Различное в морали и праве 18 страница

Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи нравственного воспитания. Эти задачи решаются при помощи оп­ределенной системы морального воспитания, которая сложилась в нашем обществе и специфически проявляется в системе правоохра­нительных органов.

Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществле­ния, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей сово­купности систему этого вида воспитания.

Основные направления нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов связаны с формированием у них не­обходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек. Этому процессу предшествует этап внесения в сознание сотрудников этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях морали, нравственных принципах и нор­мах, о моральном идеале личности. Такую задачу решают этическое просвещение, пропаганда и агитация.

1. В системе правоохранительных органов используются разнооб­разные формы распространения этических знаний. Среди них можно назвать лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, заня­тия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравствен­ному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотруд­ников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуж­дение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих катего­рий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мунди­ра»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на худо­жественных образах или исторических личностях, но и на фактах из



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное зна­чение имеют не только положительные примеры высоконравствен­ного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципи­альности, честности и скромности, но и анализ безнравственных поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и целенаправленно распространять этические знания, доводить их до каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной практике и повседневном поведении.

И.Ф. Гебарт

Однако как бы ни было значимо этиче­ское просвещение, оно не должно стать про­светительством, т.е. не может быть самоцелью и никогда не в состоянии заменить нравст­венного воспитания. Человек может обладать обширными этическими знаниями и в то же время жить, «добру и злу внимая равнодуш­но», совершать безнравственные поступки. Это свидетельствует как раз о том, что знания человека не стали его убеждениями, что про­цесс нравственного обучения по существу не сопровождался нравственным воспитанием. По выражению немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта, нравственное просвещение без нравст­венного воспитания — это средство без цели. Нравственное же вос­питание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства. 2. Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотруд­ника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практиче­ской целесообразности, общественной значимости, объективной необ­ходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному со­ставу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу формирования у сотрудников моральных убеж­дений наносят расхождения между словом и делом, когда руководи­тель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабле­ния, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания — воспитатель (начальник, наставник) не должен по­зволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых. Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям,

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 207

бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встре­чая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых мо­ральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко при­ходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобст­вами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «на­до». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения. И здесь немалую роль играют мо­рально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общест­венных организаций.

Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда со­трудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практи­ка способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Среди отдельных сотрудников правоохранительных органов имеют место некоторые из антиподов морали. Аморальны по своей сути слу­жебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует назвать прежде всего незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтиратель­ство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и зло­употребление служебным положением. Природа этих и иных про­ступков и преступлений различна, однако они всегда предопреде­ляются низкой нравственной культурой сотрудников.

Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с не­гативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чу­ждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессионально-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

нравственной деформации. Трудно обвинить сотрудника, уволенного по отрицательным мотивам после 10—15 лет службы, в отсутствии профессионализма, навыков, умения работать (хотя и такие случаи бывают), а вот его моральная деформация, как правило, очевидна. При этом важно подчеркнуть, что неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако «профессиональ­ной» деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспи­тания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жиз­ни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива, зрелостью обще­ственного мнения, авторитетом руководителей.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации мо­ральной деформации предполагает:

• учет морально-психологических, политических и деловых ка­честв сотрудника, степень его субъективной предрасположен­ности к деформации;

• анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или воен­нослужащих;

• учет состояния служебного коллектива (половозрастного со­става, стабильности, показателей служебной деятельности, мо­рально-психологической атмосферы и т.д.);

• проведение комплекса мер воспитательного характера, соз­дающих заслон на пути к нравственной деформации.

Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и по­стоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважения к человеку и закону, непри­миримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запят­нать честь мундира.

Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия сво­их старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих усло­виях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. За­дача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитета­ми были достойные сотрудники.

большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над мо­лодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, при­своения специального звания с вручением погон.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит вовлечение их в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной са­модеятельности, других видах самодеятельного творчества, органи­зуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструк­ции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравствен­ные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее таких взаимосвязанных факторов, как социальная среда, нравствен­ное воспитание и самовоспитание, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования челове­ка. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в ка­ких условиях живет и трудится сотрудник.

Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицатель­ными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, нега­тивное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспи­тания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неуря­дицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллекти­ве, необъективное общественное мнение о деятельности данного ор­гана, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

Нравственное воспитание — научно управляемый процесс. Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспи­тание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ве­теранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учеб­ные заведения, служебный коллектив.

Обычно человек находится под воздействием нескольких субъ­ектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних ре­шающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организован­ностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; дея­тельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых за­дач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.

Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как лич­ность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизме­ряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осу­ждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и дея­тельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была офици­ально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновре­менно и строгой, и доброжелательной.

Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как рас­хождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противопо­ложная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Вы­соко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее при­менение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 211

всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.

Особую роль в нравственном становлении личности играют ру­ководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздей­ствует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стара­ясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.

Видное место в системе средств нравственного воспитания лич­ного состава занимают: профессиональная деятельность, художест­венная литература и искусство, средства массовой информации, уст­ная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работ­ники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точ­но так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотруд­ников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дис­циплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

Действенность применяемой системы нравственного воспита­ния, ее практическая значимость выявляются при помощи опреде­ленных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявле­ние. Один из высших критериев нравственного развития — актив­ная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится по­вседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравст­венности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам.

Важным критерием нравственного воспитания является соот­ношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интере­сам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтвер­ждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.

Таким образом, нравственное воспитание — одно из главных направлений воспитательной работы. Оно включает в себя этиче­ское просвещение, формирование у сотрудников прочных мораль­ных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения.

5.4. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов

Формирование и развитие нравственной культуры личности проис­ходит под действием различных факторов объективного и субъектив­ного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных орга­нов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспита­тельной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобра­зованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специ&шст ста­новится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравст­венное развитие только тогда может быть эффективным, когда гос­подствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».

Самовоспитание способствует повышению эффективности дея­тельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профес­сиональных, морально-психологических и боевых качеств, выра­ботка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему разви­тию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рацио­нально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведе­ниях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказы­вается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нрав­ственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе

• 5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 213

обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обуче- ния и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность вос­питательной работы, приводит к разрыву между воздействием вос питателей и результатами этого воздействия. При отсутствии само-воспитания может сложиться лишь пассивная личность без устой­чивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником по- ложительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувства- ми, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особен- тетями, обусловленными характером и задачами службы в право- охранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональ- ных качеств. Оно призвано развивать качества не только профес- сионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранитель- ных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.

■ Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках

воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и

строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как

важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное

самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений

сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Нравственное самовоспитание — дело не только отдельного со­трудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учеб­ной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Инди­видуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном вариан­те гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулиру­ют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивиду­ального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравствен­ного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначи­мых социально-качественных параметров личности цивилизованно­го общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспита­ния; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, дея­телей науки, культуры и политики; повышение собственной актив­ности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные по­ложения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реали­зует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаи­мообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источни­ком развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 215

(воспитание) органически причастно к становлению нового качест­ва (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Чело­век есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от са­мовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в пра­воохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, по­буждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действи­тельное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранитель­ных органов.

1. Нравственное самовоспитание сотрудника — явление системное,
оно имеет свою логику развития, закономерности и принципы реали­
зации. Закономерности нравственного самовоспитания подразделя­
ются условно следующим образом:

• внешние — обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социаль­ным опытом;

• внутренние — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравст­венного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подни­маться выше социального окружения. В нравственном самовоспита­нии, как и во всех социальных процессах, закономерности не прояв­ляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.

2. Универсальная связь социальной среды и нравственного самовос­
питания находит свое преломление в зависимости самовоспитания
сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости
служебного коллектива. Это означает, что чем более сплочен и зрел
коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его
членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический
принцип — воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Обще-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

социологические формы проявления этой закономерности (сопер­ничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформиру­ются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществ­ляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд — основной источник формиро­вания личности. Труд как целесообразная деятельность — объек­тивная основа нравственного самовоспитания, генератор всех лич­ностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, обще­ственно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе — всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость — прямо пропорциональная: всесторон­няя и гармоническая жизнедеятельность — основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятель­ность — залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформа­ция человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.

3. Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания
играет творческая деятельность, к которой в полной мере относится
и служба в правоохранительных органах. Творчество специалиста
этих органов — высшая, наиболее активная и продуктивная основа
его самовоспитания, возникающая в результате сложного соотно­
шения труда, познания и общения. Творчество требует фантазии,
самостоятельности, активности, повышенной интеллектуальной и
эмоциональной напряженности, оперативности мышления, преодо­
ления догматизма. Самоанализ всех этих проявлений человека и
означает начало выработки их у себя. Из закономерной зависимо­
сти нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности
вытекают два важнейших принципа:

Наши рекомендации