения, возникающие между людьми на должностной основе, регулируемые положениями, соответствующими правилами и нормами называют:
a. неофициальными;
b. официальными;
c. деловыми;
d. рациональными.
6. Взаимоотношения, характеризующиеся тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа – триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения называются:
a. гармоничными;
b. конфликтными;
c. противоречивыми;
d. несовместимыми.
7. Противоречивые отношения бывают:
a. идеальные и согласованные;
b. полно – конфликтные;
c. часто конфликтными;
d. совместимые и несовместимые.
Положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь- это
a. любовь;
b. дружба;
c. вражда;
d. партнерство.
9. Отношения, в которых на первый план выступают знания друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие называют:
a. рациональными;
b. эмоциональными;
c. деловыми;
d. неофициальными;
10. На начальном этапе группового развития отношения бывают:
a. конфликтными;
b. коллективистскими;
c. безразличными;
d. корпоративными.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
(контрольные вопросы по теме занятия, тестовые задания, ситуационные задачи без эталонов ответов).
1. Чем объясняется в структуре проблем социальной психологии рост исследований проблемы малой группы?
2. Что общего между различными определениями понятия малая группа?
3. Какое влияние оказывает на нас сам факт присутствия других людей?
4. Является ли лидерство частным случаем влиянием меньшинства?
· Ситуационные задачи:
· Преподаватель, ведущий занятия в группе, отмечает, что группа единая, сплоченная, часто говорит о себе «мы», «наша группа». При этом иногда могут быть грубыми по отношению друг к другу. Со студентам других групп контактируют очень неохотно, даже вынужденно.
Охарактеризуйте уровень развития группы.
· Студенческая группа активна, сплоченная, ориентирована на учебный процесс. Если у кого-то что-то не получается, то остальные пытаются помочь ему. Группа всегда участвует в общеинститутских мероприятиях.
Охарактеризуйте уровень развития группы.
· Преподаватель ведет занятие. Группа инертная, малоактивная, студенты не проявляют особого интереса ни к занятиям, ни друг к другу.
Охарактеризуйте уровень развития группы.
· В компании был создан новый отдел, куда пригласили новых сотрудников со стороны. Однако, несмотря на огромный опыт работы и высокую квалификацию этих сотрудников полгода отдел не показывает больших результатов.
Чем это может быть обусловлено?
· Придя на работу в организацию, где была слабая дисциплина, а стиль руководства – либеральный, молодой специалист предпринял попытку наладить дисциплину. Остальные сотрудники ополчились против него, перестали с ним разговаривать.
Какой феномен проявился в данном случае?