Патология и функциональная межполушарная асимметрия

Патологические процессы могут быть связаны с межполушарной асимметрией функций головного мозга по крайней мере двумя способами: патология 1) может иметь непосредственное отношение к дисфункции одного из полушарий, т. е. нарушению одной (или более) его способ­ности; 2) может быть связана с характе­ром межполушарной асимметрии, отлич­ным от нормального. При возникновении патологического процесса имеют место оба вида дисфункций.

Среди различных последствий повреж­дений мозга можно выделить наиболее поддающиеся определению и явно диагно­стируемые дисфункции.

Агнозияозначает «неспособность узна­вать». Выделяют следующие виды агнозий: зрительная, слуховая агнозия и астереогно-зис, или неспособность узнавать знакомые предметы с помошью прикосновения или

Особой формой зрительной агнозии является прозопагнозия - - агнозия на лица. Зрительные агнозии возникают при двусторонних повреждениях теменно-затылочных долей мозга различной этио­логии или при повреждении этих долей в левом (доминантном) полушарии.

Слуховые агнозии появляются при по­ражении областей височной доли в левом (доминантном) полушарии. Астереогнозис возникает обычно вследствие поражения областей теменной доли, расположенных по соседству с соматосенсорными про­екционными зонами, которые предполо­жительно являются ответственными за приобретение и сохранение тактильно-кинестетической памяти.

Заслуживает отдельного описания синдром игнорирования, или односторонняя пространственная агнозия, чаще возника­ющая при поражении теменных или теменно-затылочных областей правого по­лушария. При наличии данного синдрома больной демонстрирует левостороннюю гемианопсию, т. е. «полуслепоту», при которой он не видит никаких предметов слева от точки фиксации взора.



2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ




Еще один вид дисфункции - - это афазия(нарушение способности говорить или понимать речь). Известны две основ­ные формы — экспрессивная («моторная») и рецептивная («сенсорная») афазии.

Экспрессивная афазия (афазия Брока) состоит в нарушении главным образом собственной речи больного; понимание чужой речи в основном сохраняется. Этот тип афазии связан с повреждением лоб­ных областей левого полушария, контро­лирующих речевой выход, в особенности зоны Брока. Могут наблюдаться также рас­стройства письма. В большинстве случаев пациенты осознают свои ошибки.

Рецептивная афазия (афазия Вернике) является нарушением, при котором боль­ной испытывает большие затруднения в понимании речи вообще. Этот вид афазии связан с повреждением задней области правой височной извилины (зона Верни­ке). Речь больного беглая и в зависимости от степени повреждения может варьи­ровать от немного странной до совершенно бессмысленной. Пациенты часто употреб­ляют несоответствующие (парафазии) или несуществующие (неологизмы) слова. Ритм и плавность речи, однако, в большинстве случаев сохранены. Такие больные часто не осознают дефектов или бессмыслен­ности своей речи, продолжают говорить, считая, что все в порядке. Чтение или письмо в той или иной мере нарушены.

Проводниковая афазия является следст­вием нарушения связи между зонами Брока и Вернике. Больной понимает, что ему сказали, но не в состоянии правильно повторить сказанное.

Словесная глухота возникает в резуль­тате повреждения, отсоединяющего зону Вернике от слуховых входов. Нарушается понимание только устной речи.

Аномическая афазия характеризуется нарушениями в назывании предметов и является в «чистом» виде результатом повреждения ограниченной зоны коры в области, называемой угловой извилиной.

Глобальная афазия означает тяжелое нарушение всех связанных с речью функ­ций. Эта форма дисфункции является следствием обширного повреждения левого полушария, захватывающего большую часть областей, которые играют роль в организации речи.

Апраксинопределяется как неспособ­ность осуществлять определенные про­извольные движения при отсутствии паралича или потери чувствительности. Апраксию можно рассматривать как след­ствие разрушения программы, или «памя­ти», в которой записана последовательность движений, необходимая для осуществления какого-либо действия.

Кинетическая апраксия — неспособ­ность выполнить хорошо знакомое движе­ние; связана с повреждением премоторной области лобных долей. Возможно право­стороннее и левостороннее поражение.

Идеомоторная апраксия обычно обус­ловлена повреждением теменной области левого (доминантного) полушария, но поведенческие эффекты повреждения являются, по-видимому, билатеральными. Пациенты не в состоянии выполнить сложно организованные действия по ин­струкции, хотя в иных ситуациях могут осуществить подобные действия спон­танно.

Идеационная апраксия означает неспо­собность сформировать соответствующую последовательность движений или пра­вильно использовать предметы. Возни­кает при повреждении теменной доли левого (доминантного) полушария или мозолистого тела.

Конструкционная апраксия характеризу­ется потерей способности воспроизводить геометрические фигуры при их рисовании или сборке. Это расстройство не рассмат­ривается как чисто двигательное.

Существует несколько теоретических моделей, объясняющих связь между лате-рализацией и расстройствами психики:

1. Модель латерализованного дефицита
полагает, что отдельные формы психичес­
ких заболеваний связаны с дефицитом в
одном из полушарий.

2. Модель способа познаниярассматри­
вает определенные формы психических
заболеваний как результат нетипичного
способа обработки информации, который
проистекает из неоптимального использо­
вания связанных с полушариями функций.
Согласно этой модели, в полушариях нет
дефицита как такового; болезнь является
следствием неадекватного вовлечения
полушарий.

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга





3. Модель взаимодействиясвязывает психопатологию с проблемой взаимодей­ствия между полушариями, а не с дефи­цитом в каком-нибудь из них. Согласно этой модели, расстройства обусловлены недостатком обмена информацией между двумя половинами мозга.

Г. Бомон и С. Даймонд [Beaumont, Dimond, 1973] предложили оригинальный подход для анализа соотношений между организацией мозга и психическими забо­леваниями. Данные посмертного исследо­вания мозга показывают значительное уве­личение размеров мозолистого тела при хронической шизофрении. Бомон и Дай­монд предположили, что это увеличение является компенсацией нарушений связи между полушариями. Для проверки своей гипотезы они использовали тахистоскопи-чески предъявленные стимулы (буквы, однозначные числа, абстрактные формы), латерализованные к одному полушарию; испытуемые должны были идентифициро­вать предложенные стимулы. В такой ситу­ации больные шизофренией справлялись с заданием так же, как и здоровые испытуемые.

Когда же два стимула предъявляли одно­временно и задание изменили так, что нужно было решить, одинаковы стимулы или нет, между больными шизофренией и контрольной группой испытуемых выяви­лись различия. Самые большие различия были обнаружены, когда стимулы, состав­ляющие пару, предъявлялись разным полу­шариям. Бомон и Даймонд утверждают, что затруднения, которые испытывают больные шизофренией при решении задач, затрагивающих оба полушария, являются результатом дефекта взаимосвязи между двумя сторонами, что невозможно объяс­нить наличием нарушений внутри каждого полушария.

Латерализация функций мозга, функ­циональные асимметрии его полушарий — это реальные факты, которые способству­ют более глубокому пониманию работы мозга как единого целого и подтверждают объективность представлений о неразрыв­ной связи человеческой психики с мозго­выми механизмами.

Представления об асимметрии психи­ческих функций требуют дальнейших де­тальных исследований.

Наши рекомендации