Кадры управления. Отбор кадров. Оценка профессиональной деятельности. Обучение и повышение квалификации. Выдвижение, ротация, резерв. Система оценки кадров
Кадры — это общая (количественная и качественная) характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия. Подбор персонала — это важный этап в работе с кадрами, включающий расчет потребности в персонале, построение модели рабочих мест, профессиональный отбор кадров и формирование резерва. Ключевым звеном в процессе подбора персонала можно назвать определение адекватных требований к кандидатам. Документированной основой для разработки таких требований являются должностная инструкция и профессиограмма. Существует два вида источников набора персонала: внутренние — за счет сотрудников самой организации и внешние — за счет ресурсов внешней среды. Кадровый резерв - это группа перспективных работников, предназначенных для замещения определенных должностей. Ротация кадров — (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации. Выдвижение кадров - это процедура перемещения работника, уже работающего в коллективе, на более высокую должность в случае соответствия его квалификации, уровня знаний, практических навыков и деловых качеств требованиям, предъявляемым к кандидатам на вакантную должность.
Оценка персонала - это система выявления определенных характеристик сотрудников, которые потом помогают руководителю в принятии управленческих решений, направленных на увеличение результативности подчиненных. Обычно оценка персонала проводится по трем направлениям: оценка квалификации сотрудника - когда выявляются характеристики эталона и сравниваются с конкретным человеком; анализ результатов работы - здесь оценивают качество выполненных работ; оценка сотрудника как личности - выявляются личностные характеристики и сравниваются с идеальными для данного места. Сама система оценки персонала - это целый ряд действий и мероприятий, направленных на оценку сотрудников и носящих постоянный характер. Аттестация – это плановый процесс проверки квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности.
Особенности сельского хозяйства как основного звена АПК. Функциональная и отраслевая структура АПК. Общие и специфические черты управления отраслями растениеводства и животноводства и отдельными видами в АПК.
1) без сельского хозяйства не может существовать современное общество. Человеческое общество базируется на аграрном производстве. И пусть многие развитые страны практически полностью отказались от производства продуктов питания на своей территории, они все равно нуждаются в сельскохозяйственной продукции, просто закупают они ее за рубежом; 2) у аграриев нет возможности расширяться за счет качественного улучшения своей продукции, как это делают производители электроники или самолетов. Поэтому им остается только оптимизировать сам процесс производства, то есть расширять посевные площади и автоматизировать процесс сбора и переработки продукции; 3) напрямую зависит от природных условий региона. Рентабельность производства той или иной культуры зависит от того, насколько комфортны условия для ее произрастания; 4) Есть и другие особенности сельского хозяйства в отдельно взятых странах, которые связаны с местными традициями. Большая часть мирового производства риса приходится на страны Азии, где этот продукт является одним из основных в рационе. То же и с другими странами. Именно предпочтения населения определяют то, что будет производить сельское хозяйство.
Отраслевая структура АПК. Сложной структурой отличается агропромышленный комплекс, объединяющий разные отрасли экономики. Агропромышленный комплекс представляет собой систему взаимосвязанных отраслей хозяйства, производств и видов деятельности, взаимодействующих в ходе обеспечения потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления из сельскохозяйственного сырья. Условно он подразделяется на 3 сферы: 1)сельскохозяйственное производство; 2) группа отраслей, осуществляющих производство средств производства для сельского хозяйства, его материально-техническое обеспечение и производственное обслуживание; 3) группа отраслей и производств, обеспечивающих переработку и движение продукции сельского хозяйства к конечному потребителю (пищевая, соответствующие отрасли лёгкой промышленности, предприятия по транспортировке, хранению, реализации).
Функциональная структура управления строится на основе разделения прав и обязанностей между членами органа управления в соответствии с их квалификацией и служебными обязанностями. Необходимость использования функциональной структуры управления обусловлена сложностью производственного процесса, его специализацией и необходимостью оперативной обработки больших объемов специализированной информации в целях принятия управленческих решений. Управление по функциональным цепочкам основано на принципах централизма и единоначалия. Одновременно каждая такая цепочка входит в линейную структуру управления всем предприятием. Преимуществом функциональной структуры является высокий профессионализм и оперативность принимаемых решений.
Управление растениеводством – важнейший организационный процесс, благодаря которому хозяйственная деятельность в отрасли осуществляется согласованно. Он охватывает все ее аспекты: от планирования объемов продукции до организации сбыта. Отрасль растениеводства предполагает множество взаимосвязанных, но различных по своей сути процессов и технологических операций. Для того чтобы они осуществлялись слаженно и максимально эффективно необходима четкая координация и контроль. Отсюда следует, что управление растениеводством должно осуществляться на всех основных этапах деятельности растениеводческой организации: 1) Процесс производства продукции ( планирование объемов производства продукции; планирование и последующая оптимизация севооборотов хозяйства; обработка актуальной информации и составление прогнозов, затрагивающих различные стороны хозяйственной деятельности; и др.) 2) Полевые работы.
На данном этапе управление растениеводством предполагает контроль над проводимой работой и соответствием ее объемов запланированным. 3) Уборка урожая и его хранение (координация и контроль над осуществлением хозяйственной деятельности; проверка соответствия рабочих планов реальному объему выполненных работ; а также решение вопросов оценки качества продукции и ее размещения на хранение.) 4) Переработка и реализация продукции (орган управления занимается вопросами поиска и обслуживания каналов сбыта продукции. Хозяйственная деятельность требует от управленца адекватных, взвешенных решений. Далеко не последнюю роль играет и способность органа управления действовать оперативно, так как на растениеводческую деятельность оказывает значительное влияние погодный фактор, а он часто имеет непредсказуемых характер.
Животноводство – это ведущая отрасль сельского хозяйства, которая не только обеспечивает население мясом, молоком и яйцами, а также обеспечивает сырьем промышленность, дает органические удобрения и живую тягловую силу. А еще животноводство – это база для изготовления различных лекарственных препаратов. Животноводство имеет несколько направлений – это скотоводство, свиноводство, козоводство и овцеводство, рыбоводство и птицеводство, звероводство, оленеводство и так далее. Животноводство делится на племенное, репродуктивное и товарное. К сожалению, сегодня идет снижение государственного производства молока и мяса. Причина в низкой рентабельности и высокой конкурентоспособности импортной продукции. Население не заинтересовано работать в сельском хозяйстве, в частности в животноводстве. Чтобы животноводство продуктивно развивалось, требуется помощь государства и иностранные инвестиции. Основными производителями мяса сейчас являются не сельскохозяйственные предприятия, а личные хозяйства.
Планирование как составляющая производственного менеджмента .Разработка планов производства продукции животноводства и растениеводства.Бизнес-План.
1)Процесс управления связан с планированием, организацией выполнения планов и контролем конечных результатов. Чем лучше отработаны и взаимосвязаны эти важнейшие функции, тем эффективнее управление. Планирование позволяет определять характер, формы и последовательность будущих действий. В общих чертах планирование предполагает: формулировку целей и вероятных стратегий;установление первостепенных задач и определение действий по их решению.Результатом планирования является система планов – долгосрочных, среднесрочных, оперативных. Наиболее сложной проблемой является разработка стратегии. Слово "стратегия" широко используется в военной науке. Стратегия затрагивает интересы любой организации, определяя главные направления ее развития на длительный период. При этом среднесрочные и оперативные планы должны быть подчинены стратегическим целям.Стратегическое планирование – функция менеджеров высшего звена. Производственный менеджмент связан, прежде всего, с функциональной стратегией. Функциональная стратегия или стратегия производственного процесса направлена на поддержание стратегии фирмы путем решения задач, формируемых с учетом потребности клиента. Она связана с распределением и использованием ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса. Именно производственные службы могут сыграть решающую роль в реализации стратегии контроля затрат путем снижения расхода сырья и материалов, затрат труда, накладных расходов и других затрат, формирующих производственную себестоимость продукции. Бизнес-план является важнейшим документом предприятия любой формы собственности и вида деятельности. В условиях конкуренции каждый из субъектов хозяйствования занимает определенную «нишу» на рынке и использует в конкурентной борьбе присущие ему сильные стороны. 2)Разработка бизнес-плана необходима при реформировании и совершенствовании работы действующих предприятий и создании новых. Для этого надо грамотно обосновать предложения и мероприятия, а это возможно только при разработке бизнес- плана по всем направлениям производственно-финансовой деятельности предприятия. Бизнес-план — это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а также определяются способы решения этих проблем. В конечном счете, бизнес-план должен ответить на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно тот доход, который сможет окупить все затраты сил и средств? Перед составлением бизнес-плана целесообразно ответить на два главных вопроса: - что получит предприятие от успешной реализации бизнес- плана?- какая степень риска потери инвестируемых средств?Разработанный бизнес-план выступает как инструмент управления предприятием, обеспечивающий эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, достижение запланированной прибыли, уровня рентабельности предприятия, а также решение всех поставленных задач.
39.Организационная и производственная структура предприятия. Структура управления и задачи управления производством.
1)В процессе изготовления продукции или оказания услуг на предприятии осуществляется взаимодействие всех его подразделений. Все подразделения предприятия образуют его организационную структуру. Организационная структура отражает состав и взаимодействие всех составных элементов предприятия – цехов, участков, служб, аппарата управления. Составными элементами организационной структуры предприятия являются организационная структура управления предприятием и его производственная структура Организационная структура управления предприятием - это система управленческих структур, при помощи которой решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием. Организационная структура управления предприятием соответствует масштабам и функциональному назначению управляемых объектов. На крупных предприятиях, производящие сложные виды продукции, создается сложная иерархическая структура управления. На малых предприятиях создаются простейшие организационные структуры: руководитель - исполнитель.Организационная структура управления внутри предприятия строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему.Производственные подразделения предприятия, а также формы связей между ними, взятые в совокупности, составляют производственную структуру. Производственная структура предприятия определяется следующими факторами:1. Номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности и требования к качеству.2. Материалы, используемые для изготовления продукции.3. Организация обслуживания производства.4. Уровень специализации и кооперирования. 2) Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры, которую самостоятельно разрабатывает администрация предприятия. При разработке организационной структуры должно быть обеспечено эффективное распределение.Функций управления по подразделениям предприятия с соблюдением следующих условий: решение вопросов одного плана не должно находиться в ведении разных подразделений;все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений; на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.Структура управления предприятием представляет собой совокупность всех его служб и существующих между ними управленческих связей как по горизонтали, так и по вертикали. Она может изменяться во времени в соответствии с динамикой и содержанием функций управления, а связи между отдельными подразделениями могут быть вертикальными и горизонтальными.Вертикальные связи — это связи руководства и подчиненных, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, например связь между директором предприятия и начальником цеха.Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми, например связь между начальниками цехов.В структуре управления предприятием различают также линейные и функциональные связи. Линейные связи — отношения, касающиеся принятия и реализации управленческих решений и движения информации между линейными руководителями, которые полностью отвечают за деятельность предприятия или структурных подразделений.Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями предприятия. Для их характеристики используют такие понятия, как полномочия и ответственность. В частности, выделяют полномочия:1) линейные (право решать все проблемы подразделения и подчиненных);2) штатные (право советовать, но не решать);3) функциональные (право принимать решения по определенному типу проблем, например, снабжению, улучшению качества продукции и т.д.).