Парацельс и эпоха Возрождения
Одной из наиболее выдающихся фигур в истории медицины, оказавшей большое влияние на развитие психиатрии, был швейцарский врач и алхимик, известный как Парацельс («лучший, чем Цельс»), труды к-рого ознаменовали резкий переход от ятрохимии (алхимии) к химии. Убежденный мистик и астролог, он верил в 4 гуморальные жидкости древних греков и 3 элемента арабов (ртуть, сера и соль) и провел большую часть своей жизни в поисках философского камня. Парацельс выдвинул 3 возражения против медицины Галена: а) она была слишком негибкой и систематизированной, жестко придерживаясь биогенной модели; б) она исключала все «психол.» аспекты индивидуума, сводя все к неподвергаемому сомнению действию гуморальных жидкостей, и в) она представляла консервативные корпоративные интересы, защищая респектабельность мед. профессии.
Авторитетным текстом о душевных болезнях во времена Парацельса был Malleus maleficarum («Молот ведьм»). Malleus таleficarum был в существенной мере продуктом буллы папы Иннокентия VIII. За двухсотлетний период книга выдержала в Европе 30 изданий, процветая в эпоху Ренессанса — период, в иных отношениях характеризующийся возрождением и расцветом иск-в и наук.
Согласно определению Парацельса, здоровье и болезнь зависят от пяти сфер: ens astrale (небесные тела или ход времени; фатальных на данный момент болезней можно будет избежать завтра); ens veneni (окружающая среда, предоставляющая как пищу, к-рая питает, так и яды, к-рые убивают); ens naturale (индивидуальная «природа», или личность), ens spirituale (духовная сфера, или душа, к-рая может привести к психич. заболеванию или защитить от него) и ens Dei (сфера Бога).
Парацельс революционизировал психиатрию, впервые предложив подход описания наблюдений для понимания П. б. Он этиологически связал травму черепа с параличом, кретинизм с дисфункцией щитовидной железы и сексуальность с истерией. Он отказался от признания божественного вмешательства святого Витта в этиологию эпилепсии и, вероятно, первым признал роль бессознательных сил (unwissende)в возникновении болезни. Парацельс различал между «естественными» физ. болезнями и психологическими (spiritus vitae). Он первым заговорил о понятии индивидуальной личности (individual personality)— концепция, к-рая формально не разрабатывалась вплоть до середины XIX в.
См. также Мышление Галилея/Аристотеля, Средневековое мышление, Суеверие, Колдовство
Р. А. Прентки
Психическое исследование (psychic research)
П. и. — это вызывающее неоднозначную реакцию изучение таких явлений как спиритизм, телепатия, ясновидение, телекинез и предзнание. Иногда под этим термином понимается более широкий круг оккультных явлений, как например, полтергейсты, НЛО, лозоискательство, реинкарнация; однако, мн. сторонники П. и. не считают их предметом своего изучения.
Если говорить об истории П. и., то они появились в начале XIX в. среди круга людей, обеспокоенных ослаблением религии и верящих в загробную жизнь. Наука разрушила веру в традиционное христианство, и тогда они обратились к науке, чтобы доказать реальность того, что для них было главным принципом религии — дальнейшего существования души после смерти. Основой для этого стало квазирелигиозное движение — спиритизм. Вместо христианской концепции рая и ада медиумы-спириты говорили о многоуровневой загробной жизни, предполагая дальнейшее духовное развитие души после смерти. Медиумы-спириты, большинство из к-рых были откровенными мошенниками, заявляли, что они способны общаться с усопшими, «доказывая» тем самым существование души и вечной жизни.
Энтузиасты П. и. начали изучать медиумов, привидения и прочие доказательства существования духовного мира.
Первые исследователи сосредоточили свое внимание на медиумах-спиритах. Мн. из этих мошенников были изобличены, другие смогли обмануть исследователей; однако были и такие, чьи «трюки» никто так и не смог объяснить. В любом случае, благодаря этим сеансам исследователи накапливали предполагаемые доказательства возможности общения с духами. К разочарованию спиритуалистов, исслед. медиумов часто проходили под пристальным наблюдением общественности, и действия исследователей высмеивались скептиками и осложнялись фанатизмом энтузиастов.
В 1930-х гг. П. и. вошли в свою новую стадию, ознаменованную деятельностью Дж. Б. Райна и его коллег в Ун-те Дюка. Райн сменил кабинеты для спиритических сеансов на лаборатории, отобрал в качестве испытуемых обычных людей вместо напыщенных медиумов и заменил статистическими тестами «плавающие трубки» и эктоплазму, произведя т. о. революцию в области П. и. и заставив в нек-рых случаях относиться к парапсихол. как к науке.
Правомерность существования парапсихол. все еще подвергается сомнению. С самого начала П. и. приветствовались одними выдающимися психологами (напр. У. Джемсом, Г. Мёрфи) и отрицались другими (напр. В. Вундтом, Д. Хеббом). Эти исслед. пользуются неизменной популярностью у большей части об-ва, в сознании к-рого они связаны с вызывающим нездоровый интерес оккультизмом, что подчас затрудняет деятельность исследователей в области парапсихол.
Парапсихологи имеют обыкновение формулировать свои теории паранормальных явлений в традициях материализма и относят свою деятельность к области квантовой физики или теории обработки информ. в когн. психол. Паранормальные явления рассматриваются теперь не как непосредственное опровержение материалистического взгляда на мир, а лишь как аномалии или необъясненные феномены, к-рые нужно объяснять посредством известных наук.
См. также Оккультизм, Парапсихология, Псевдопсихология, Суеверие
Т. Лихи
Психоанализ (psychoanalysis)
Термин П. используется в трех случаях: а) для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе челов. разума, в частности, о развитии личности и психопатологии; б) для описания методики терапевтического вмешательства при определенном спектре психол. нарушений и в) для обозначения метода исслед. Все эти 3 аспекта П. были созданы еврейским врачом из Вены, З. Фрейдом (1856—1939) в последние десятилетия XIX в. Он был одним из тех великих мыслителей, к-рые «потревожили сон мира». Как терапия, П. изначально считает своей осн. задачей раскрытие патогенных воспоминаний; это открывает дорогу поиску фантазий, и теорет. переходу от «инстинктов и их пластичности» к распознаванию конфигураций характерных адаптивных паттернов челов. взаимоотношений и труда в конкретном об-ве.