Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности
Семинар 7.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «эмоции», «чувства», «воля», их видах и функциях.
1. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств в жизни человека.
2. Основные функции эмоций.
3. Формы переживания чувств.
4. Виды чувств.
5. Методы изучения эмоций и чувств.
6. Понятие о воле. Значение воли в организации жизни и деятельности человека. Функции воли.
7. Волевые свойства личности.
8. Структура волевого акта.
9. Методики психодиагностики эмоционально-волевой сферы личности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
- Рейнвальд Н.И. Эмоции (чувства) и мотивы в регуляции деятельности и структуре личности// Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. – М., 1987, гл.2, 4, с.99-110
- Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии// Вопросы психологии. - 2004, №3, с.64-70
- Русалова М. и др. Потребностно-информационная теория эмоций//Прикладная психология и психоанализ.- 1999, №4, с.67-80
- Пэйо Жюль Самовоспитание воли//Студенческий меридиан. - 1996, №10, с.12-19, №11
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 1989, №4, с.141-149
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.
2. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. //Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского, м., 1987, с. 260-268.
3. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
4. Иванников В.А. К сущности волевого поведения. //Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского, м., 1987, с. 260-268.
5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976
3. Подготовьте доклады по темам:
- Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
- Сравнительный анализ различных теорий воли
- Основные направления и пути развития воли.
- Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
- Любовь как нравственное чувство.
- Игры детей и их значение в развитии воли.
Литература:
1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976, с. 61-77.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – В 6 т. – Т.3. – М., 1983, с. 454-465.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 2. – М., 1992, гл. 6.
4. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
5. Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.4, гл 1.
6. Иванников В.А. К сущности волевого поведения.//Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского, м., 1987, с. 260-268.
7. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 18,17.
9. Общая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 14, 15.
10. Общая психология. / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 16, 17.
11. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.2
12. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.2. – М., 1989, с. 182-211.
14. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии// Вопросы психологии. 2004, №3, с.64-70
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2002, гл.5
Контрольные вопросы.
1. Что такое эмоции и чувства?
2. Каковы основные функции эмоций?
3. Назовите основные виды чувств.
4. Что такое воля и каковы ее функции?
5. Назовите основные волевые свойства личности.
Тема 8. Темперамент
Семинар 8.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятии «темперамент», основных теориях, типах и методах диагностики темперамента
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие темперамента. Основные теории темперамента.
2. Основные свойства темперамента.
3. Типы темперамента. Их психологическая характеристика.
4. Методы диагностики темперамента.
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Алфимова М.В., Трубников В.Н. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии. - 2000, №2, с.128-139
2. Белоус В.В. Пути нормализации темперамента и деятельности. //Вопросы психологии. - 1989, №5, с.65-70
3. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. - 1985, № 1, с.19-32.
1. Составьте аннотации следующих работ:
1. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964
2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
3. Юнг К.Г. Психологические типы/ Под общ.ред. В.В.Зеленского. - Мн., 1998.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Конституциональная теория темперамента Кречмера.
2. Роль темперамента в психическом развитии
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Литература:
- Белоус В.В. Пути нормализации темперамента и деятельности. //Вопросы психологии. - 1989, №5, с.65-70
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., с. 257-280.
- Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.4, гл 1.
- Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 15.
- Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 16.
- Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 18.
- Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.4.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара, 2001, гл.4
- Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 153-160, 160-167, 167-172, 172-178.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989, с. 211-235.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д,, 2002, гл.5
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
Контрольные вопросы.
1. Что такое темперамент?
2. Какие основные теории темперамента вам известны?
3. Назовите основные типы темпераментов.
4. каковы сферы проявления темперамента?
Тема 9. Характер
Семинар 9.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о характере, его структуре и типологии.
1. Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности.
2. Структура характера.
3. Характер и темперамент.
4. Характер и воля.
5. Личность и характер человека.
6. Типология характеров.
7. Акцентуации характера и способы их коррекции.
8. Методики психодиагностики типов характера.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. М. 1982, с. 172-179
2. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. М. 1982, с. 69
3. Леонгард К. Акцентуированные личности //Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 270-287.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 288-315.
2. Составьте аннотации следующих работ:
- Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988, с. 11-24.
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).
2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.
3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К. Леонгард)
Литература:
1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988, с. 11-24.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую Психологию. – М., с. 257-280.
3. Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.4, гл 5.
4. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности //Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 270-287.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982, с. 288-315.
7. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 16.
8. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 17.
9. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 19.
10. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.4
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2001, гл.4
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 8, с. 319-328.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии.– Ростов н/Д,, 2002, гл.5
Контрольные вопросы.
1. Что такое характер?
2. Приведите одну из типологий характеров.
3. Что такое акцентуация характера?
4. Какова структура характера?
Тема 10. Способности
Семинар 10.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятии «способности», их видах и структуре.
1.Понятие о способностях. Основные признаки способностей.
2.Задатки как природные предпосылки развития способностей.
3.Природа человеческих способностей.
4.Виды способностей, уровни развития способностей.
5.Структура способностей. Взаимосвязь и компенсация способностей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
- Ильин Е.П. Проблема способностей: 2 подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. № 2, с.37-47.
- Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии. - 1991, № 4, с. 82-88.
2. Составьте аннотации следующих работ:
- Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968,
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Условия ускоренного развития способностей.
2. Взаимосвязь и компенсация способностей.
3. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., с. 234-256.
2. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии. - 1991, № 4, с. 82-88.
3. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.- М., 2002, разд.4, гл 5.
4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994, гл. 14.
5. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986, гл. 18.
6. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981, гл. 20.
7. Одаренные дети. – М., 1991, с. 15-67, 153-157.
8. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.4
9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2001, гл.4
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989, с. 15-41.
11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 8, с. 317-319.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2002, гл.5
13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – т. 1. – М, 1985, с. 15.
Контрольные вопросы
1. Что такое способности?
2. Назовите основные признаки способностей.
3. Назовите основные виды способностей.
4. Чем репродуктивный уровень развития способностей отличается от творческого?
5. Что такое задатки?