Научная и ненаучная формы психологического знания.
Период обучения - 1 курс
Понятие, содержание и структура общей психологии.
Общая психология - это раздел психологии, объединяющий в себе фундаментальные психологические знания, теоретически и экспериментально изучающий объективные закономерности возникновения, развития и воплощения в реальность психических процессов и явлений. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. (интернет)
ОП – научная дисциплина об общих психических явлениях. Психические явления: психические состояния, психические свойства личности, психические процессы. (конспект)
Психический процесс – что-то динамичное.
Психическое состояние – что-то более статичное.
Психические свойства личности – что-то связанное с человеком, личностью, присущее человеку, постоянная характеристика.
На основе процессов складываются определённые состояния, из состояний – свойства личности.
Общая Психология включает следующие разделы:
1) Общетеоретический раздел;
2) Регулятивные психические процессы: эмоции, мотивация, внимание, воля, саморегуляция;
3) Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь;
4) Психология личности.
Объект и предмет психологии. Объект и предмет общей психологии. Предмет психологии в истории психологии.
Предмет психологии – психика человека и психические явления.
Предметом Общей Психологии являются Психические Явления, как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах, коллективах.
Душа до начала 18 в. В 18 в. – явления сознания, сознание в общем. В 19 в – осознаваемые и неосознаваемые явления. Теперь – психика и психические явления.
Психологическая практика и психологическое познание. Психология как наука.
Практика – деятельность (целенаправленная активность человека) по изменению (трансформации, преобразования) действительности.
Познание – деятельность по исследованию действительности.
При практике ключевое слово – «менять», при познании – «узнавать» (исследовать, получать информацию).
Нет непереходимой границы между познанием и практикой. Момент познания (хотя бы в качестве восприятия) всегда присутствует в любой практике.
Воздействие – практика.
Восприятие – познание.
Вопрос в том, что является доминирующим.
В психологическом познании объектом познания является психика или психические явления.
Психологическая практика – воздействие, изменение психики (или личности).
Практики: сознательная психологическая саморегуляция, психологическая профилактика, психологический тренинг, психологическое консультирование, психотерапия, развитие или личностный рост (практики развития).
Практика направлена на воздействие, изменение окружающей действительности, познание направлено на накопление знаний о ней.
В познании – накопление знаний, преобладающий компонент – восприятие.
В практике – воздействие на что-то (трансформация чего-то), преобладающий компонент – воздействие, практическая деятельность.
Научная и ненаучная формы психологического знания.
Житейская (обыденная) психология. Все мы с раннего детства знакомимся с разными нашими чувствами и переживаниями. Житейская психология представлена в произведениях искусства. Различия между житейской и научной психологией:
1) В житейской психологии знания конкретны: привязаны к конкретным ситуациям, людям.
В научной психологии знания обобщены, используются соответствующие понятия;
2) В житейской психологии интуитивный характер знаний: случайный опыт, субъективный анализ.
В научной психологии – познание на эксперименте: знания рациональны и вполне осознаваемы;
3) В житейской психологии знания трудно передаются. Вечная проблема “отцов и детей”.
В научной психологии знания аккумулируются и легче передаются.
4) В житейской психологии источник знаний – наблюдение.
В научной психологии источник знаний – эксперимент.
5) В житейской психологии знания ограничены.
В научной психологии знания постоянно расширяются.
Психологическое знание – систематизировано, систематично, является верифицированным (эмпирически проверенным), теоретически обоснованным.
Для научного знания существует специальный социальный институт – наука, т.е. совокупность научно-исследовательских лабораторий, институтов, журналов, научных книг, конференций и т.д. Носителями научного знания является всё сообщество в целом.
В житейском знании нет социального института.