Глава 4 Развитие интеллекта

ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Перед изложением результатов психогенетических исследований следует дать несколько пояснений, касающихся основных положений психогенетики, от­носительно новой для российской психологии специализации. Более подробное изложение аналогичного материала содержится в обзоре Б.И.Кочубея [I].

Сначала дадим некоторые определения. Психогенетика изучает влияние ге­нотипа и среды на фенотипическую изменчивость поведения. Как правило, ос­новным способом психогенетического исследования является определение внутрипарного сходства поведенческих признаков монозиготных и дизиготных близнецов, а также родителей и детей (как родных, так и приемных). Монозиготными (МЗ) называются близнецы, содержащие идентичный набор генов. У дизи­готных (ДЗ) близнецов только половина генов одинакова. Аналогичный генети­ческий набор имеют сиблинги (родные братья и сестры). В психологических исследованиях анализируются вариации (дисперсии) признаков в родственных парах и между ними до 3-й степени (1-я степень: родители—дети, дизиготные и монозиготные близнецы, сибсы; 2-я степень: дедушки (бабушки)—внуки, дядя (тетя)—племянники; 3-я степень: кузены и другие родственники).

Популяцией называется совокупность индивидов, населяющих определенную территорию и вступающих в браки между собой чаще, чем с другими предста­вителями вида. Любой параметр, по которому представители популяции отлича­ются друг от друга, называется признаком. Конкретное значение признака у ин­дивида называется фенотипом. Различие между индивидами популяции измеря­ется фенотипической дисперсией. Общая дисперсия (Vp) признака складывается из дисперсий, определяемых генотипом (G) и средой (Е).

84 Глава 4

Применяется ряд моделей, представляющих отношения вкладов среды и гено­типа в фенотип. Наиболее распространенными являются однофакторная, двухфак­торная ортогональная и двухфакторная неортогональная модели.

Однофакторная модель предполагает, что отклонение индивидуального фено­типа от генотипического значения определяется средовым влиянием (средовое отклонение). Генотипическое значение признака отождествляется со средним фенотипическим значением, а средовое влияние — с дисперией. Корреляция их равна нулю.

В двухфакторной ортогональной модели эффект среды рассматривается в качестве самостоятельного фактора, а не в качестве отклонения от среднего фенотипического значения признака, определяемого генотипом.

В результате учитывается не только генетическая (Уд) и средовая (Vg) со­ставляющие, а и составляющая, зависящая от взаимодействия генотипа и среды (VEG). Эта составляющая равна нулю только при аддитивности генотипа и сре­ды. Учет взаимодействия генотипа и среды основан на предположении, что изме­нение одной характеристики среды может приводить к разным фенотипным эффектам при различных генотипах.

Наконец, двухфакторная неортогональная модель используется наиболее ча­сто. В ней учитывается не только эффект взаимодействия генотипа и среды, но и взаимосвязь генетической и средовой составляющих. Этот компонент отражает неравномерность распределения индивидов с различными генотипами по раз­личным средам. Соответственно при равномерном распределении популяционных генотипов по средам ковариация Cov(GE) равна нулю.

Основное уравнение модели выглядит следующим образом:

Vp = vq + ve + V^ + 2Cov(GE),

где Vp — общая дисперсия признака; vq — дисперсия, обусловленная генотипом;

Vg — дисперсия, обусловленная средой; Vgy — дисперсия, обусловленная взаимо­действием генотипа и среды; Cov (GE) — генотип-средовая ковариация.

Причин неравномерного распределения генотипов по типам среды может быть несколько:

1) активный поиск индивидами благоприятной среды;

2) реакция среды (родителей, воспитателей, группы и т.д.) на индивидуаль­ные особенности ребенка;

3) создание родителями, обладающими определенным генотипом, среды, благоприятствующей проявлению данного генотипа у детей, или наоборот — создание условий, препятствующих развитию соответствующих призна­ков у детей.

Наличие ковариации генотип—среда затрудняет анализ данных, поэтому ча­сто при сравнении МЗ и ДЗ близнецов полагают, что ковариация генотип—среда равна нулю.

Развитие интеллекта 85

Прежде чем ввести основное понятие психогенетики — коэффициент наследуемости — рассмотрим разложение генетической составляющей общей дисперсии. Обычно показатель генетической дисперсии вычисляется по формуле:

Vo = Уд + V„

где Уд — дисперсия аддитивных значений, Vp — дисперсия, обусловленная доми­нированием гена и проявляющаяся в отклонении значений фенотипа от его средних оценок.

Если гены, обусловливающие признак, взаимодействуют аддитивно, то генети­ческое значение признака равно линейной функции «плюс-генов» (увеличиваю­щих значение признака). Но гены могут взаимодействовать и неаддитивно. И в этих случаях говорят о доминировании одного гена над другим (полном доми­нировании или сверхдоминировании).

Коэффициентом генетической детерминации признака называется доля гене­тической вариативности в общей вариативности признака в популяции:

G = V, / V,

Коэффициентом наследуемости является отношение аддитивной генетиче­ской дисперсии к общей дисперсии (доля дисперсии, передаваемая от поколения к поколению):

G = Уд / V,

Иногда необходимо сравнивать эффект эпистатического взаимодействия меж­ду неаллельными генами, но обычно этот компонент в психогенетике опускается вследствие того, что по мере увеличения сложности взаимодействия между неал­лельными генами этот коэффициент значительно уменьшается.

Существует и ряд других факторов, влияющих на генетическую дисперсию признака (эффект близкородственных браков — имбридинг, эффект браков по сходству или противоположности индивидуальных черт — ассортативность), но их учет осуществляется лишь в некоторых узконаправленных исследованиях.

Что касается средовых факторов, обусловливающих средовую составляющую дисперсии, то они разделяются на внутрисемейные и межсемейные. Поэтому и средовая дисперсия признака делится на внутрисемейную (В„) и межсемейную (V„) компоненты. Кроме того, выделяют случайную компоненту (V„), причиной ее яв­ляются ошибки измерения, внутрииндивидуальная вариативность признака и пр.

Внутри компоненты Vg выделяют: V^„ — «общий дом»; v„q — одно поколе­ние; V„„, — среда, характерная для близнецов.

Существуют модели, которые описывают влияние лиц старшего поколения на ребенка (как родителей, так и всех других членов семьи), содержание этих мо­делей подробно изложено в соответствующей литературе [2].

Сегодня предложены весьма трудоемкие исследовательские планы выявле­ния относительного влияния среды и наследственности на изменчивость призна­ка. Наиболее точную, но трудоемкую и громоздкую схему предложил Кэттелл

86 Глава 4

[З]. Метод анализа множественной абстрактной дисперсии (MAVA) требует об­следования 8 типов семей (до 2500 пар детей), а именно: 1) монозиготные (МЗ) близнецы, воспитанные вместе; 2) МЗ близнецы, воспитанные отдельно; 3) сибсы, воспитанные вместе; 4) сибсы, воспитанные отдельно; 5) полусибсы, воспитанные вместе; 6) полусибсы, воспитанные отдельно; 7) родные дети, воспитанные в одной семье; 8) неродные дети, воспитанные отдельно.

Позже Иве [4] показал, что для большинства психологических исследований достаточно одного из двух наборов семей: 1) МЗ близнецы, воспитанные вместе;

МЗ близнецы, воспитанные отдельно, и сибсы, воспитанные отдельно или 2) МЗ близнецы, воспитанные вместе; сибсы, воспитанные вместе, и сибсы, воспитанные в разных семьях.

Несомненно, интеллект оказался наиболее привлекательным предметом ис­следований для психологов. Но, как замечает М. С. Егорова: «Большинство ме­тодов психогенетики позволяет получить данные, по которым можно судить не о наследуемости изучаемой характеристики, а о роли наследственности в фор­мировании ее межиндивидуальных различий» [5].

Со времени разработки метода, позволяющего различать монозиготных и дизиготных близнецов, исследования вклада генотипа в изменчивость общего интеллекта проводились очень интенсивно. В большинстве исследований выяв­лены высокие положительные корреляции между уровнем интеллекта монози­готных близнецов (0,62 < г < 0,92). Однако исследования, проведенные на близ­нецах, живущих вместе, подвергались объективной критике, так как высокие кор­реляции могли быть обусловлены совместным влиянием ряда средовых причин, как-то: время, проводимое близнецами вместе, стремление близнецов к сходству и различию, распределение ролей в паре и т. д. Поэтому большой интерес пред­ставляет изучение разлученных близнецов и приемных детей.

В известном психогенетическом исследовании, проведенном Дж. Шилдсом, участвовали 34 пары МЗ близнецов, выросших вместе, 38 пар разлученных МЗ близнецов и 7 пар ДЗ близнецов. Причем многие из них (21 пара) были разлу­чены сразу после рождения, а остальные — в период от нескольких месяцев до 9 лет со дня рождения.

Коэффициент внутренней корреляции по интеллектуальным тестам для раз­лученных МЗ близнецов оказался равным 0,77, для МЗ близнецов, выросших вместе, — 0,76 и для дизиготных близнецов — 0,51.

В исследовании Г.Ньюмена (1937) [6] были получены столь же высокие корреляции: для монозиготных разлученных близнецов 0,51 < г < 0,73 по раз­личным интеллектуальным тестам. Н. Дэниел выявил высокие внутрипарные корреляции при обследовании с помощью теста Векслера (WAIS) 12 пар взрос­лых близнецов в возрасте от 22 до 77 лет и разлученных с рождения до 5 лет.

Вербальный интеллект: 0,78. Невербальный интеллект: 0,49. Общий интеллект: 0,62.

Развитие интеллекта 87

Все эти исследования подвергались в разное время критике за отсутствие контроля влияния экспериментатора на результаты тестирования, нерепре­зентативность выборок, искусственное завышение сходства близнецов по лич­ностным характеристикам из-за особенностей процедуры отбора испытуемых и т. д.

В дальнейших исследованиях психогенетики пытались увеличить объем вы­борок, контролировать их репрезентативность, унифицировать условия проведе­ния тестирования.

Приведем результаты наиболее известных психогенетических исследований, проведенных в 70-80-е годы. Наиболее часто упоминаются исследования Дж. Лоэлина и Р. Николса [7]. Авторы применили Национальный тест качества знаний (NMSQT), отобрав около 1500 пар однополых близнецов из 600 тысяч школь­ников 17 лет. Причем средний уровень интеллекта близнецов не отличался от среднего по всей выборке. В окончательную экспериментальную группу вошло 839 пар. В результате выявлены очень высокие корреляции у монозиготных близнецов как по общему интеллекту, так и по результатам тестирования спе­циальных способностей (владение английским языком, математикой, понимание значений слов и т. д.).

Не удалось выявить значимые корреляции между степенью дифференцированности родительского отношения к близнецам и показателями интеллекта: среда влияла на уровень интеллекта, но не оказала влияния на степень внутрипарного сходства близнецов. Не оказывал влияния на сходство близнецов по интел­лекту и стиль семейного воспитания, хотя сам уровень интеллекта зависел от того, сколько времени с детьми проводил отец.

Влияние генетической составляющей на различия в общем интеллекте рав­но как минимум 0,50. Причем данные исследования весьма надежны и воспро­изводятся на разных выборках, разными исследователями, в разное время и в различных этнокультурных условиях.

Рассмотрим более детально, какова доля генетической детерминации индиви­дуальных различий при развитии специальных познавательных способностей.

Первоначально исследователей интересовало различие в показателях наследуемости вербального и невербального интеллекта. В качестве наиболее рас­пространенного инструмента для подобных исследований большинство психоге­нетиков выбрало тест Д. Векслера.

С. Ванденберг выявил значимые различия в величине показателя наследуе­мости способностей, тестируемых отдельными субтестами шкалы Векслера:

наибольший показатель наследуемости был у способностей, тестируемых вер­бальной шкалой («Общая осведомленность», «Арифметический», «Общая понят­ливость», «Словарный», «Шифровка», «Сходство»), а также у субтестов невер­бальной шкалы «Кубики Косса» и «Последовательные картинки». Между тем по субтестам «Сложение фигур», «Недостающие детали» различия между груп­пами МЗ и ДЗ близнецов оказались незначительными. Более того, различия в уровне вербального интеллекта в целом более генетически детерминированы,

88_____________________________________________________Глава 4

чем в уровне невербального интеллекта. Влияние средовой составляющей на невербальный интеллект гораздо более значительно [8].

Наиболее полное и интересное исследование провел в 1979 году Р. Роуз: он сравнивал семьи взрослых МЗ близнецов, их супругов и детей. Исследование проводилось, в частности, для выявления влияния так называемого «материнско­го эффекта»: при его наличии полусибсы, матери которых являются МЗ близне­цами, будут обладать большим сходством по уровню интеллекта, чем полусибсы, у которых отцы МЗ близнецы. Этот эффект выявился только для двух субтес­тов шкалы Векслера. Кроме того, был обнаружен аддитивный характер наследо­вания способностей, входящих в структуру невербального интеллекта.

Наконец, Дж. Горн с коллегами (1982), анализируя результаты техасского исследования, пришел к выводу, что показатели невербального и вербального интеллекта в равной мере детерминированы генотипом, но изменчивость невер­бального интеллекта в большей мере обусловлена семейной средой [9].

Если взять за основу факторную структуру способностей (по Терстоуну), то становится очевидно, что многочисленные исследования практически полностью воспроизводят один и тот же порядок, показывающий меру генетической детер­минации тех или иных способностей. В наибольшей мере генетически детерми­нированы уровни развития вербальных способностей (V-factor), пространствен­ные (S-factor), беглость речи (W-factor). Относительно математических способ­ностей результаты, полученные в различных исследованиях, расходятся.

Однако особое внимание исследователи уделяют пространственным способ­ностям (в смысле Л. Терстоуна и М. Мерфи). В психологии устоялась точка зрения, согласно которой пространственный интеллект относительно независим от скоростного, измеряемого групповыми тестами интеллекта (а по некоторым данным — корреляция между ними отрицательная), и, более того, в некоторых исследованиях выявлена отрицательная корреляция пространственных и вер­бальных способностей. Пространственный интеллект является одной из основ­ных специальных познавательных способностей (по данным Дж. Дефриза). Как мы уже отмечали, Терстоун выделяет две основные составляющие простран­ственного фактора: во-первых, это способность к мысленному вращению двух-или трехмерных объектов в пространстве (пространственное воображение); во-вторых, ряд способностей, определяющих успешность опознания простран­ственных конфигураций при изменении их ориентации (коррелирует с «полезависимостью—поленезависимостью», успешностью решения сенсомоторных за­дач и пр.).

Однако исследования Д. Гудинафа и его коллег [10], проведенные с помощью методов генетических маркеров, не выявили единого механизма наследования пространственных способностей. Гудинаф отобрал для исследования 30 семей, в каждой из которых было не менее трех сыновей. В качестве «генетических маркеров» брались красно-зеленая цвето-слепота (дальтонизм) и одна из групп крови (XYa). Пара братьев, совпадающих по одному из генетических маркеров, сравнивалась с парами братьев, различающихся по этому маркеру. Предполага-

Развитие интеллекта 89

лось (по механизму сцепленного наследования), что если у братьев, совпадающих по маркеру, сходство по уровню развития пространственных способностей будет больше, чем у братьев, различающихся по маркеру, то пространственные способ­ности детерминированы генетически. Были использованы 7 различных тестов пространственных способностей. В итоге не выявлено единого генетического механизма детерминации различий в пространственных способностях [2].

Что касается «полезависимости—поленезависимости», тестируемой с помо­щью теста «Включенных фигур» Н. Уиткина или с помощью теста «Стержень— рамка», то, по данным Н. С. Егоровой, сходство в результатах, показываемых МЗ близнецами, очень велико (г = 0,70), между тем корреляции у ДЗ близнецов очень низки 0 < г < 0,24.

Хотя М. С. Егоровой и удалось выявить влияние распределения ролей в паре МЗ близнецов (внутрипарное сходство оказалось выше в группах со ста­бильным распределением ролей без явного лидерства), но генетическая детер­минация полезависимости оказалась очень велика.

Наиболее противоречивы результаты исследований генетической детерми­нации математических способностей.

В исследовании Т. Фога и Р. Пломина [11] не выявлено наследуемости мате­матических способностей, а в исследованиях А. Гарфинкеля, Дж. Лоэлина и Р. Николса [12] были выявлены значимые различия внутригрупповых корреля­ций МЗ и ДЗ близнецов. Правда, исследование А. Гарфинкеля проведено в русле концепции Ж. Пиаже о природе интеллекта, и в качестве экспериментальных проб были использованы 15 задач Ж. Пиаже. В экспериментальную группу вошли 197 монозиготных и 72 дизиготные пары 4-8-летних близнецов. Оказалось, что наследственные факторы и образование родителей обусловливают 50 % вари­антности показателей логического мышления по Ж. Пиаже. Но возникает зако­номерный вопрос, тождественны ли математические способности уровню разви­тия интеллекта по Ж. Пиаже.

Существует масса обзоров, обобщающих данные близнецовых исследований. К числу наиболее известных относится обзор Р. Николса, содержащий сводку 211 исследований [12].

Наибольшая разница величин внутрипарных корреляций между моно- и дизиготными близнецами наблюдается в уровне развития пространственного мыш­ления, способности к логическим рассуждениям, в точности и успешности осво­ения языков, а также в успешности изучения специальных дисциплин (возможно, определяется вербальным интеллектом). Наименьшая разница между МЗ и ДЗ близнецами — в уровне развития дивергентного мышления. Обобщение данных десяти психогенетических исследований дивергентного мышления, проведенное Николсом, свидетельствует, что генотип определяет не более 22 % дисперсии дивергентного мышления. Напомню, что для общего интеллекта этот процент близок по данным Айзенка к 70-80. Напрашивается вывод (подкрепленный мно­гими исследованиями), что креативность, в отличие от интеллекта, в большей мере детерминирована средовыми влияниями, нежели интеллект (если считать основой креативности дивергентное мышление).

90 Глава 4

Общие способности в большей мере генетически детерминированы, чем специальные; различия в уровне вербального интеллекта в большей мере обус­ловлены наследственностью, чем различия в уровне невербального интеллекта.

Сегодня исследователи не удовлетворяются регистрацией сходств — разли­чий корреляций показателей МЗ и ДЗ близнецов и организуют лонгитюдное ис­следование. Наиболее известным является Луисвилльское исследование, прово­дившееся с 1957 года до середины 80-х годов. В нем было прослежено развитие 500 пар МЗ близнецов от 0 до 15 лет. Параллельно исследовалось 950 пар сибсов.

Таблица 10. Показатели наследуемости и их ранговые места, полученные при диагностировании специальных способностей (J. Loehlin, R. Nichols, 1976)

Специальные D. Dewet,1954 L.Thurstone, 1955 S.Vanderberg, 1962 S.Vanderberg, 1965
способности h Ранг h Ранг h Ранг h Ранг
Вербальные 0,68 0,64 0,62 0,43
Пространственные 0,51 0,76 0,59 0,72
Математиче­ские 0,07 0,34 0,61 0,56
Рассуждение 0,64 0,26 0,28 0,09
Беглость речи 0,64 0,59 0,61 0,55
Память 0,39 0,20
Количество парДЗ/МЗ 26/ 53/ /45 36/ ^6

План исследования включал тестирование уровня интеллекта по сопостави­мым шкалам. Тестирование до 2 лет проводилось по шкале Бейли, с 2,5 до 3 лет интеллект тестировался с помощью шкалы Стэнфорд—Вине, позже использова­лись версии шкалы Векслера для дошкольников, младших школьников и подрост­ков. Каждого близнеца тестировали разные экспериментаторы.

В результате была выявлена общая закономерность: возрастание в течение первых 15 лет жизни внутрипарного сходства показателей интеллекта у монозиготных близнецов и падение показателей сходства у дизиготных близнецов. Более того, профили индивидуального развития у монозиготных близнецов бо­лее сходны, чем у дизиготных близнецов. Причем уровень корреляции показате-

Развитие интеллекта 91

Таблица 11. Ранговые места показателей наследуемости специальных способностей (S Vanderberg, 1962) [8]

Субтесты F-отношения Ранги
Общая осведомленность (I) 3,88***
Общая понятливость (С) 2,25**
Арифметический (А) 2,78***
Сходство (S) 1,81*
Повторение цифр (D) 1,53*
Словарный (V) 3,14***
Шифровка (DS) 2,06**
Недостающие детали (PC) 1,50
Кубики Косса (BD) 2,35**
Последовательные картинки (РА) 1,74*
Сложение фигур (ОА) 1.36
    M3
    ДЗ

* р<0,05

** р<0,01

*** р<0,001

лей общего интеллекта у M3 близнецов был равен уровню надежности теста (г=0,85).

Тестирование близнецов, их братьев и сестер (в возрасте 8 лет) показало, что величина корреляции общего и вербального интеллектов для дизиготных близнецов, сибсов, а также сибсов и членов близнецовой пары практически одинакова. Сход­ство семейной среды и генотипов влияет на интеллект близнецов и неблизне­цов в одинаковой мере (кроме M3 близнецов — сходство их интеллектов оп­ределяется генотипом). И вместе с тем, начиная с 2 лет, увеличивается корреля­ция интеллекта с такими характеристиками семейной среды, как образование родителей, социально-экономический статус, когнитивные и личностные особен­ности матери, «адекватность среды личностным особенностям детей» и т. д.

Э2 Глава 4

Таблица 12. Внутрипарное сходство показателей интеллекта близнецов по данным Луисвилльского исследования (по A. Matheny et al., Behavorial contrasts in twinships:

Stability and patterns of differences in childhood // Child Development. 1981. V. 52. P. 579-588)

    Количес тво пар r    
Возраст MZ DZ MZ DZ
3 мес. 0,66 0,67
6 мес. 0,75 0,72
9 мес. 0,67 0,51
12 мес. 0,68 0,63
18 мес. 0,82 0,65*
24 мес. 0,81 0,73
30 мес. 0,85 0,65**
36 мес. 0,88 0,79*
4 года 0,83 0,71*
5 лет 0,85 0,66**
6 лет 0,86 0,59**
7 лет 0,86 0,59**
8 лет 0,83 0,66*
9 лет 0,83 0,65*
15 лет 0,88 0,54

* р<0,05 для r^>r„

** p< 0,01 для r^>r^

В Чешском лонгитюдном исследовании замеры интеллекта проводились ежегодно. Данные, полученные чешскими исследователями, аналогичны резуль­татам Луисвилльского лонгитюда: после четырех лет уменьшается сходство фе­нотипа близнецов, а показатель наследуемости общего интеллекта растет. К 6-7 годам он превышает величину 0,50. Пожалуй, только в исследовании Н. С. Кантонистовой [13], которая применяла тест Векслера (возраст 7-10 лет), выявлено

Развитие интеллекта 93

увеличение влияния средовых факторов на разброс показателей интеллекта. Причем коэффициент наследуемости был выше 0,50 для шести субтестов. Нако­нец, в работе М. С. Егоровой с коллегами [14] получены результаты, в еще боль­шей мере отличные от данных, полученных американскими и европейскими пси­хогенетиками. Исследование проводилось с помощью теста Векслера (адаптация А. Ю. Панасюка) на выборках монозиготных и дизиготных близнецов в 6,5 года, в 7,5 и в 9,5 года. Было выявлено увеличение сходства в уровне развития невер­бального интеллекта у МЗ близнецов от 6,5 до 7,5 года, а затем снижение к 9,5 годам. У ДЗ близнецов сходство в уровне развития невербального интеллекта с возрастом уменьшается, общего — уменьшается к 9,5 годам, а вербального — воз­растает к 7,5 годам и возвращается к прежнему уровню к 9,5 годам.

Для общего интеллекта увеличивается показатель наследуемости и уменьша­ется показатель влияния среды. Для вербального интеллекта в 6,5 года и в 9,5 года коэффициент наследуемости более 0,50 и лишь в 7,5 лет дисперсия определяется средовыми влияниями. Наконец, вариантность невербального интеллекта в 6,5 года в большей мере, чем в школьном возрасте, определяется влиянием среды, а при переходе к школьному возрасту вклад генотипа увеличивается в два раза.

Авторы интерпретируют результаты с позиций средового подхода: вербаль­ный характер обучения в школе, жесткие требования к развитию речи способ­ствуют выравниванию этих показателей в группах монозиготных и дизиготных близнецов. Кроме того, школа не дает на первых порах проявить ребенку инди­видуальные способности (уровень вербального интеллекта снижается). Невер­бальный интеллект не подвергается целенаправленному воздействию среды и поэтому развивается под влиянием генетической детерминации. С этой интер­претацией согласуется и более высокая положительная корреляция показателей

НЕРОДСТВЕННИКИ выросшие врозь

выросшие вместе____ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ—ДЕТИ

о выросшие врозь

ш близнецы ь разнополые

< Деуяйцевые_____

х Ойнояйивеые______

выросшие врозь выросшие вместе

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70 0,80 0,90 Коэффициент корреляции

рис. 19. Зависимость степени сходства интеллектуальных особенностей от степени родства (цит. по [5]). Горизонтальные линии — разброс величин коэффициентов корреляции

94 Глава 4

интеллекта, измеренных в 6,5 года с аналогичными измерениями в 7,5 и в 9,5, чем последних между собой: влияние первичной адаптации к школе сказывается на результатах тестирования.

В ряде других исследований просматривалось влияние интеллекта родителей (родных или приемных) на интеллект детей.

Крупнейшими из реализованных к настоящему времени программ являются Гавайское семейное исследование, Техасское исследование, Колорадское и Миннесотское исследования приемных детей.

В Гавайском исследовании сопоставлялись интеллектуальные показатели сибсов, детей и родителей, а также родителей между собой. Тестировались простран­ственные и вербальные способности, скорость и точность восприятия, а также зри­тельная память и общий интеллект. Выявились более высокие корреляции между родителями и детьми по общему интеллекту и по пространственным и вербаль­ным способностям, чем по скорости восприятия и зрительной памяти. При этом корреляции были выше между показателями матерей и детей, чем отцов и де­тей. Показатель наследуемости общего интеллекта Н равен примерно 0,50 %.

В Техасском исследовании сопоставлялись результаты тестирования 300 се­мей. Исследователей интересовали соотношения интеллекта родителей и их де­тей (собственных и приемных). Показатели интеллекта восьмилетних детей из­мерялись тестами Стэнфорд—Бине и Векслера. В целом оказалось, что вклад генотипической составляющей оказался равен 0,50, как и в предыдущем исследо­вании. Однако зафиксировано увеличение с возрастом связи уровня интеллекта приемных детей с уровнем интеллекта их биологических родителей и тем са­мым показано увеличение влияние генотипа на вариативность интеллекта.

Наиболее широкой по охвату когнитивных особенностей личности стало проводимое с 1975 года Колорадское исследование приемных детей (200 семей с приемными детьми и столько же контрольных семей). В ходе этого исследова­ния тестировались: вербальный и пространственный интеллект, перцептивная скорость, зрительная память, общий интеллект, особенности личности и темпера­мента. Для тестирования детей с годовалого возраста применялась шкала Бейли. Кроме того, фиксировались особенности отношения к ребенку, тип ухода за ним, готовность родителей к вербальным и эмоциональным контактам с ребенком. Приемные дети по семьям были распределены случайно. Данные исследования говорят о сходстве показателей умственного развития детей и отцов («отцов­ский эффект») как биологических (г = 0,45), так и неродных. Обнаружены связи между общими способностями биологических матерей и уровнем комму­никативных навыков годовалых детей, а также их способностью к подражанию.

В аналогичном Миннесотском исследовании приемных детей исследовались случаи усыновления. Интеллект семей (100 семей имеют 176 приемных детей) тестировался тестами Стэнфорд—Бине и Векслера. Данные оказались совер­шенно аналогичными результатам других исследований: коэффициент корреля­ции между интеллектом детей и их биологических родителей оказались выше, чем между интеллектом приемных детей и приемных родителей. «Материнский эффект» оказался чуть больше, чем «отцовский».

Развитие интеллекта 95

Эти исследования подтверждают гипотезу о генетической детерминации раз­личий в уровне развития общего интеллекта и меньшем влиянии генотипа на различия в специальных познавательных способностях.

В 70-е годы Дж. Ройс выдвинул факторную генетическую модель, на основе которой делалась попытка объяснить влияния генофонда и среды на специаль­ные познавательные способности и общий интеллект [15].

Ройс основывался на представлении о конгруэнтности «генетической» и «сре-довых» факторных структур: одни и те же показатели интеллекта в равной мере подвержены генетическим и средовым влияниям. Согласно этой модели, генети­ческие факторы парциальных способностей влияют на их проявление в феноти­пе, а фенотипы отдельных способностей определяют влияние генотипа на общие способности.

Глава 4 Развитие интеллекта - student2.ru СРЕДА Глава 4 Развитие интеллекта - student2.ru

Фенотип СПОСОБНОСТИ

Фенотип СПОСОБНОСТИ

Глава 4 Развитие интеллекта - student2.ru

ОБЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Рис. 20. Генетическая модель детерминации развития способности (по Дж. Ройсу)

Дж. Ройс показал, что генетические и средовые детерминанты в равной мере влияют на вариативность генетических признаков. Модель Ройса подтвер­ждается лишь наполовину: если вариации общего интеллекта на 0,5 обусловле­ны генотипом и на 0,5 средой, то вклад генотипа в вариацию парциальных способностей значительно меньше.

Очевидно, более справедлива иная модель:

Глава 4 Развитие интеллекта - student2.ru

Рис. 21. Детерминация развития способностей (гипотеза, альтернативная модели Дж. Ройса)

96 Глава 4

Возникает проблема: одни и те же или разные параметры среды влияют на развитие «общего интеллекта» (среда 1) и парциальных интеллектуальных фак­торов (среда 2)?

Можно предположить, что эти параметры все же различны, то есть на разви­тие общего интеллекта решающее влияние оказывает общая «интенсивность» интеллектуального взаимодействия с социальной микросредой (значимыми взрослыми), а на развитие парциальных интеллектуальных способностей — виды материала и задач, с которыми преимущественно имеет дело ребенок при интел­лектуальном взаимодействии со взрослыми.

М. С. Егорова полагает [14], что коэффициенты генетической детерминации общего интеллекта и его подфакторов примерно равны (0,4 < Н < 0,66). Но при этом упускается очень важный момент: чем выше связь общего интеллекта со специфическим фактором (по модели Спирмена), тем выше генетическая детер­минация. Она максимальна для вербального и пространственного интеллекта и минимальна для перцептивных и сенсомоторных способностей.

Наши рекомендации