Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности

Семинар 7.

Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «эмоции», «чувства», «воля», их видах и функциях.

1. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств в жизни человека.

2. Основные функции эмоций.

3. Формы переживания чувств.

4. Виды чувств.

5. Методы изучения эмоций и чувств.

6. Понятие о воле. Значение воли в организации жизни и деятельности человека. Функции воли.

7. Волевые свойства личности.

8. Структура волевого акта.

9. Методики психодиагностики эмоционально-волевой сферы личности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

  1. Рейнвальд Н.И. Эмоции (чувства) и мотивы в регуляции деятельности и структуре личности// Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. – М., 1987, гл.2, 4, с.99-110
  2. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии// Вопросы психологии. - 2004, №3, с.64-70
  3. Русалова М. и др. Потребностно-информационная теория эмоций//Прикладная психология и психоанализ.- 1999, №4, с.67-80
  4. Пэйо Жюль Самовоспитание воли//Студенческий меридиан. - 1996, №10, с.12-19, №11
  5. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 1989, №4, с.141-149

2. Составьте аннотации следующих работ:

1. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.

2. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. //Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского, м., 1987, с. 260-268.

3. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

4. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. //Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского, м., 1987, с. 260-268.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976

3. Подготовьте доклады по темам:

  1. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
  2. Сравнительный анализ различных теорий воли
  3. Основные направления и пути развития воли.
  4. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
  5. Любовь как нравственное чувство.
  6. Игры детей и их значение в развитии воли.

Литература:

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976, с. 61-77.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – В 6 т. – Т.3. – М., 1983, с. 454-465.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 2. – М., 1992, гл. 6.

4. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

5. Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.4, гл 1.

6. Иванников В.А. К сущности волевого поведения.//Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского, м., 1987, с. 260-268.

7. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 18,17.

9. Общая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 14, 15.

10. Общая психология. / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 16, 17.

11. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.2

12. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2. – М., 1989, с. 182-211.

14. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии// Вопросы психологии. 2004, №3, с.64-70

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2002, гл.5

Контрольные вопросы.

1. Что такое эмоции и чувства?

2. Каковы основные функции эмоций?

3. Назовите основные виды чувств.

4. Что такое воля и каковы ее функции?

5. Назовите основные волевые свойства личности.

Тема 8. Темперамент

Семинар 8.

Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятии «темперамент», основных теориях, типах и методах диагностики темперамента

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие темперамента. Основные теории темперамента.

2. Основные свойства темперамента.

3. Типы темперамента. Их психологическая характеристика.

4. Методы диагностики темперамента.

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Алфимова М.В., Трубников В.Н. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии. - 2000, №2, с.128-139

2. Белоус В.В. Пути нормализации темперамента и деятельности. //Вопросы психологии. - 1989, №5, с.65-70

3. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. - 1985, № 1, с.19-32.

1. Составьте аннотации следующих работ:

1. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964

2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

3. Юнг К.Г. Психологические типы/ Под общ.ред. В.В.Зеленского. - Мн., 1998.

3. Подготовьте доклады по темам:

1. Конституциональная теория темперамента Кречмера.

2. Роль темперамента в психическом развитии

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Литература:

  1. Белоус В.В. Пути нормализации темперамента и деятельности. //Вопросы психологии. - 1989, №5, с.65-70
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., с. 257-280.
  3. Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.4, гл 1.
  4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964.
  5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 15.
  6. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 16.
  7. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 18.
  8. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.4.
  9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара, 2001, гл.4
  10. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 153-160, 160-167, 167-172, 172-178.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989, с. 211-235.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д,, 2002, гл.5
  13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

Контрольные вопросы.

1. Что такое темперамент?

2. Какие основные теории темперамента вам известны?

3. Назовите основные типы темпераментов.

4. каковы сферы проявления темперамента?

Тема 9. Характер

Семинар 9.

Цель: обобщить и закрепить знания студентов о характере, его структуре и типологии.

1. Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

2. Структура характера.

3. Характер и темперамент.

4. Характер и воля.

5. Личность и характер человека.

6. Типология характеров.

7. Акцентуации характера и способы их коррекции.

8. Методики психодиагностики типов характера.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. М. 1982, с. 172-179

2. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. М. 1982, с. 69

3. Леонгард К. Акцентуированные личности //Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 270-287.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 288-315.

2. Составьте аннотации следующих работ:

  1. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
  2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988, с. 11-24.

3. Подготовьте доклады по темам:

1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).

2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.

3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К. Леонгард)

Литература:

1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988, с. 11-24.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую Психологию. – М., с. 257-280.

3. Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.4, гл 5.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности //Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 270-287.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 288-315.

7. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 16.

8. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 17.

9. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 19.

10. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.4

11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2001, гл.4

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 8, с. 319-328.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии.– Ростов н/Д,, 2002, гл.5

Контрольные вопросы.

1. Что такое характер?

2. Приведите одну из типологий характеров.

3. Что такое акцентуация характера?

4. Какова структура характера?

Тема 10. Способности

Семинар 10.

Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятии «способности», их видах и структуре.

1.Понятие о способностях. Основные признаки способностей.

2.Задатки как природные предпосылки развития способностей.

3.Природа человеческих способностей.

4.Виды способностей, уровни развития способностей.

5.Структура способностей. Взаимосвязь и компенсация способностей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

  1. Ильин Е.П. Проблема способностей: 2 подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. № 2, с.37-47.
  2. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии. - 1991, № 4, с. 82-88.

2. Составьте аннотации следующих работ:

  1. Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972
  2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968,
  3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984

3. Подготовьте доклады по темам:

1. Условия ускоренного развития способностей.

2. Взаимосвязь и компенсация способностей.

3. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., с. 234-256.

2. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии. - 1991, № 4, с. 82-88.

3. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.- М., 2002, разд.4, гл 5.

4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 14.

5. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 18.

6. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 20.

7. Одаренные дети. – М., 1991, с. 15-67, 153-157.

8. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.4

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2001, гл.4

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989, с. 15-41.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 8, с. 317-319.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2002, гл.5

13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – т. 1. – М, 1985, с. 15.

Контрольные вопросы

1. Что такое способности?

2. Назовите основные признаки способностей.

3. Назовите основные виды способностей.

4. Чем репродуктивный уровень развития способностей отличается от творческого?

5. Что такое задатки?

Наши рекомендации