Эмоциональная сфера детей как объект П-кого изучения и воздействия (диагностика и основные методы коррекции э-ной сф. ребенка)
Эмоции-психический процесс, в кот. чел-к переживает свое отношение к окружающей действительности. Э.-отражение отношения результата деятельности к ее мотиву(теория деятельности).
В э-ях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену э-й», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития э-ональной сферы
Нарушения в младенческом возрасте: частой причиной является эмоц-я депривация или госпитализм→эмоц-я холодность, бедность эмоц-ой сферы. Факторы:недостаточное общение с мамой- холодность, равнодушие; избыточное общение-переутомление; тревожность матери-тревожный ребенок; формальное общение, т.е. общение, лишенное ласки, любви, тепла; неправильные воспитательные приемы; отсутствие необходимых условий для игр и самостоятельной деятельности; отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. После рождения появляются практически сразу базисные реакции гнева и обиды, к концу 2 мес.- радости и страха, к концу 1 года-удивления и возмущения - этого достаточно для дальнейшего нормального эмоционального развития. Ранний возраст(1-3г.) это возраст формирования Я-системы ребенка. Факторы возможных нарушений: навязчивая опека со стороны взрослых и матери; быстрое и резкое отделение ребенка от матери; воспитание опрятности и аккуратности, если оно излишне строгое, скорое, жестокое; стремление родителей полностью вытеснить проявления агрессии у ребенка. В этом возрасте для N эмоционального развития ребенка очень важны отношения с отцом для становления самостоятельности, опыта встречи-расставания. Дошкольный возраст (3-6,7л.)характеризуется высокой зависимостью от родителей, но ребенку нужно позволять некоторые вещи делать самостоятельно. Факторы риска возникновения эмоц. Нарушений: гиперопека, воспитание по-типу кумир семьи; конфликтные отношения м/д членами семьи (неполная семья); родительское программирование- установки, кот. родители передают своим детям; детский сад. Небольшой уровень фрустрации для N эмоц. развития ребенку необходим, т.к. формирует способность преодолевать трудные ситуации, быть сильным. В дошкольном детстве формируются следующие эмоц. нарушения: тревожность, агрессивность, замкнутость, малообщительность, негативное отношение к общению; неуравновешенные, быстро-возбудимые, конфликтные дети- эмоции появляются быстро, бурно. Младший школьный возраст-в этом возрасте формируется потребность в признании ,т.к. формируется самосознание ребенка, чувство собственного достоинства. Также формир-ся неадекватные защитные реакции: лень, агрессия, уход от деятельности, уход в болезнь. Факторы риска: начало обучения в школе обостряет все проблемы ребенка; непринятие ребенка детским коллективом; отношение взрослых к ребенку опосредованно школой. Подростковый возрастхарактеризуется эмоц-ой нестабильностью, т.к. идет половое созревание, половая идентичность. Эмоц. переживания связаны с физическим развитием, поиском своего места в жизни. Для них характерно: резкая смена настроения, легкая возбудимость, может стать стеснительным, возникают романтические увлечения, хочет признания с одной стороны, а с др.-независимости. Дубровина И.В. выделяет 3гр. «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:1)агрессивные дети(как черта личности)2)эмоционально-расторможенные(эмоц.неустойчивые, неуравновешенные, бурно выражающие любые эмоции, гиперактивные дети)3)слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, тревожные, робкие дети. Основными методами диагностики являются: 1)наблюдение(д.б. систематическим)2)беседа(с родителями, педагогом/воспитателем, самим ребенком)3)тестирование. По результатам проводим коррекцию-этоопределенная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков развития ребенка и дальнейшую профилактику негативных тенденций. Принципы коррекционной работы:1)системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;2)единства диагностики и коррекции;3)деятельностный- только в процессе деятельности ребенка происходит коррекция;4)принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;5)пр.комплексности методов психологического воздействия(арт-терапия, сказкотерапия и т.д.);6)пр.активного привлечения ближайшего соц.окружения к работе с ребенком(родители, педагоги);7)обеспечение чувства безопасности;8)установление и поддержание продуктивного контакта(доверие, возникающее м/д ребенком и взрослым, принятие ребенка);9)пр.эмпатии- без умения почувствовать переживания ребенка не м.б. никакой коррекционной работы;10)пр.обращения к личностным ресурсам- попытка найти возможности раскрыть собственный потенциал. Этапы коррекции:
1)ориентировочный- установление позитивного отношения ребенок-взрослый, ориентировка ребенка в обстановке комнаты, знакомство участников группы;2)объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций(диагностика трудностей), приемы: направленные игры на определенные сюжеты, тематическое и свободное рисование, творческое сочинение(придумывание рассказов, сочинение сказок по кругу);3)конструктивно-формирующий- основной этап, тактика психолога максимальная директивность, психолог выбирает последовательность занятий, игр;4)завершающий- обобщающее-закрепляющий – обобщение сформированных форм поведения и перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. Методы коррекции:
В занятиях предлагается использовать такие методические средства как:
1. ролевые игры
2. психогимнастические игры
3. коммуникативные игры
4. игры и задания, направленные на развитие произвольности
5. игры, направленные на развитие воображения
6. задания с использованием «терапевтических» метафор
7. релаксационные методы
8. использование э-онально-символических методов
Содержание коррекционной работы по развитию э-ональной сферы:
- комфортная организация режимных моментов
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.)
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.)
- арттерапия (рисование, ритмопластика, танец)
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия
- психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика)
- телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка
- посещение комнаты психологической разгрузки
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.
- использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.)
При работе с детьми авторы делают акцент на развитии следующих умений:
1. умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые э-ональные ощущения;
2. умение различать и сравнивать э-ональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);
3. умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные э-и и э-и, которые испытывают окружающие.
Направления работы на групповых занятиях:
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование э-ональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Арт-терапевтическая методика «Карта э-й»
Проблема развития э-й и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
коррекция таких качеств, как агрессия, тревога, сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, плаксивость, злобность, завистливость, упрямство, жестокость. Для этого был составлен комплекс занятий развития э-онально-волевой сферы старших дошкольников, основная цель которого: развитие произвольной регуляции э-ональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- познакомить детей с э-ями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
- научить детей: различать э-и по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное э-ональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного э-онального состояния в противоположное;
- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
В результате проведенной работы у детей: