Проектирование в контексте современной жизни
Темы:
Неосязаемые проекты Время Диапазон
Коллективное проектирование Включение самого себя в процесс проектирования Проектирование как процесс
Неосязаемые проекты
Термин "проектирование" становится большим препятствием к пониманию того, о чем идет речь в этой книге. "Проектирование чего?" — спрашивают те, кто слышит это слово, и выражают некоторое недоверие, узнав от меня, что это проектирование "чего угодно". Такой ответ отчасти вводит их взаблуждение, так как подразумевается, что методы проектирования предназначены только для проектирования "вещей", материальных объектов и отражают специальные знания и опыт архитекторов, инженеров, промышленных дизайнеров и т.п. Правильнее сказать, что методы проектирования предназначены для проектирования "всех вещей вместе", для разработки "всей ситуации в целом", как я сформулировал во введении, имея в виду функции и использование вещей, "систем", в которые они входят, или "среды", в которой они функционируют. Эти сущности, которые вряд ли могут быть названы "вещами", поскольку их редко можно потрогать руками, и есть то, что я называю "неосязаемыми проекта-
Обзор новейших тем
"... кровь фильтруется в почках ... каждую минуту через почки проходит более одного литра крови..."
ми". Но они как раз таковыми и являются в большей степени, чем входящие в них объекты и изделия, представляя собой функционирующие совокупности, из которых и состоит современная жизнь: транспортные и компьютерные системы, учебные программы, супермаркеты и т.п. Таков сегодняшний диапазон проектирования.
Время
Изменение в диапазоне проектирования от отдельных предметов к неосязаемым системам и средам - это также и переход от пространственного проектирования к пространственно-временному. Традиционный метод проектирования с помощью чертежей почти полностью зависит от точного моделирования параметров в пространстве. А временной параметр, если его можно так назвать, оставляется на произвол судьбы. По мере расширения диапазона проектирования (от объектов до систем, программ, процессов, коммуникаций, поселений и т.п.) способ использования вещей, срок их службы становятся объектом проектирования так же, как и их формы. И именно в этот момент проектировщики должны признать свою относительную некомпетентность во "временном проектировании" и, может быть, поучиться у "временного искусства" (музыка, танцы, театр, кино, проза, поэзия и т.п.), как творить во времени, ощущая красоту. Проектирование во времени еще больше, чем проектирование предметов, означает проектирование самой жизни, самой формы существования и, безусловно, требует более тонкого подхода, чем "бесчувственные" формы производственных и правовых систем, расписаний, графиков, систем распределения и т.п. Часовую основу нашего современного восприятия времени следует, вероятно, признать "игрушечной" абстракцией и формально заменить ее биологическим и личностным временем, рассматриваемым в качестве новой меры. Вопрос состоит именно в том, как проектировать в условиях, когда "проектируемыми вещами" являются живые существа, мы сами и наша жизнь.
Диапазон
Кустарное производство, как описано в гл. 2, действует в относительно небольшом материальном и экономическом диапазоне (это либо часть изде-
Обзор новейших тем
"... они говорят, что маленькие зеленая или красная точки показывают, что герметик в порядке ..."
лия, либо один ремесленник, либо одна деревня). Но в этих границах процессы ремесла проявляются в широком диапазоне всеохватывающих знаний одного ремесленника, ремесленников одной деревни, т.е. обширнейший диапазон коллективного и индивидуального сознаний. Возможно, поэтому вещи, изготовленные вручную, кажутся такими высококачественными, в то время как многое в современной жизни таковым не представляется. Механический способ организации нашей жизни сумел охватить значительно возросшие размеры вещей и человеческие коллективы, но исключил из нее то, что не поддается учету, что мы не можем выразить словами, — нас самих как личностей, а не как вещи. Во время работы над книгой я сделал допущение, что новые постмеханические методы проектирования исправят это положение вещей, но сейчас, 10 лет спустя, я должен признать, что там, где применялись новые методы — системное проектирование, компьютерная технология и т.п., наша жизнь стала еще более строгой, гомогенизированной, менее человечной. Новые методы, потенциально более гибкие, все еще используются механически. Почему это происходит? Я думаю, потому, что мы все еще пытаемся привить новые методы к старому древу проектирования, использующему ограниченные возможности одного специалиста или группы специалистов, лишь механически увеличивая эти возможности. Один-единственный ум, пытающийся проектировать для многих миллионов умов, вынужденно сводит все к "сухим" числам.
... и так мы идем ... как действие рефлекса ... на защиту того, в чем мы глубоко убеждены ..."
Коллективное проектирование
Проектировщик. Изобретатель. Архитектор. Гений. Леонардо да Винчи. Традиционно у нас на Западе считалось, что творчество — это дело одаренных индивидов и что "обыкновенный человек" или их группа не могут создать ничего нового. Я думаю, что это миф, который, однако, трудно опровергнуть. Вернувшись теперь к книге и размышляя, что же стало с методами проектирования, я думаю, что в этом и состоит суть дела: новые методы создают возможностьколлективного творчества, а старые — нет. Новые методы изменяют характер проектирования или могут его изменить, если этому не препятствуют. Важный момент заключается в том, что они
Обзор новейших тем
... ну и певица эта женщина ... честное слово ... сейчас без десяти с половиной минут десять ..."
"... однажды в 1955г. мне позвонили из рекламного агентства и спросили, не споем ли мы для них песенку ..."
позволяют сотрудничать до возникновения концепции, сформулированной идеи, случайного эскиза, до появления "проекта" (при условии, что ведущий проектировщик знает, как ему перестроиться с ответственности за результат на ответственность за "правильность процесса"). Верно используемые новые методы освобождают каждого от тирании навязанных идей и позволяют ему внести свой вклад и действовать наилучшим образом так, как он себе это представляет. Но это непросто. Для этого требуются не только новые методы, но и новая концепция собственной личности.
Включение самого себя в процесс проектирования
Самовыражение в смысле навязывания своих идей "вещам" и другим лицам не должно иметь места в том проектировании, которое я стараюсь описать в книге. Коллективное использование новых методов требует других намерений: раскрыть (через "проектирование и обучение"), почему "вообще существует проблема", и попытаться ее устранить. По-моему, в этом и состоит настоящее волшебство воображения: способность слегка трансформировать реальность (при условии признания специалистом своих собственных идей частью того, что подвергается изменению). Здесь существен важный шаг — "включить себя", свои дела и идеи всех остальных в проблему и тем самым раздвинуть рамки для маневра до такой степени, когда можно воспринять и лежащие в основе конфликты, и искомое решение, при котором они не возникнут. Это новая концепция самого себя: взгляд на себя, других, на "общество" не как на фиксированные "вещи", а как на живые, способные к развитию существа.
Проектирование как процесс
Переход от идеи "прогресса" (в направлении цели, продукта) к идее "процесса" (как он есть) — это, конечно, главное событие XX в. во всех областях деятельности. Движение за методы проектирования можно рассматривать как наш скромный вариант этого исторического изменения ("мы" — это проектировщики, архитекторы, инженеры и т.д.). В физическом смысле понимание пространства, времени, атома и т. д. как конечных сущностей или объектов заменялось на понимание их как мобильных процессов и событий. В искусстве отказались
Обзор новейших тем
от фиксированных "предметов", "смысла" и т.п. впользу понимания "искусства" как самого "акта живописи" или "акта ее восприятия:"'^. До сих пор в проектировании мы проделали лишь часть пути (несомненно потому, что, изменяя образ наших действий, мы влияем не только на восприятие идеи, но также и на технические и прикладные науки, на которые каждый полагается). Итак, мы перешли от "планирования продукта" к "планированию процесса"; наконец, следует признать, что проектирование могло бы стать не поиском цели, а разделяемым всеми ярким образом жизни, конечным результатом в самом себе.
це-
) -.лас-иро-
Это
BJ
вре-
или
|биль-
5. Проектирование без проекта Темы:
Мы не глина
Чистый проект
Модули
Постмодернизм
Контекстуальное проектирование
Случай
Мы не глина
Превращение в руках гончара куска глины в чашу прекрасной формы — такова древняя и, как я полагаю, по меньшей мере бесполезная метафорическая характеристика процесса проектирования. Когда проектирование ограничивалось разработкой формы предметов, эта метафора, возможно, чему-то и соответствовала, но сейчас, когда диапазон проектирования вырос до систем предметов и деятельности людей, эта метафора вредна. Мы не глина, податливость наша не бесконечна, мы не мертвы. Какая же метафора справедлива сейчас?
Чистый проект
Этот термин был впервые использован Симоном Глинном в его попытке объяснить методы проектирования студентам Британского открытого универ-
Беспредметное искусство представляет собой течение в искусстве многих стран, главным образом капиталистических, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Подобное искусство полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества. — Прим. ред.
Обзор новейших тем
*
ситета (British Open University), которые не были профессиональными проектировщиками и не собирались ими быть. Хотя первоначально я был ошеломлен понятием "искусство ради искусства" и его "бесполезностью", теперь я нахожу этот термин полезным для раскрытия возможностей нового типа проектирования, который мне представляется соответствующим современной ситуации: проектирование без цели (или без цели, которая сформулирована до момента использования результата проектирования) . Я нахожу доказательства такому целе-направленому "бесцелью" в тенденции к разработке многоцелевых проектов (строительные комплексы, агрегатные системы, модули и т.п.) и вижу прецедент в удивительном способе возникновения и развития естественных языков без каких-либо профессиональных "составителей слов" или "проектировщиков", а также в том, как цель (значение слова) немного изменяется всякий раз при "использовании". Это, по-моему, и есть тот тип метафоры, который соответствует "проектированию в диапазоне жизни".
Модули
Наилучшими примерами конкретных проектов можно назвать (подобно словам языка) модули разных типов: кирпичи, игральные карты, кассеты, штепсельные разъемы, болты с гайками, алфавиты, цифры, музыкальные ноты, "страницы" (как супермодуль — "книги") и т.п. Это уже другой диапазон проектирования, отличающийся от проектирования "изделия" или "целой системы" и открывающий бесконечные возможности для агрегатного проектирования и использования. Он далеко выходит за рамки того, что могут подробно рассматривать конструкторы модулей. Возможно, это и есть тот самый способ проектирования, независимый от любого точного знания целей, намерений, функций (т.е. того, что в традиционном проектировании четко фиксируется в самом начале). Как же это делается? Один из ответов - изучать атомы, молекулы, листья, деревья и т.д., являющиеся природными модулями. Другой совет - разделить логику предметов и логику их использования. Эволюция, насколько это известно, оперирует без предварительного знания о том, что должно прийти на смену, т.е. без проекта.
Обзор новейших тем
Постмодернизм
Неожиданно в архитектуре и искусствах век модернизма (время прогресса, функционализма, абстракционизма и т.п.) закончился. Вместо этого снова появилось стремление к возрождению прошлого, даже недавнего модернистского прошлого. На первый взгляд это представляется потерей самообладания, бегством от настоящего. Но за этой очевидной слабостью, смехотворностью постмодернистской моды лежит новая мудрость, которая до сего времени отсутствовала в нашем мышлении: понимание того, что "новое" не обязательно должно заменитьстарое. Существующее хорошо по-своему, и нет нужды его разрушать. Новое и старое прекрасно могут сосуществовать.
Контекстуальное проектирование
Маловероятно, что "участие в проектировании" тех, на кого повлияют его результаты, внесет в процесс существенные изменения, если сам характер проектирования не изменится, например, путем переноса ответственностис проектировщиков на изготовителей и потребителей. Спонтанно это уже происходит в вычислительной технике, где проектировщики являются одновременно изготовителями и могут быть также и потребителями. Целенаправленно это осуществляется и в музыке, где некоторые композиторы отказались от детальной записи, а исполнитель реагирует на специальные пометки, обозначающие не ноты или темп, а только длительности произвольных звуков, тип инструмента или умонастроение композитора. Как говорит Джон Кейдж, "композитор становится слушателем". Исполнитель — тоже. И публика должна стать более творческой в своем восприятии музыки, чем это было раньше. Критики говорят: "Это не музыка". Это музыка, если вы признаете, что мы способны изменить наш образ мышления, научиться наслаждаться звуками, которые раньше вообще бы не восприняли, открыть в них неожиданную красоту. Я полагаю, что такой большой сдвиг в ответственности композиторов, исполнителей и публики — это хорошая модель того, что нам требуется в проектировании: переход от спецификации геометрических параметров, физической формы к созданию кон-
Обзор новейших тем
При составлении и печатании текста я рассмотрел и отверг несколько разных иллюстраций: цитаты из других книг и из этой книги; примеры, упомянутые в тексте, такие, как мо-
текста, ситуации, в которой возможно для других, для всех нас как потребителей, изготовителей, творцов определить самим геометрические параметры. Это требует новой традиции, новой восприимчивости и новых знаний от каждого.
Случай
"Успокоить и унять разум, тем придав ему восприимчивость к божественным влияниям . . . "— такова древняя мысль о цели музыки. Я использовал случайностный процесс (метод случайных чисел) для выбора одной цитаты из пяти, которые отметил много лет назад в книге Кальвина Том-кинса. Из нее я впервые узнал о Джоне Кейдже и начал подражать его методам случайностного сочинения. Я не предполагал использовать слово "божественный" в этом тексте, и меня, это слегка смущает, хотя я рад вспомнить о том, что главный результат от проверки влияния случая на свои работы состоит в том, чтобы отключиться от себя и поставить себя на место других, т.е. воспринять свою работу извне как нечто новое, слегка раздвигающее границы твоей жизни. А именно происходящее по воле случая и лежит за пределами человеческих предубеждений или ограниченностей. Конечно, выбрать одну цитату из пяти — это очень простой способ использования случая. Я называю этот способ "систематическим случаем", когда прежде всего выбирается "источник", из которого желательно взять любое "сообщение", отбираемое в случайностном процессе. Лучше, если у вас есть четко выраженное отношение к этому источнику ("за" и "против"), и важно сохранить свое отношение, как бы ни был неприятен для вас результат. Самая смелая форма случайностного процесса — "неопределенность", источником которой может быть "все, что случается", например музыкальная пьеса Джона Кейджа "4 минуты 33 секунды" - четыре минуты и тридцать три секунды молчания, в течение которого любые возникающие звуки являются музыкой.
Как создавался этот обзор
Текст составлен "снизу вверх" и также "сверху вниз" (в гл.5 я использовал термины "от внутреннего к внешнему" и "от внешнего к внутреннему"). Я полагаю, что очевидный конфликт между двумя
Обзор новейших тем
Дули, крупномасштабные системы, предметы природы и т.д.; случайно взятые примеры из "контекста современной жизни", например программ телевидения, телефонных справочников и т.д. Большинство из них кажутся слишком очевидными или слишком далекими от .текста и не позволяют читателю провести параллель между текстом и иллюстрациями. Закончив все темы, кроме последней, я решил не думать больше о самих иллюстрациях, а разработать процесс их отбора. Я попытался создать такой способ для каждого раздела в духе того, что в нем написано. В первых разделах пришлось добавить то, что могло больше всего понадобиться новому читателю; в остальных разделах я доверился случаю.
Иллюстрация к разделу "Путаница" появилась из заметок к этому тексту. Рисунок с велосипедами предоставлен школой дизайна NHIDS в Антверпене. История со свалкой взята из моей статьи в журнале Design Studies, 1,3. Цитаты в разд. 4 -"Проектирование в контексте современной жизни" — это первые слова, услышанные в данной последовательности по шестым каналам радио и телевидения. Изображения в разд. 5 "Проектирование без проекта" — это предметы, которые я увидел в случайных положениях вокруг себя. И последняя иллюстрация — фрагмент текста на корешке книги Марселя Дюшама (Duchamp M., Notes and Projects for The Large Glass, Ed. by A. Schwarz, Thames & Hudson, London, 1969) — это классический труд о случайности в искусстве.
способами разработки чего-либо легко разрешается, если использовать их оба, но всегда следует начинать с деталей, с тем чтобы при последующей работе "сверху вниз" организующая концепция специалиста хорошо подкреплялась информацией и чтобы детали данной разработки вписывались в нее без усилий и компромиссов.
Я начал писать "Обзор новейших тем", зная, что должно получиться точно 16 дополнительных страниц (в английском издании — Ред.). Я взял 32 карточки, намереваясь разместить на каждой странице примерно две темы; сделал заметки на них по тем темам, которые мне сразу пришли в голову (некоторые из них приведены в иллюстрации к теме "Путаница"), меняя их заголовки несколько раз, пока не находил их удовлетворительными. Работа сверху вниз заняла несколько месяцев, так как я не знал, как мне написать этот текст, и попробовал несколько способов, например как письма воображаемому читателю или как разговор автора с читателем. В конце концов я решил составить небольшой словарь новейших тем в алфавитном порядке и напечатал на машинке 32 темы, объем которых определил заранее по способу случайностного процесса. Затем я показал этот "окончательный вариант" Крису Крикмею, и он сказал, что тексту не хватает ясности и практичности и он не отвечает стандарту самой книги. Тогда я добавил пример на полях, относящийся ко всем темам. Будучи недоволен этим, я еще раз более тщательно пересмотрел все темы и распределил их по пяти разделам, потеряв при этом две темы. Напечатав первые 29 тем, я добавил новый материал на полях, снова использовав случайностный метод. Затем я написал 30-ю тему, которая далась мне легче, чем все остальные.
Библиографические ссылки и благодарности
К разд. 2
Лекция Джона Кейджа "Ни о чем" напечатана в его книге "Молчание" (Cage J., Silence, Wesleyan University Press, Middletown, Connecticut, 1961; Marion Boyars, London, 1968). К разд. З
"Посмотрите на полевые лилии . . . они ... не трудятся, ни прядут" — цитата из Нового завета (Матф., 6; 28).
40
Обзор новейших тем
Рассказ о садовнике приведен в книге The Texts of Taoism, Dover Publications, N.Y., 1962; Oxford University Press, Oxford, 1891, part 1, p. 320.
К разд.4
Мысль о том, что прогресс становится процессом, взята из труда Эдвина Шлоссберга (Schlossberg E., A Record of Study in the Area of Science/Literature, Institute for the Study of Science in Human Affairs, Columbia University, N.Y., 1970).
К разд. 5
В подразделе "Случай" приведена цитата из книги Кальвина Томкинса (Tomkins С, Ahead of the Game, Four Versions of the Avant Garde, Penguin Books, Har-mondsworth, 1968).
Выражаю признательность Эдвину Шлоссбергу и Джону Кейджу за вдохновляющий пример, Крису Крикмею за своевременную критику и сотрудникам издательства John Wiley & Sons за помощь в издании данной книги.
ЧастьI