Структура клинической психологии
Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках: в психиатрической клинике — патопсихология; в неврологической — нейропсихология; в соматической —
психосоматика.
По мнению Б. В. Зейгарник, патопсихологияизучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
Объектом изучения нейропсихологиислужат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.
Психосоматикаизучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний.
Патопсихологию следует отличать от психопатологии (о ней речь пойдет позже). Сейчас стоит лишь отметить, что патопсихология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико-описательный.
Взаимосвязь клинической психологии
С другими науками
Клиническая психология, как и любая другая наука, развивалась и продолжает развиваться во взаимодействии с другими науками и под их влиянием.
Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.
Психиатрия— медицинская наука, но она теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Эти науки имеют общий предмет научных исследований — психические расстройства. Но кроме этого, клиническая психология занимается такими
нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болезни (например, по проблемам супружества), а также психическими аспектами соматических расстройств. Однако психиатрия как частная область медицины больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает акцент на психологических аспектах.
Клиническая психология связана с психофармакологией: и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, употребление лекарственных средств всегда оказывает на пациента положительное или отрицательное психологическое действие.
Успешно развивается медицинская педагогика — смежная с медициной, психологией и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей.
Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией. Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии.
Следует также отметить, что достаточно велико влияние на клиническую психологию со стороны социальной психологии, в центре исследований которой находится человек в его взаимоотношениях с социальным окружением.
Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук — экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др. Также следует отметить связь клинической психологии с такими науками, как социология, антропология, этнография, культурология, история, филология и лингвистика (нейролингвистика, психолингвистика), математика и статистика и др.
Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход.