Зависимость непроизвольного запоминания от направленности деятельности
Мы рассмотрели, как велико влияние, оказываемое на запоминание мнемической направленностью. Самый факт ее наличия или отсутствия, а также характер мнемических задач, их конкретное содержание в значительной мере определяют собой как продуктивность, так и качественное своеобразие запоминания.
И то и другое зависит, однако, не только от мнемической направленности. Ведь запоминание осуществляется в результате и такой деятельности, которая сама по себе на достижение мнемического характера не нацелена; между тем и такая деятельность, конечно, тоже на что-либо направлена, хотя и не на само запоминание. Между тем направленность ее может быть очень различна, а это не может не влиять так или иначе на результаты запоминания, на то, что остается в памяти в итоге этой - немнемической — деятельности.
Как же именно связаны эти результаты запоминания с немнемической направленностью деятельности, в которой осуществляется уже непроизвольное запоминание?
Чтобы получить хотя бы некоторый материал, освещающий этот вопрос, нами были проведены следующие опыты (1945). Мы предлагали испытуемым припомнить некоторые факты из их недавнего прошлого. Никакой задачи — запомнить ни в тот момент, когда эти факты происходили, ни после них — у испытуемых не было. Им приходилось припоминать то, что запомнилось непроизвольно. Вместе с тем деятельность, в итоге которой это запоминание осуществлялось, так же как и всякая деятельность, была на нечто определенное (и притом в течение сравнительно продолжительного времени) направлена. Проследить зависимость запоминания от этой определенным образом характеризуемой направленности деятельности, протекающей в естественных, жизненных условиях, и составляло нашу задачу.
Всего нами было проведено две серии опытов с несколькими испытуемыми каждый раз. В одном случае мы предлагали испытуемым вспомнить все, что происходило с ними тогда, когда они шли из дома в институт, в котором работали ("путь на работу"). Опрос производился неожиданно для испытуемых и происходил обычно через 1/2—2 часа после начала работы. Испытуемые должны были дать возможно более подробный отчет обо всем виденном, слышанном, о всем, что они делали, о чем думали, что эмоционально переживали. При этом их предупреждали, что если они не захотят о чем-либо рассказывать, то они могут ограничиться или самой общей характеристикой того, что у них было в сознании, или даже вовсе отказаться от рассказывания, указав лишь, насколько ясно и полно они вспоминают то, что не хотят рассказывать. Следует тут же оговориться, что таких случаев в наших экспериментах не оказалось: испытуемые ни разу не отмечали, что у них имеется что-либо, о чем они не хотели бы говорить в своем отчете экспериментатору. Наоборот, они были максимально заинтересованы в том, чтобы вспомнить и рассказать как можно больше, и прилагали к этому все усилия.
Во второй серии опытов испытуемым предлагалось (опять-таки неожиданно для них) вспомнить все, что происходило в течение одного научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Они должны были изложить содержание доклада, который был сделан на этом совещании, и происходившие на нем прения.
В качестве испытуемых в обоих экспериментах были привлечены научные работники — психологи, опытные в самонаблюдении.
Обратимся к рассмотрению полученных данных. <...>
Испытуемый Б. Вспоминает относительно своего пути на работу следующее:
"Помню, прежде всего, момент выхода из метро. Что именно? Как думал о том, что надо выйти из вагона так, чтобы занять скорее нужную позицию и идти скорее, так как запаздывал. Ехал, помню, в последнем вагоне. Поэтому никуда выскочить не удалось. Пришлось войти в толпу. Раньше публика, выходя, шла по всей ширине перрона. Сейчас для обеспечения прохода входящих были поставлены люди, поворачивавшие публику от края перрона. Бросилось в глаза, что у каждого столба стоит для этого один человек, так как иначе публика опять шла бы по краю перрона. (Далее следует описание нескольких человек, стоявших у столбов и не пускавших пассажиров к краю перрона.) На часы, кажется, не смотрел. Дальнейший путь выпадает. Абсолютно ничего не помню. Есть только смутное воспоминание от старого. Шел до ворот университета. Ничего не заметил. О чем думал, не помню. Когда вошел в ворота, заметил: кто-то спешит. Кто именно: мужчина или женщина, не помню. Больше ничего не помню... Теперь о первой половине пути. Самый выход излому не помню. Помню, что, когда выходил из ворот дома, вспомнил, что не взял книжку билетов. Подумал: насколько это задержит, так как всегда очередь у кассы. Обычно иду к станции метро, сворачивая в переулок с трамваем. Сворачиваю там, где трамвай несется вниз. Каждый раз посматриваю на трамвай. В этот раз также шел там. Посмотрел на трамвай с опаской. Подходя к станции метро, увидел киоск и подумал: нет ли газеты? Решил, что буду стоять, если есть. Газет не оказалось. Стоял у кассы метро. Кто-то долго возился. Через голову сунул деньги. Очень быстро прошел. Замедлил ход у контролера. Заметил, что контролер очень быстро рвет билеты. Слышу поезд. Спешу. Смотрю на киоск с продуктами. Мельком бросил взгляд. Заметил, что нужных мне вещей нет. Бегу к поезду. Захожу в вагон. Публику не помню. Подошел к противоположной двери. Решил, что лучше пройти по вагону и встать у первой двери. Прошел. Встал, кажется, между двумя мужчинами. О чем думал в поезде, совсем не помню. Мысли, без сомнения, были".
Что характерно для этого рассказа?
Прежде всего, бросается в глаза, что испытуемый ясно указывает, что он совсем не помнит, о чем думал, хотя твердо убежден в том, что на определенном этапе пути о чем-то, безусловно, думал. Далее рассказ содержит указание главным образом на все, что мешало или могло помешать выполнению задачи - прийти вовремя на работу (невозможность проскочить скорее сквозь толпу, невозможность использовать для этого край перрона, отсутствие оставленной дома книжки с билетами, задержка с покупкой билета в кассе).
Равным образом в рассказе отмечаются также те факты, которые, хотя бы косвенно, содействовали скорейшему приходу в институт: быстрая работа контролера, переход от одной двери к другой с целью сокращения пути и ускорения выхода. Характерно, что испытуемый относительно хорошо запомнил людей, стоявших у столбов перрона и руководивших движением публики, что мешало испытуемому пройти скорее на перрон, и не запомнил совершенно никакой публики. Из людей на улице он вспомнил только одного человека, так же, как и он, спешившего куда-то. Сохранилось воспоминание о газетном киоске, что, очевидно, было связано с размышлением, покупать ли газету или нет, и сомнениями по этому поводу ввиду позднего времени.
Таким образом, подавляющая часть того, что запомнилось, была так или иначе связана с основным руслом деятельности испытуемого: с переходом из дому в институт и с необходимостью выполнить это без опоздания. <...>
Третий испытуемый Т. рассказывает следующее:
"Выходя из дому, знал, что надо ехать на метро, так как поздно. Сразу завернул за угол и пошел по переулку к метро. О чем думал? Не помню. Никакого воспоминания об этом не осталось. Но есть зрительный образ сегодняшнего утра, от меня идущей картины. Шел медленно. Людей не помню. Подумал: ничего ли, что иду медленно? При переходе через улицу пришлось подождать, шла машина. Встал в середину группы людей, чтобы переходить не глядя в сторону, так как был поднят воротник. Посередине улицы снова пережидал машины. Перед станцией метро длинная очередь за газетами, через которую пришлось пройти. На лестнице в метро страшный сквозняк, у всех чудно поднимавший полы пальто. Подумал: наверное, и я сейчас так чудно выгляжу. Билетов не брал, был последний талончик. Пошел по необходимости лестницей направо. Там было много народу. Спуск медленный. Обнаружил, что поезд стоит. Досада, так как закрывались двери. Хорошо вижу кусочек вагона с закрытой дверью. Прошел по пустой платформе. Двое было таких же, как и я. Прошел до конца, как делаю обычно. Дошел до места, откуда видны часы. Было без четверти десять. Хорошо вижу сейчас положение стрелок. Попался какой-то высокий человек с газетой в руках. Подумал: наверное, вчерашняя. Вспомнил об очереди в метро. Нет, сегодняшняя. Увидел, что сводка штаба длинная. Здесь встретил Г. (фамилия знакомого). Он тоже проявил интерес к сводке и подошел к читавшему газету. Тот читал последнюю страницу. Показал Г. первую, но сейчас же стал читать последнюю. Г. пытался подглядеть снизу. Пришел поезд. Вошли в вагон. Как вошел Г., не помню. Я пропустил несколько женщин с сумками. Встал у дверей. Вплотную еще две женщины по углам. Одна с сумкой продовольственной, без перчаток. Вижу ее руки. Подумал: почему без перчаток. В руках у нее газета. Сейчас вновь появляется воспоминание о Г. Разговариваем по поводу сводки. Что было до этого с ним, не помню. В вагоне помню Г. как собеседника, т. е. разговор с ним, самого его не помню. Не помню, где он стоял и т. д. (Дальше сообщается содержание разговора с Г. относительно событий на фронте.)
Проход через станцию не помню совсем. Помню переход через улицу. Долго пережидал проезда автомобилей. В середине улицы вновь была задержка. Помню, что взглянул на часы, но что они показывали, не помню. Тогда это как-то переживалось как время, не требующее спешки. О чем говорили до университета — не запомнил. У университетских ворот увидел Б. Помню вид снежных сугробов на университетском дворе и разговор с Г. о снеге в этом году".
Рассказ Т. существенно отличается от предшествующих, поскольку у испытуемого во время пути произошла встреча со знакомым, с которым он продолжал остаток пути и с которым почти все время вел разговор. Но если сравнить первую часть рассказа (до встречи с Г.) с уже рассмотренными показаниями других испытуемых, то нетрудно заметить значительное сходство между ними. Так же как и предшествующие испытуемые, Т. забыл, о чем думал во время пути, но хорошо помнил о задержках и затруднениях при передвижении, равно как и о других, даже очень мелких фактах, так или иначе связанных с задачей прийти вовремя на работу (пережидание автомашин, "пролезание" через очередь, стоявшую за газетами, внешний вид поезда, на который опоздал, спуск по лестнице в метро, время на часах, когда предстояла еще значительная часть пути до института, факт взглядывания на часы тогда, когда путь был близок к концу). Характерно, что из двух мыслей, отмеченных в рассказе, одна опять-таки была с основной целью деятельности (подумал: ничего ли, что иду медленно). Наряду с указанным хорошо было воспроизведено также то, что было связано с устойчивым интересом к событиям на фронте (воспоминание о человеке с газетой на станции в метро, о женщине с газетой в вагоне метро, разговор с Г. о сводке военных действий на фронте). <...>
Каковы общие итоги первой серии экспериментов? Прежде всего, она показала, что воспоминания испытуемых в значительно большей мере относятся к тому, что испытуемые делали, нежели к тому, что они думали. Содержание мыслей вспоминается редко и очень скупо, хотя сам факт думания во время пути для испытуемых является несомненным и констатируется ими многократно. "Думал, но о чем думал, не помню" - такова формула, наиболее типичная для всех приведенных показаний. В то же время, что именно "делали" испытуемые — это они помнят достаточно хорошо.
Характерно, что даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны все же с действиями испытуемого. Это или мысли по поводу того, что испытуемый в данный момент выполняет, т. е. так или иначе связанные с его переходом из дому на работу, или мысли по поводу предстоящих или намечаемых действий (мысли Н. о предстоящей работе; вопрос, возникший у Ш., встретит ли он того человека, с которым ему предстояло вести разговор, и др.).
Такой же характер носят и воспоминания о воспринятом на пути. Испытуемые и в этом случае вспоминают главным образом то, что было связано с самим их передвижением, т.е. с той именно деятельностью, которую они выполняли. Вместе с тем, и это представляется чрезвычайно важным, они обычно говорят о том, что возникало перед ними либо в качестве препятствия на пути следования, либо, наоборот, облегчало передвижение, делая его беспрепятственным .
Наличие тех или иных затруднений или, наоборот, отсутствие их там, где они могли бы быть, где ожидались или где обычно бывают, — таково содержание значительной части показаний каждого испытуемого.
В полном соответствии с этим стоит следующий факт. В тех случаях, когда испытуемые припоминали что-либо, не связанное с их передвижением, их воспоминания чаще всего относились к тому, что вызывало у них какие-нибудь вопросы, недоумение, удивление, т. е. по существу тоже представляло собой некоторое, хотя и своеобразное, препятствие, задержку, указывало на наличие какой-то задачи для восприятия или осмысления. Таковы, например, вопросы: "Что нового в газете?", "Есть ли такая-то вещь в киоске?", "Открыт ли такой-то киоск?", "Почему не доходчива кинокомедия?", "Чем занимается этот человек?". Сюда же надо отнести и припоминание чего-либо странного, непонятного, необычного, что не укладывалось в рамки машинально протекающего восприятия ("чудно задирающиеся от ветра полы пальто у пассажиров метро" <...> "необычно посыпанный песком тротуар на университетском дворе", "отсутствие перчаток у женщины, несмотря на сильный мороз" и т. п.).<...>
Чем же объяснить факты, выявившиеся в наших экспериментах?
Ответ на это может быть дан лишь в связи с учетом направленности испытуемых в тот момент, когда они выполняли деятельность, о которой рассказывали.
На что они были направлены во время перехода в институт на работу? На то, чтобы своевременно достичь цели, прийти вовремя в учреждение, в котором работали, не нарушая тем самым трудовой дисциплины. Такова была задача, стоявшая перед ними. Такова была их установка. Таковы были мотивы их деятельности. Передвижение на улице не было для них просто ходьбой. Это был целенаправленный, и притом в определенных условиях, т. е. связанный определенным временем, переход из дома на работу. Этот переход и был той основной деятельностью, которую они выполняли. Испытуемые не думали и шли, более или менее машинально, во время думания, а шли, и думали во время ходьбы. Это не значит, конечно, что все их внимание было сосредоточено на ходьбе и что все их мысли вращались только вокруг этого. Наоборот, сознание их было заполнено мыслями, несомненно, иного содержания, не относившегося к тому, что они делали в данный момент. Но основное, что они делали в тот период времени, о котором рассказывали, это был именно переход из дома на работу, а не те процессы мышления, какие у них были, безусловно, в достаточном количестве, но не были связаны с основным руслом их деятельности.
В каком отношении к этому основному руслу деятельности, к основной направленности испытуемых находилось содержание того, что было воспроизведено в рассказах? Нетрудно видеть, что-то и другое в значительной мере совпадало друг с другом. Испытуемые главным образом рассказывали о том, что было связано именно с основным руслом их деятельности (в определенный отрезок времени), т.е. с путем на работу. И наоборот, все, что лежало вне этого русла, т. е. шло мимо основной их направленности в этот момент, выпадало у них из памяти, не воспроизводилось вовсе, несмотря на значительные усилия припомнить по возможности все, что было. Именно в этом положении оказались мысли, возникавшие у испытуемых во время пути. Не будучи связаны с основной направленностью деятельности, они были совершенно забыты, исчезли из памяти, хотя испытуемые хорошо знали, что они были у них и что все время перехода из дому на работу было заполнено всякого рода размышлениями.
Таким образом, важнейшим условием, определившим собой запоминание в проведенных опытах, явилось основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности.
Наряду с этим наши опыты показали и то конкретное отношение, в каком находилось все, что лучше запоминалось, к основному руслу деятельности испытуемых. Лучше всего запоминалось то, что возникало в качестве препятствия, затруднения в деятельности.
Этот момент является определяющим и при запоминании всего, что не относилось к основной линии направленности испытуемых, что лежало вне основного русла их деятельности. Как бы ни было незначительно количество воспроизведенного из числа того, что не относилось к основной линии действий, однако и в этих случаях испытуемые вспоминали лучше всего то, что было препятствием, затруднением в деятельности (на этот раз хотя бы и не относившейся к тому, на что они в основном были направлены). Поэтому отношение чего-либо к деятельности как некоторого препятствия к ее выполнению является, несомненно, одним из главных условий, определяющих эффективность запоминания. Оно, как мы видели, обусловливает собой сохранение в памяти того, что связано с основным руслом деятельности. Оно же служит источником запоминания и того, что выходит за пределы этого русла.
Таковы результаты, полученные нами в первой серии экспериментов.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 189.
2. Широко развернутая теория установки, опирающаяся на обширные экспериментальные данные, выдвинута Д. Н. Узнадзе и плодотворно развивается его сотруд
Литература по теме «Память»
Основная литература:
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
3. Зинченко Т.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. М., 2002.
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2002.
5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.
6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М.: Педагогика, 1974.
7. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.
8. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. - М., 1978.
9. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: МГУ, 1976.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002.
11. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
12. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
13. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып 4. Научение и память. - М.: Прогресс, 1973.
14. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.
Дополнительная литература.
1. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М.,1973.
2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1996.
3. Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
4. Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. М., 1980.
5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., МГУ, 1968.
6. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977
7. Соколов Е.Н. Механизмы памяти. - М.МГУ, 1969.
8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1926.
9. Хофман И. Активность памяти. - М.: Прогресс, 1986.
10. Эббингауз Г.Основы психологии. СПб., 1912.
Вопросы для самостоятельного повторения по теме:
1.Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.
2.Общая характеристика системы памяти.
3. Определение памяти. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти.
4. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия и виды ассоциаций.
5. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.
6. Представление о памяти в бихевиоризме.
7. Когнитивный подход к исследованию памяти: основные понятия и положения.
8. Виды, уровни и типы памяти.
9. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности.
10. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания.
11. Кратковременная память: основные методы и результаты исследований.
12. Структура долговременной памяти. Феноменальная память. Амнезии.
Практикум по теме
Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти»
Задание 1.
Цель задания. Изучение скорости образования и характера появляющихся ассоциаций методом предъявления ряда слов.
Необходимый материал и оборудование. Секундомер, список слов.
Ход выполнения задания. В первой части задания экспериментатор зачитывает испытуемому слова. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявленное слово любым другим, пришедшим ему в голову. Протоколист, имея на бланке перечень предлагаемых слов и пользуясь секундомером, фиксирует время, затраченное на ответную реакцию, и ответ испытуемого. Испытуемому предъявляется 20—25 слов.
Во второй части задания испытуемому предлагаются другие слова, на которые он должен отвечать не произвольно, а соблюдая определенные условия. Например, можно предложить отвечать словом-антонимом или синонимом или словом, относящимся к раздражителю как часть к целому, как причина к следствию и т. д.
Вычисляется среднее время образования ассоциаций. При обработке результатов первой части задания полученные ассоциации классифицируются. Могут получиться следующие типы связей (характеры ассоциаций):
вид—род (стол — мебель);
часть—целое (корма — лодка);
ассоциация из той же категории (стол — стул);
предикативные (змея—ядовитая, зима — суровая);
по контрасту (черное— белое);
по элементарному определению слова-раздражителя (пение — хорошее);
по определению функции предмета (топор — рубить);
по отрицанию (щедрый — нещедрый);
по адекватности (пещера — убежище);
речедвигательные, т. е. ответ-штамп (обман — зрения);
по созвучию (топор — мотор);
по установлению причинной зависимости (боль — слезы; резать - больно).
При обработке результатов второй части задания характер ассоциаций не анализируется, поскольку он дан заранее, а основное внимание уделяется изучению связи между скоростью образования ассоциаций и их сложностью.
Задание 2.
Цель задания. Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов.
Необходимый материал. Ряд слов: мрак, мелодия, людный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.
Ход выполнения задания. Испытуемый делит чистый лист бумаги на 2 части по вертикали. Затем он прослушивает слова и записывает их следующим образом: слева пишет слова, которые, по его мнению, имеют эмоциональную окраску, справа - не имеющие эмоциональной окраски. Исписанный листок бумаги откладывается.
После этого на чистом листе, разделив его на 2 части, испытуемый воспроизводит слова, придерживаясь своего разделения на эмоциональные и неэмоциональные.
Обработка данных выполненного задания. Подсчитывается записанное количество слов на первом и втором листах (эмоциональные и неэмоциональные слова подсчитываются отдельно). Затем составляется соотношение (для каждой группы слов отдельно) между количеством правильно воспроизведенных слов и общим количеством слов каждой группы. Обычно дробь для эмоциональных слов должна быть больше, чем для нейтральных.
Задание 3.
Цель задания. Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.
Необходимый материал. Слова и словосочетания: мальчик — трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.
Ход выполнения задания. А)Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой (пиктограмма – образец рисуночного письма), начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение. Б) испытуемому предлагается прослушать и запомнить 15 слов и сочетаний.
Обработка данных выполненного задания: Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в первой и второй серии. Вывод должен содержать определение значения опосредованного запоминания на процесс последующего воспроизведения.
Задание 11
Цель задания. Выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Необходимый материал. Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
Для запоминания на слух | Для запоминания при зрительном восприятии | Для запоминания при моторно-слуховом восприятии | Для запоминания при комбинированном восприятии |
дирижабль лампа яблоко карандаш гроза утка обруч мельница попугай листок | самолет чайник бабочка ноги хомут бревно свеча тачка журнал малина | пароход собака парта сапоги сковорода калач роща гриб шутка воротник | волк бочка коньки самовар пила весло загадка кафтан прогулка книга |
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами — пять секунд). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.
Обработка данных выполненного задания. После проведения опыта заполняется таблица и делается вывод об эффективности разных видов памяти:
Вид памяти | Количество слов в ряду (А) | Количество удержанных в памяти слов (В) | Коэффициент памяти С= В : А |
Слуховой Зрительный Моторно-слуховой Комбинированный |
Задание 4.
Цель задания. Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал. Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима петух — кричать чернила — тетрадь корова — молоко паровоз — ехать груша —компот I лампа — вечер кукла — играть | Второй ряд жук — кресло гребень — земля компас — клей колокольчик — стрела синица — сестра лейка — трамвай мухомор — диван гребенка — ветер ботинки — самовар графин — брать спичка — овца терка — море шляпа — пчела рыба — пожар пила — яичница |
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка данных выполненного задания. Результаты опыта записываются в таблицу.
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Количество слов первого ряда (А1) | Количество запомнившихся слов (В1,) | Коэффициент смысловой памяти С1= В1:А1 | Количество слов второго ряда (А2) | Количество запомнившихся слов (В2) | Коэффициент механической памяти С2= В2:А2 |
Задание 5.
Цель работы: изучить некоторые рациональные приемы запоминания.
Необходимый материал: набор слов для запоминания.
1. К опыту 1.- шкаф, село, тетрадь, машина, сабля, стекло, ручка, заяц, молоко, буква, шум, лев, лампа, дыня.
К опыту 2 — рыба, автомобиль, мах, стул, небо, туфли, градусник, учебник, лиса, щетка, море, парта.
К опыту 4 — дым — дыра, железо — желудь, карандаш — конь, стол—сено, корень—колокол, чайник — чернила, заяц — зеркало, лупа — лозунг, мыло — мельница, нора—-ноль, огурец - очки, вода — ветер.
К опыту 5 — дуб — дерево, луна — планета, толстый — тонкий, взрыв — разрушение., теленок — корова, карандаш—тетрадь, рабовладелец — раб, материализм—-идеализм, тучи — дождь, ученик — учитель, зима — лето, сладкое — горькое.
К опыту 6 — стадион, соревнование, выстрел, старт, бровка, соперник, обход, рывок, финиш, аплодисменты,
К опыту 7 — любовь, стипендия, победа, твист, зачет, невеста, декан, звонок, измена, праздник, змея, гол.
2. Набор карточек с изображением предметов и чисел. Всего 12 карточек, на каждой из которых в центре крупно изображен предмет, а в левом углу мелко — двузначное число: чашка, 12; голубь, 44; лыжи, 79; ваза, 16; футбольный мяч, 47; собака, 72; тарелка,18; штанга, 38; медведь, 76; ложка, 81; автомобиль, 53; дерево, 27.
3. Таблицы со схематическим изображением гимнастических упражнений.
4. Секундомер.
5. Сводный протокол опытов.
Ход выполнения задания. Групповые и демонстрационные опыты, самостоятельный анализ студентами экспериментальных данных, полученных на занятиях.
Длительное и точное сохранение и воспроизведение изучаемого материала требуют рационально организованного запоминания. Оно предполагает: 1) правильную формулировку цели и создание установки па запоминание; 2) глубокое осмысливание; 3) целесообразно построенное повторение.
Соответственно этим моментам на занятии проводится три серии опытов.
В I серии проводятся два опыта: опыт 1, в котором цель запомнить не ставится, и опыт 2, в котором определяется цель запомнить.
Опыт 1 — групповой. Перед началом опыта экспериментаторпроизносит: «Внимание!» — и через 5 сек. диктует первое слово. В данном опыте (и во всех следующих) слова (или числа) .зачитываются однотонным голосом, с интервалами 5 сек. Через 5 сек.после произнесения последнего, двенадцатого, слова (или числа)подается команда: «Пишите». На воспроизведение дается I мин.
Инструкция: «Сейчас вам будут зачитаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить слова среднего рода. Когда будет сказано: «Пишите», возьмете карандаши и запишите в любом порядке слова среднего рода».
Студентам предлагается записать все прочитанные слова и зачеркнуть слова среднего рода. Оставшиеся слова принимаются за показатель непроизвольного запоминания. Результаты опыта каждый студент вносит в графу «опыт 1, индивидуальные данные». Высчитываются средние показатели группы и заносятся в соответствующую графу сводного протокола.
Опыт 2 —групповой.
Инструкция: «Сейчас вам будут читаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить. Когда будет сказано: «Пишите», — возьмите карандаши и запишите слова, которые сможете вспомнить, в любом порядке».
Студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели по группе, вносят их в соответствующие графы сводного протокола, сопоставляют и объясняют результаты, полученные в опытах 1 и 2, знакомятся с данными психологических исследований А. А. Смирнова и Л.В. Занкова формулировки цели для эффективности запоминания.
II серия опытов преследует цель продемонстрировать значение осмысливания для продуктивности запоминания (опыты 3,4,5,6,), а также влияние эмоций на запоминание (опыт 7).
Опыт 3. Исследование продуктивности непроизвольного запоминания, включенного в активную мыслительную деятельность. Опыт демонстрационный. Для него используются 12 карточек, на которых в центре изображены различные предметы, а в правом углу—-числа. Испытуемые (два студента) на время покидают аудиторию; оставшимся объясняют существо опыта. Затем в аудиторию приглашают одного из студентов и открывают перед ним 12 карточек.
Инструкция первому студенту: «Перед вами карточки с изображением различных предметов. Сгруппируйте карточки по признакам, определенным вами».
После этого студенту предлагают перечислить предметы и числа(которые стояли в углу каждой карточки). Подсчитывают количество правильно воспроизведенных предметов и чисел. Данные заносятся в соответствующую графу протокола.
Инструкция второму студенту: «Перед вами карточки, в правом углу каждой — цифры. Расположите карточки по числам, от большего к меньшему». После выполнения задания студенту предлагают воспроизвести числа и предметы, изображенные на картинках. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисели предметов. Данные вносятся в соответствующую графу протокола.
Студенты сравнивают и объясняют результаты, полученные в опытах 3,1,2.
В опытах4 и 5 исследуется запоминание слов в зависимости от характера связей между ними.
Опыт 4 — групповой. В нем используются слова, имеющие внешнее сходство.
Опыт 5 — групповой. В нем используются слова, имеющие содержательныесвязи.
Инструкция для опытов 4 и 5: «Сейчас вам зачитают пары слов, старайтесь запомнить первое слово пары, используя второе вспомогательное для запоминания первого». При воспроизведении экспериментатор зачитывает вспомогательное слово, а студенты записывают первое слово пары.
Затем студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели группы и вносят результаты в соответствующие графы протоколов.
Опыт 6. Логическое запоминание продиктованных слов, дающих возможность, мысленно составив предварительный план, написатьрассказ, состоящий из этих слов. Инструкция та же, что и в опыте 2.
Студенты подсчитывают индивидуальные данные, выводят средние данные по группе. Затем сопоставляют и объясняют результаты 5, 6 и знакомятся с исследованиями (А. А. Смирнова, В. А. Петровского) значения составления плана при заучивании материала.
Опыт 7.Запоминание эмоционально окрашенного материала.
Инструкцията же, что в опыте 2, набор слов для опыта 7. Студенты подсчитывают индивидуальные показатели, выводят средние данные по группе и объясняют результаты опыта.
IIIсерия опытов преследует цель ознакомить студентов правилами повторения материала. В опытах 8 и 9 иллюстрируется одноиз правил повторения. Экспозиция в этих опытах длится 45 сек, на узнавание и воспроизведение дается 90 сек.
Опыт 8. Исследование узнавания
Инструкция: «Сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их, с тем, чтобы потом в другой таблице отыскать эти упражнения и записать номера, которыми они обозначены.
Подсчитываются индивидуальные и средние данные по группе.
Опыт 9.Исследование воспроизведения.
Инструкция:сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их с тем, чтобы потом зарисовать или описать.
Студенты подсчитывают индивидуальные и средние данные по группе.