Школа научного управления
Основные представители:
Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд.
Представители школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Т.е. ключевой особенностью данной школы является перенесение методов инженерных наук на организацию производства. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
Последние десятилетия 19 века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в американской индустрии. Широкое использование электроэнергии, механизация ручного туда привели к потенциально высокой продуктивности и массовому производству техники. Незрелые формы управления стали главным препятствием на пути к более высокой производительности. Труд был сильно специализирован, требовал поддержки и координации, интеграции и систематизации работы. И совсем не случайно, что первые попытки систематизировать управление исходили от инженеров. Инженеры создавали оборудование, содействовали его внедрению, помогали советами по его использованию и оказывали большую помощь в решении управленческих проблем.
Ф.У. Тейлор – основоположник научного менеджмента.
Основные труды: Управление фабрикой, Принципы научного управления.
Тейлор о своей системе:
«Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; доведение каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».
Движущей силой, душой новой системы выступили четыре научных принципа, которые Тейлор называл законами управления:
1) Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;
2) Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;
3) Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения НОТ;
4) Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и администрацией.
С технологической стороны научный подход Тейлора был направлен на анализ существующей практики в целях стандартизации и рационализации использования ресурсов. Со стороны человеческих ресурсов он искал наиболее высокую степень индивидуального развития и вознаграждения путем уменьшения усталости, научного отбора, соответствия способностей работника выполняемым им работам, а также путем стимулирования работника.