Зарубежного опыта социальной работы
Социальная работа в каждом обществе, несмотря на внешнюю схожесть систем социально-нормативной регуляции, всегда конкретна, уникальна и неповторима.
Поэтому при исследовании международного опыта социальной работы необходимо учитывать уникальность форм социальной работы в каждой стране.
Социальная работа как профессия, имеющая свои научные и практические традиции, – это явление западной культуры, определяющее качество которой – рациональность. Может ли социальная работа получить развитие в условиях не западной, а другой культуры, например в азиатских странах, на африканском континенте?
Опыт многих стран свидетельствует о возможности этого. Известно, что концептуально социальная работа с самого своего начала опиралась на христианские традиции. Несмотря на то, что многие из них отражали общечеловеческие ценности, социальные службы многих стран, где господствовала другая религия, например мусульманство, учитывали местные традиции, т.е. иное, чем в христианстве, понимание, скажем, равенства и справедливости, благотворения и воздаяния. Например, разительно различаются западное и восточное понимание попечения. Социальная работа в большинстве западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало, его индивидуальные права, и социальные службы изначально создавались по месту жительства людей и обслуживали в основном только тех, кто не имел другой возможности получить помощь. В азиатских же странах человек по традиции воспринимается как элемент системы семейных связей, как часть малой группы, а не как индивидуальность или отдельная личность. В США, как и в большинстве европейских стран, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к независимой от семьи самостоятельной жизни в обществе. В соответствии с западной традицией социальные работники поощряют многообразие, плюрализм посредством конкуренции, а на Востоке социальные работники руководствуются идеями единения, униформности, сплоченности, стараясь при этом обходить острые углы, конфликты и жесткую конкурентную борьбу.
Основная задача изучения международного опыта – найти и обосновать на основе теоретического осмысления опыта социальной работы, накопленного в течение многих десятилетий зарубежными странами, те общие черты, которые определяют социальную работу как научное знание и как профессиональную деятельность.
Анализ мирового опыта социальной работы свидетельствует о том, что наряду с уникальностью, обусловленной социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традиций каждой страны, социальной работе свойственно нечто общее, без чего эта профессиональная деятельность утратила бы свои базисные характеристики. Это общее, основанное на качественных параметрах, можно сгруппировать по трем основным направлениям:
– профессиональная культура, включающая в себя универсальные общечеловеческие, общественно признанные базовые ценности, а также стандарты профессионального поведения;
– система научных и практических знаний (теория и методы социальной работы);
– общественное признание или социальный статус профессии.
Социальная работа за рубежом преследует следующие цели:
– способствовать нормальной жизнедеятельности человека, восстанавливать, поддерживать или укреплять функционирование индивидов, семей, социальных групп, организаций и общин;
– планировать, развивать и реализовывать социальную политику, услуги и программы, которые должны удовлетворить основные потребности человека, а также оказывать помощь конкретным людям в развитии их способностей и навыков;
– использовать средства социальной защиты населения, предусмотренные законом;
– постоянно повышать квалификацию и действующую систему контроля уровня профессиональных знаний практикующих социальных работников.
Ценностными установками всех разновидностей профессиональной социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.
Профессиональными знания социального работника обычно являются:
1. Знание о природе человека и его социальном окружении.
2. Теория и методы социальной работы.
3. Специфические профессиональные навыки и умения (технология социальной работы).
Клиенту нужны гарантии качества социальной помощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специалисты, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и обладающие особыми душевными качествами, способные и готовые помочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколюбия. Социальная работа – это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являются личностные качества (в первую очередь милосердие и человеколюбие), а затем уже знания, навыки и умения.
Овладение мировым опытом социальной работы с одновременной разработкой собственных моделей, теорий и методов, основанных на культурных традициях, знании и учете состояния и возможностей российского общества, явится предпосылкой и одновременно прочной основой для дальнейшего развития профессии социального работника в России.
Теоретические модели