Различное в морали и праве 18 страница
Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи нравственного воспитания. Эти задачи решаются при помощи определенной системы морального воспитания, которая сложилась в нашем обществе и специфически проявляется в системе правоохранительных органов.
Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществления, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей совокупности систему этого вида воспитания.
Основные направления нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов связаны с формированием у них необходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек. Этому процессу предшествует этап внесения в сознание сотрудников этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях морали, нравственных принципах и нормах, о моральном идеале личности. Такую задачу решают этическое просвещение, пропаганда и агитация.
1. В системе правоохранительных органов используются разнообразные формы распространения этических знаний. Среди них можно назвать лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.
Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотрудников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих категорий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мундира»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на художественных образах или исторических личностях, но и на фактах из
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное значение имеют не только положительные примеры высоконравственного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципиальности, честности и скромности, но и анализ безнравственных поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и целенаправленно распространять этические знания, доводить их до каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной практике и повседневном поведении.
И.Ф. Гебарт |
Однако как бы ни было значимо этическое просвещение, оно не должно стать просветительством, т.е. не может быть самоцелью и никогда не в состоянии заменить нравственного воспитания. Человек может обладать обширными этическими знаниями и в то же время жить, «добру и злу внимая равнодушно», совершать безнравственные поступки. Это свидетельствует как раз о том, что знания человека не стали его убеждениями, что процесс нравственного обучения по существу не сопровождался нравственным воспитанием. По выражению немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта, нравственное просвещение без нравственного воспитания — это средство без цели. Нравственное же воспитание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства. 2. Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотрудника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практической целесообразности, общественной значимости, объективной необходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному составу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу формирования у сотрудников моральных убеждений наносят расхождения между словом и делом, когда руководитель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабления, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания — воспитатель (начальник, наставник) не должен позволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых. Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям,
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 207
бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых моральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.
В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко приходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобствами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «надо». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения. И здесь немалую роль играют морально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общественных организаций.
Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда сотрудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практика способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.
Среди отдельных сотрудников правоохранительных органов имеют место некоторые из антиподов морали. Аморальны по своей сути служебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует назвать прежде всего незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтирательство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и злоупотребление служебным положением. Природа этих и иных проступков и преступлений различна, однако они всегда предопределяются низкой нравственной культурой сотрудников.
Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессионально-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нравственной деформации. Трудно обвинить сотрудника, уволенного по отрицательным мотивам после 10—15 лет службы, в отсутствии профессионализма, навыков, умения работать (хотя и такие случаи бывают), а вот его моральная деформация, как правило, очевидна. При этом важно подчеркнуть, что неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако «профессиональной» деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспитания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жизни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива, зрелостью общественного мнения, авторитетом руководителей.
Воспитательная работа по предотвращению или локализации моральной деформации предполагает:
• учет морально-психологических, политических и деловых качеств сотрудника, степень его субъективной предрасположенности к деформации;
• анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или военнослужащих;
• учет состояния служебного коллектива (половозрастного состава, стабильности, показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т.д.);
• проведение комплекса мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации.
Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и постоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважения к человеку и закону, непримиримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запятнать честь мундира.
Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. Задача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитетами были достойные сотрудники.
большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, присвоения специального звания с вручением погон.
Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит вовлечение их в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной самодеятельности, других видах самодеятельного творчества, организуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструкции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.
Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее таких взаимосвязанных факторов, как социальная среда, нравственное воспитание и самовоспитание, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования человека. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в каких условиях живет и трудится сотрудник.
Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицательными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, негативное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспитания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неурядицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллективе, необъективное общественное мнение о деятельности данного органа, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Нравственное воспитание — научно управляемый процесс. Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспитание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ветеранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учебные заведения, служебный коллектив.
Обычно человек находится под воздействием нескольких субъектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних решающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организованностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; деятельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых задач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.
Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как личность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизмеряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осуждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и деятельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была официально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновременно и строгой, и доброжелательной.
Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как расхождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противоположная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Высоко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее применение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 211
всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.
Особую роль в нравственном становлении личности играют руководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздействует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стараясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.
Видное место в системе средств нравственного воспитания личного состава занимают: профессиональная деятельность, художественная литература и искусство, средства массовой информации, устная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точно так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотрудников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дисциплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.
Действенность применяемой системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявление. Один из высших критериев нравственного развития — активная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравственности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам.
Важным критерием нравственного воспитания является соотношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интересам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтверждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.
Таким образом, нравственное воспитание — одно из главных направлений воспитательной работы. Оно включает в себя этическое просвещение, формирование у сотрудников прочных моральных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения.
5.4. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов
Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных органов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специ&шст становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».
Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе
• 5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 213
обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обуче- ния и воспитания.
Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием вос питателей и результатами этого воздействия. При отсутствии само-воспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.
Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником по- ложительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувства- ми, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.
Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особен- тетями, обусловленными характером и задачами службы в право- охранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональ- ных качеств. Оно призвано развивать качества не только профес- сионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранитель- ных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.
■ Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках
воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и
строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как
важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное
самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений
сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.
Нравственное самовоспитание — дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.
В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.
Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 215
(воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов.
1. Нравственное самовоспитание сотрудника — явление системное,
оно имеет свою логику развития, закономерности и принципы реали
зации. Закономерности нравственного самовоспитания подразделя
ются условно следующим образом:
• внешние — обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом;
• внутренние — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.
В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения. В нравственном самовоспитании, как и во всех социальных процессах, закономерности не проявляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.
2. Универсальная связь социальной среды и нравственного самовос
питания находит свое преломление в зависимости самовоспитания
сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости
служебного коллектива. Это означает, что чем более сплочен и зрел
коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его
членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический
принцип — воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Обще-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
социологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.
Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд — основной источник формирования личности. Труд как целесообразная деятельность — объективная основа нравственного самовоспитания, генератор всех личностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, общественно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе — всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость — прямо пропорциональная: всесторонняя и гармоническая жизнедеятельность — основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятельность — залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформация человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.
3. Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания
играет творческая деятельность, к которой в полной мере относится
и служба в правоохранительных органах. Творчество специалиста
этих органов — высшая, наиболее активная и продуктивная основа
его самовоспитания, возникающая в результате сложного соотно
шения труда, познания и общения. Творчество требует фантазии,
самостоятельности, активности, повышенной интеллектуальной и
эмоциональной напряженности, оперативности мышления, преодо
ления догматизма. Самоанализ всех этих проявлений человека и
означает начало выработки их у себя. Из закономерной зависимо
сти нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности
вытекают два важнейших принципа: