Соотношение зрительного и осязательного восприятия
Наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания (Солнцева Людмила Ивановна).
Дети во всех видах деятельности пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практически недоступных и вредных для зрительного анализатора (чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматривание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий). Результат - искажение (иногда до полного несоответствия объекту) формирующихся у них образов объективной действительности.
Для полного, правильного и быстрого восприятия частичнозрячими объективной действительности необходимы и условиями являются:
1. взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе
2. разработка и использование специально приспособленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно и визуально - контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.
_______________________________________________________________
//и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей его сложности.
// Для полного, правильного и быстрого восприятия частичнозрячими объективной действительности необходимы и условиями являются,
3. взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе
4. разработка и использование специально приспособленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно и визуально - контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.
Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия
Осязательное | зрительное |
отражает 11 категорий признаков | |
двигательное поведение руки и глаза | |
Сукцессивное (последовательно) | Симультанное (одномоментное) |
Поле ограничено зоной действия рук | |
восприятие протекает более длительно | |
отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих
2. Формирование представлений при дефектах зрения
3. Зрительные представления ослепших
Самостоятельное изучение:
Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов.
Формирование зрительных образов на основе остаточного и нарушенного зрения
Специальная психология / Под ред. Лубовского. § 5.12.
Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к отражению понятийному (мышлению).
Чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.
Y резкое сужение круга представлений
Y Фрагментарность - образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. (в лепке, …, при узнавании объектов) ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью является пушистый хвост, а в образе зайца-короткий хвост.
В основе фрагментарности образов лежит сукцессивность осязательного или дефектного зрительного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия.
Y Схематизм проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных (при представлении, восприятии не могут установить различие между птицами или животными одного вида, зерновыми растениями и т. п., отмечая лишь наличие головы, туловища, крыльев и двух ног у птиц, колоса и стебля у растений, головы, туловища и четырех ног у животных. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.
Y недостаточная обобщенность образов памяти - Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт. Этот дефект еще ярче проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, характерные для целого ряда объектов, относящихся к одному виду или классу.
Y вербализм – нарушение соотношений чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.
2. Формирование представлений при дефектах зрения
В работах А. И. Зотова:
I. на первой фазе представления характеризуются схематичностью, слабой дифференцированностью и недостаточной осмысленностью.
II. На второй фазе продолжается дифференцировка образа и выделение общих и существенных признаков. Однако в образах, находящихся на второй фазе развития, вследствие недостаточной осмысленности, наряду с существенными могут выделяться и несущественные признаки.
III. Окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего выделяются существенные признаки предметов, а также существующие между ними связи и отношения,
в процессе сохранения образов памяти возможно и дальнейшее их обобщение.
Представления в условиях сужения сенсорной сферы проходят в своем развитии и сохранении те же самые фазы, что и в норме.
Отличается от нормы прежде всего своей скоростью и легкостью межфазовых переходов.
Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. - эта зависимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2, которая является критической.
проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным. Очевидно, это связано с накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления.
образы памяти претерпевают постоянные изменения, которые могут совершаться как в сторону дальнейшей дифференциации и обобщения, так и в сторону их разрушения, утраты дифференцированности и обобщенности. Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении для повторного восприятия объектов, сказываются на сохранности их представлений. При отсутствии подкреплений (повторных восприятий) образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференцированными. Происходит разрушение, переход с высших фаз на низшие вплоть до полной утраты адекватности образа оригиналу. Отмечающаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от состояния зрительного анализатора, как и другие характерные особенности представлений. Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти.
Существенное значение для их формирования представлений имеют стабильность зрительных функций, возраст, в котором полностью или частично было утрачено зрение, стаж слепоты или слабовидения, а также психические особенности личности.
3. Зрительные представления ослепших
Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи, и уже к 2-3 годам ребенок обладает некоторым запасом представлений. Поэтому у людей, потерявших зрение во время становления речи, а тем более в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трех лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сложилась вторая сигнальная система, и имеющих зрительные представления.
У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явления.
При потере, зрения в более, старшем возрасте запас зрительных представлений увеличивается, причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, что объясняется их включением в этот период в учебную деятельность, существенно расширяющую сферу чувственного познания.
Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях.
У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих. Запас их представлений зависит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них
именно зрительное восприятие окружающего и т. д. Наличие зрительных представлений и их воспроизведение можно зафиксировать буквально во всех видах деятельности ослепших. Все их поведение протекает как бы при участии зрения. Работу рук они сопровождают движениями глазных яблок, невидящий свой взор направляют в сторону собеседника и перемещают его вслед за движениями последнего, открывают и закрывают глаза, просыпаясь и засыпая. Движения глаз у
ослепших сопровождаются обычно воспроизведением зрительных образов. Так, при передвижении по местности, ранее виденной, они зрительно представляют ее; читая книгу, представляют портреты героев и место действия; осязательно обследуя виденные ранее предметы, отчетливо представляют их зрительно;
Однако прочность временных связей относительна, и при отсутствии подкреплений они постепенно разрушаются, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений.