Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
Программа производственной практики
Направление подготовки
Психология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Хабаровск
Практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, педагогических, творческих заданий на предприятиях, в организациях или учреждениях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся. Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному ими направлению или специальности.
1. Цели производственной практики:
- овладение практическими навыками и компетенциями в сфере профессиональной деятельности;
- формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий;
- приобретение мотивационной готовности к психологической работе;
- приобретение опыта творческой работы в роли преподавателя психологических дисциплин.
2. Задачи производственной практики:
1. углубление и закрепление теоретических знаний, и применение их на практике в образовательном учреждении;
2. отработка навыков разработки программ и материалов для проведения разных форм работы преподавателя (лекций, семинаров, практических занятий);
3. формирование навыков профессиональной коммуникации;
4. осуществление психолого-педагогической деятельности, выполнение функций психолога образовательного учреждения осуществление психологической диагностики, психологической коррекции и развития.
Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата
Производственная практика относится к Б.5 – «Учебная и производственные практики» в структуре ООП бакалавриата.
Практика проводится в соответствии с учебным планом и является второй практикой в системе подготовке студентов по специальности «Психология» (2 курс).
Теоретической подготовкой к прохождению практики является усвоение студентами следующих теоретических курсов: «Введение в специальность», «Общая психология», «Возрастная психология», «Общий психологический практикум» и др.
4. Формы проведения практики –педагогическая практика.
Место и время проведения производственной практики
Основными базами для прохождения производственной (педагогической) практикиявляются учебные заведения (вузы, колледжи, лицеи, гимназии, школы).Данный вид практики проводится в 4 семестре. Длительность прохождения практики – 2 недели.Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
общекультурные компетенции (ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9);
профессиональные компетенции (ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-18).
В результате прохождения производственной практики студент должен знать:
- специфику содержания, организации и планирования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
- систему организации практической работы психолога образовательного учреждения;
- формы учебных и внеучебных занятий и мероприятий;
- основы психологической диагностики, психологической коррекции и развития.
После прохождения практики студент должен освоить следующие группы умений:
- Гностические – умение ориентироваться в методической литературе, умение эффективно применять формы и приемы работы психолога в практической деятельности; владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции деятельности и психического состояния.
- Конструктивные – умение отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией; умение составлять план своей деятельности; использовать систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; умение выявлять специфику психического функционирования человека; умение осуществлять диагностику функциональных состояний, личностных черт человека; умение использовать дидактические приемы при реализации коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.
- Коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение устанавливать доверительный контакт и диалог, выстраивать деловые и конструктивные отношения.
- Организаторские – умение находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и ответственность за них; организовать учебные и развивающие занятия; осуществлять стандартные процедуры оказания психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; осуществлять учебно-методическую работу в сфере образования.
- Информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение проведения библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач.
Структура и содержание производственной практики
Производственная практика имеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы (таблица 1).
Таблица 1.
Этапы прохождения производственной (педагогической) практики
Разделы (этапы) практики | Виды деятельности | Формы текущего контроля |
1. Подготовительный этап. 1.1. Знакомство с программой практики, целями, задачами. 1.2.Распределение по базам. 1.3.Разъяснение заданий. 1.4.Инструктаж по технике безопасности | Участие в установочной конференции. Определение целей и задач практики; содержание заданий. | Явка на установочную конференцию. |
2. Ознакомительный этап. 2.1.Знакомство с учреждением. 2.2.Знакомство с профессиональной деятельностью психолога. | Выявить общие сведения об учреждении (количество учеников, состав специалистов структуру, основные направления деятельности, задачи на учебный год, структуру психологической службы. | Ведение дневника практики (прил.1). |
Изучить документацию психолога, направления работы. В беседе с психологом ознакомиться с: - должностными обязанностями; - планом работы на год; - циклограммой; - особенностями той группы учащихся (студентов), с которой предстоит работать. | Зафиксировать в дневнике общие сведения: -основные направления работы специалиста и их особенности; -индивидуальные возрастные и психологические особенности детей, с которыми работает психолог. | |
3. Наблюдательный этап. | Присутствие в роли наблюдателя на занятиях у психолога. | В дневнике отразить количество и тематику посещённых занятий, собственные наблюдения. |
4. Разработка материалов для проведения собственных занятий. | Самостоятельно разработать и провести занятия (тренинг и т.д.) по психологической проблематике (тема занятий на выбор студента). | Конспект занятий с самоанализом приложить к материалам практики (прил.3). |
5. Исследовательский этап. 5.1.Исследование межличностных отношений в группе; 5.2.Исследование тревожности и агрессивности личности. | Применить с группой учащихся (коллективом сотрудников) «Социометрическую методику». Провести диагностику уровня тревожности и агрессивности. | Составить заключение по социометрической методике, социограмму и социоматрицу (прил.6). Проанализировать полученные результаты и составить заключение по каждой методике. |
6. Другие виды деятельности. Участие в деятельности по плану психолога учреждения. | Студент активно включается в деятельность, согласно заданиям психолога учреждения. | Описание деятельности отражается в дневнике практики. |
7. Заключительный этап. 7.1.Обобщение полученных на практике результатов. 7.2. Подготовка к итоговой конференции. | Подготовка отчета по установленной форме. Подготовка выступления по итогам практики в соответствии с предложенными вопросами для обсуждения. | Подготовка всех необходимых отчётных документов. Отправка всех материалов практики (один студент – один файл!!!) на проверку курсовому руководителю практики – Ксении Владимировне на эл.почту по адресу [email protected] |
8. Итоговая конференция Проведение конференции (в течение 2-х недель после окончания практики) | Студент предоставляет папку с документацией практики на проверку курсовому руководителю факультета за неделю до итоговой конференции. | Защита практики. Получение оценки. |