Связи обязательные и факультативные
Проблема обязательности и факультативности связей не является только внутренней проблемой связи слов, позволяющей глубже вникнуть в природу и характер их соединения. Внутренние законы организации предложения и его распространения во многих случаях трудно понять без знания свойств обязательных и факультативных связей. Так, с обязательностью и факультативностью связей тесно переплетаются такие признаки предложения, как распространенность и нераспространенность, полнота и неполнота, односоставность и двусоставность. Из этого следует, что многие вопросы практического анализа предложения требуют для своего решения знания свойств обязательных и факультативных связей. <…>
… обязательность связи возникает в том случае, если стержневое слово само по себе или в составе определенной конструкции характеризуется лексической, лексико-грамматической, грамматической (или структурной) недостаточностью или многозначностью и нуждается в конкретизаторах и конкретизации <…>
Отсутствие зависимого слова при обязательной связи создает неполноту предложения, порождает дефектность смысла: Она держалась ... (смысл неясен, так как непонятно, в каком значении употреблен глагол держаться); Он вбил ... (смысл неясен, так как отсутствуют необходимые конкретизаторы, предусмотренные глаголом вбить — вбить что и куда?); Зима казалась длиннее... (смысл неясен, так как не указан объект сравнения); Прут сгибается... (смысл неясен, так как грамматическая многозначность не разрешена: неясно, то ли прут обладает свойством гибкости, то ли прут кем-то гнется); Большинство офицеров ... люди (при опущении определения возникает абсурдность смысла); невозможны сочетания «специалист... квалификации», «мебель... дерева» и т. п.
Возникает вопрос, что значит «слово требует определенной формы»?
По существу, слово (ведь имеется в виду смысловая сторона слова, его значение) не может требовать формы зависимого слова, ибо смысл требует смысла же, а форма — это только способ передачи смысла. Поэтому, когда мы говорим «слово требует», мы имеем в виду, что слово, точнее, его значение нуждается в том, чтобы его дополнили определенным конкре-тизатором значения. Так, глагол заботиться нуждается в дополнении словом, называющим объект действия, т. е. нуждается в объектном конкретизаторе; глагол находиться нуждается в конкретизаторе со значением места (находиться в горах) и т. д.
Для выражения конкретного синтаксического отношения может использоваться одна форма или набор форм. В том случае, когда в языке (в определенный момент его развития) то или иное синтаксическое отношение может выражаться только одной формой, создается впечатление, что данное слово требует именно этой формы, в то время как значение, которое выражается с помощью этой формы, перестает восприниматься как главный фактор. Так, мы говорим, что глагол брать (в определенном значении) требует формы винительного падежа зависимого слова (брать книгу, портфель). Но если выражать мысль точнее, то нужно сказать, что глагол брать (при выражении объектных отношений) требует конкретизатора со значением объекта, который в языке выражается формой винительного падежа существительного, поэтому и создается впечатление, что глагол брать требует именно этой формы зависимого слова <…>
СИЛЬНЫЕ СВЯЗИ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ)
Прихарактеристике сильных связей обычно исходят из необходимости для стержневого слова определенной формы зависимого или указывают на свойство главных слов с достаточно большей вероятностью предсказывать одну или несколько форм зависящего от них слова.
Сильное управление.Сильным управлением называется такая связь, при которой главное слово обязательно связывается с определенной формой (одной или несколькими сразу) косвенного падежа существительного или иного слова спредметным значением.
1. Выделяется два вида сильного управления. Если главное слово для реализации своего значения нуждается в конкретизаторе содним синтаксическим значением и это значение врусском языке имеет только одну падежную форму для своего выражения, то сильное управление проявляется в обязательной зависимости от главного слова одной, строго определенной падежной формы (командовать полком, руководить предприятием, заботиться о сыне, любоваться морем и др.).
2. Если главное слово для реализации своего значения нуждается в нескольких конкретизаторах с разными синтаксическими значениями, каждое из которых выражается определенной падежной формой, то сильное управление проявляется в обязательной зависимости от главного слова двух и более строго определенных падежных форм (вручить орден герою; посвятить книгу другу; наполнить ведро водой; отнять у человека права).
В силу того что в языке установилось постоянное соответствие между значением главного слова и определенной падежной формой зависимого, слова одной синтаксической группы характеризуются одинаковым управлением: удивляться чему?, радоваться чему?; тревожиться за что?, испугаться за что?, опасаться за что?, болеть за что?; восхищаться чем?, любоваться ч е м?, возмущаться ч е м? и т. п. <…>
Сильное примыкание. Сильным примыканием называется такая связь, при которой главное слово необходимо связывать с определенным видом неизменяемого слова, единственно возможным при выражении данного значения. Так, глаголы с модальным значением (сметь, уметь, пытаться и др.) в силу обобщенности своего значения нуждаются в его конкретизации, которая возможна только за счет одной формы зависимого слова — формы инфинитива. То же следует сказать и о кратких прилагательных (обязан, должен, вынужден и др.) и о безлично-предикативых наречиях с модальным значением (можно, нужно, надо, нельзя и др.). Такие существительные, как манера, желание, искусство, в значении характеристики конкретного внутреннего состояния также сочетаются только с инфинитивом (манера говорить, умение петь, искусство декламировать, желание учиться, стремление уехать). Глаголы со значением побуждения, совета, пожелания (велеть, заставить, приказать, советовать, побуокдать, мешать, разрешать, позволить и др.) требуют одновременно двух форм зависимых слов — имени в дательном или винительном падеже (со значением адресата) и инфинитива для передачи объектного отношения: велеть ученикам выучить; приказать полку наступать; советовать больному отдохнуть; разрешить детям погулять и т. п. Глаголы вести себя, держаться — в значении «вести себя» требуют в качестве зависимого наречия: Он ведет себя хорошо; Он держится уверенно.
Сильное согласование. Сильным согласованием называется такая связь, при которой главное слово необходимо связывается с согласующейся формой зависимого слова. В лингвистической литературе обычно не ставится вопрос о наличии в русском языке сильного согласования. Это, очевидно, обусловлено тем, что в отличие от сильного управления, где необходимая связь обусловливается в основном лексическим или лексико-грамматическим значением слов и является, так сказать, внутренним свойством этих слов, сильное согласование возникает только в предложении или сложном словосочетании под воздействием синтаксического фактора (в особых структурах), конечно, не без влияния лексического значения слов. Однако сама потребность в согласующихся зависимых словах не есть внутреннее свойство слова.
При сильном согласовании согласующаяся форма зависимого слова может быть не только обязательной, но и единственно возможной при передаче атрибутивного отношения в пределах данной структуры. К таким случаям следует отнести конструкции типа: специалист высокой квалификации, человек большого ума, мальчик высокого роста, масло первого сорта и т. п. Сюда же относятся конструкции, в которых родительный без предлога обозначает материал, из которого сделан предмет: мебель карельской березы; колонны белого мрамора; ступени серого гранита; кольцо червонного золота и т. п. Слова со значением различных единиц измерения в некоторых конструкциях функционируют только с согласованными определениями: На двадцатый день плавания мы увидели землю; На пятой версте...; первые годы; к пятнадцати часам; на тридцатой минуте. <…>
Вариантные сильные связи (избирательные связи)
Если главные слова нуждаются только в одном конкретизаторе, который в языке может быть выражен несколькими взаимозаменяемыми падежными формами, то возникает особый, вариантный тип сильного управления. При реализации этого типа управления в структуре предложения обнаруживаются две разновидности его функционирования: 1) вариантные формы не могут использоваться одновременно как соподчиненные, обязательно избирается только одна (верить другу или верить в друга; вспомнить детство пли вспомнить о детстве; объявить начало собрания или объявить о начале собрания); 2) вариантные формы могут функционировать одновременно, причем только одна из форм является структурно необходимой, остальные же оказываются факультативными (Поселок находится у реки, под горой, в лесу).
Варьироваться могут разные по своей грамматической природе формы, но всякий раз избирается только одна. Так, глагол бояться нуждается в конкретизации своего значения с помощью объектных отношений, которые создаются за счет сочетания этого глагола либо с родительным падежом существительного (бояться темноты, зверя, экзамена), либо с инфинитивом (бояться уехать, говорить, вспоминать). <…>
Отдельную группу составляют конструкции со значением портретной характеристики, включающие слова — названия частей тела и органов (рука, нога, шея, глаза, нос, губы, уши и т. д.). Сами по себе эти слова не могут служить чьей-либо характеристикой, поэтому при них необходимы определения, называющие специфические признаки этих частей тела. Ср.: У Андрюши были большие светлые глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб (Тургенев) и У Андрюши были глаза, ротик, нос и лоб. <…>
СЛАБЫЕ СВЯЗИ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ СВЯЗИ)
Факультативная связь не является структурно необходимой. Это структурно возможная связь.
При факультативной связи возможность распространения определяется категориальным значением части речи. Так, имена существительные как часть речи обладают способностью вступать в связь с именами прилагательными (и другими адъективными словами), качественные имена прилагательные имеют свойство сочетаться с наречиями меры и степени, глаголы — с косвенными падежами существительных и наречиями и т. п. Эта сочетаемость обусловливается категориальным значением частей речи: имена существительные обозначают предмет и тем самым уже содержат возможность своего распространения за счет обозначения признака, ибо предметы обладают признаками. Глаголы, называя действия, процессы, состояния, тем самым предполагают их пояснение со стороны времени, места, причины, цели, условия, качества и т. п. (когда, где, почему, для чего, при каком условии, как, каким образом протекает действие), так как любое действие происходит в какое-то время, в каком-то месте, по определенной причине, при определенных условиях и т. д. Вместе с тем эти потенциальные возможности реализуются не регулярно, а только под влиянием коммуникативной установки высказывания (под действием коммуникативного фактора). Например, распространение слов предикативного сочетания шли люди в предложении Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они... (Горький) обусловлено только коммуникативной установкой высказывания: стремлением говорящего сообщить не только то, что люди шли, но и то, что люди были маленькие и шли они между деревьев и в шуме, что шум был от молний и был он грозным. В то же время возможно употребление в речи только предикативного ядра этого предложения — шли люди, это подтверждается в тексте предложением Шли они. <…>
Говоря о различии обязательной и факультативной связи, мы говорим, что при обязательной связи главное слово требует постановки зависимого в определенной форме, а при факультативной главное слово допускает постановку зависимого слова в определенной форме.
Исходя из этих положений, можно дать следующую характеристику слабого управления, примыкания, согласования. Слабое управление — это связь, предопределенная лексико-грам-матическими свойствами главного слова. Как и сильное управление, оно может быть одноформенным (некоторые отношения, в частности значения совокупности, передаются только формой творительного падежа с предлогом с — идет с чемоданом; пришел с сестрой) и многоформенным (спать в комнате у окна).
Слабое примыкание — это связь возможная, но необязательная, при которой для выражения обстоятельственного значения возможна одна примыкающая форма (очень твердый, чересчур спешит, немного трудно), а возможна и многоформенность (много прошел пешком; рано лег спать; Здесь очень шумно и т. п.).
Слабое согласование — это связь, предопределяемая лексико-грамматическими свойствами главного слова, но необязательная: интересная книга, хороший человек, пятнадцатая минута. <…>