Воспитание детей. Принципиальная разница формирования психики мужчин и женщин. Факторы, влияющие негативно на процесс развития психики мужчин и женщин
Воспитание детей начинается с пеленок. «По гипотезе Эриксона, начало пеленания связано с переходом от кочевой жизни к оседлому земледелию и необходимым при этом резким психологическим переменам, хотя бы за счет задержки в развитии двигательных функций, столь важных для кочевой жизни»(119,с.336). По его мнению, пеленание символизирует переход от свободного, но полного опасностей кочевого быта к относительно безопасной, но зато несвободной жизни в условиях закрепощения (119,с.337). Пеленание с младенчества сковывает двигательную функцию ребенка, что влияет на психологические особенности, приучая его жить в не свободе. По своей сути, это равнозначно для маленького человека проявлению насилия над ним. Поэтому современным родителям не следует сильно пеленать детей, так как прогрессивное развитие общества ставит необходимость приобретения человеком достаточной относительной степени свободы, а сильное пеленание может затормозить этот процесс уже с самого раннего детства.
Младенец, согласно культурно-исторической концепции непротиворечия научных и религиозных истин, представляет собой определенную личность, его психика и физиология предопределена предыдущими воплощениями, он представляет собой человека с определенными психологическими задатками и наклонностями. Говоря словами психологов, у него имеется программный сценарий, который именуется судьбой. Именно он определяет семью, родителей, детство, в котором будет происходить его становление как личности. С младенчества ребенок испытывает те или иные приятные или неприятные эмоции при контакте с матерью и миром. У него формируется радостное или безрадостное отношение к жизни. Всё это предопределено его матричными нарушениями Души, т.е. предопределена его собственная индивидуальность, его психика. Следовательно, и реакции на те или иные воздействия извне, на которые он так или иначе реагирует. Родителям с самых первых минут жизни следует с вниманием и Любовью относиться к ребенку, изучать его реакции на мир, корректируя его поведение. Это позволит самим родителям обрести творческое восприятие самого процесса воспитания. Воспитание не будет тягостной обязанностью стирки и глажки, смены штанишек, кормления. Отношение к ребенку как личности будет способствовать его развитию, искоренению негативных проявлений структуры Души с самого раннего детства. Мишель Монтень писал о любви родителей к детям. « Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что того, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, нельзя добиться и силой. Такое воспитание получил я сам…. И если бы даже мои намерения в отношении воспитания и не оправдали себя на деле, это можно было бы объяснить многими другими причинами, не опорочивая моего метода воспитания, который правилен и естественен. С мальчиками в этом отношении я рекомендовал бы быть особенно сдержанными, ибо они еще в меньшей мере созданы для подчинения и предназначены к известной независимости; я поэтому постарался бы развить в них пристрастие к прямоте и непосредственности. Между тем от розог я не видел никаких других результатов, кроме того, что дети становятся от них более трусливыми и лукаво упрямыми» (113,с.340).
Рождение человека само по себе знаменует возможность, данную Богом, стать более человеком, чем есть человек, когда пришел в этот мир. Господь дарует ему вероятность максимально очистить свою Душу, стать лучше. Это делает человеческую жизнь бесценной сокровищницей, дающей право на обретение бессмертия. Понимание бесценности человеческой жизни, должно подвести каждого человека современности к осознанию Любви к ближнему, взаимопомощи и искреннего уважения. Понимание родителей своего ребенка, как Богом данного им на воспитание, где он сможет наилучшим способом искоренить свои недостатки и вырастить достоинства, позволит им бережно и ответственно относиться к воспитанию личности ребенка. Осознание того, что нет детей чужих и своих, что все дети представляют собой сокровище, данное человечеству Богом, позволит приобрести Любовь к детям как таковым – детям всего мира. Понимание ценности жизни как своей, так и ближнего своего станет формирующей основой сознательного вступления молодежи в брачные отношения основанные на Любви. Тогда дуальность их союза, без каких-либо усилий будет способствовать воспитанию человека, в основе которого лежит Любовь. Их творческое отношение к процессу воспитания, радость общения между собой сделает жизнь семьи поистине светлой и чистой. Любовь представляет собой энергию, несравненную ни с одной известной физической энергией, она творит чудеса исцеления, очищения, воскрешения из мертвых. Поэтому главным условием дальнейшего прогрессивного развития должны стать союзы мужчины и женщины, основанные на Любви, которые позволят наилучшим образом воспитать и сформировать членов нового общества – новой экологической ниши - ниши свободного человека. Воспитанные и привитые молодежи со школы основы приобретения относительной степени свободы и способы совершенствования себя как личности, позволят обновить нравственную атмосферу в обществе, а впоследствии станут основой дуализации брачных отношений.
Как уже указывалось ранее, недуализированные браки негативно влияют на психическое и физическое здоровье детей с самого их рождения. « Любое напряжение или неприязнь, переживаемые матерью в присутствии ребенка, содействуют её эмоциональному отделению от него, и он, в свою очередь, испытывает дискомфорт и тревогу. Ребенок более чутко, чем взрослый, улавливает у матери враждебность и напряжение или же теплоту и спокойствие. Он чувствует дискомфорт где-то внутри себя, еще не умея отличить то, что происходит в нем самом, от того, что происходит вне его, испытывая дискомфорт от воздействия другого человека» (116,с.349). Недополучив достаточное количество тепла и Любви в самом раннем возрасте, ребенок начиняется программированием в сознательном. Он или плохой, или хороший, его или сильно, до безумия любят, или до безумия ненавидят, относятся к нему как к реализациям своей мечты. Любые недостатки приобретают грандиозные размеры и сваливаются на ту или иную генетическую сторону родителей (такой же наглый как отец, такой же глупый как мать). Программы действуют на него отрицательно, они способствуют его неадекватному поведению. Силовые эмоциональные проявления родителей (гнев, злость, грубость и т.д.) негативно воздействуют на его физическое здоровье. Ребенок становится или совсем больным в физическом плане, или психически неполноценным. Таким образом, в недуализированных браках происходят процессы разрушения ребенка, процессы воспитания протекают не качественно. Если какой-либо из супругов оказывается более покладистым, он несколько скрашивает жизнь ребенка, но сам несет весь груз эмоциональных силовых или программных проявлений, что ведет его к утрате собственного здоровья. Таким образом, недуальный брак по своей сути является браком безнравственным. Сохранение брака ради воспитания детей необоснованным. В этом случае непременным условием является расторжение отношений. Но этот процесс должен происходить в условиях, не ранящих психику ребенка. Убеждение, внимательное отношение к ребенку, осмотрительность обоих супругов, объяснение наиболее подходящее по возрасту и темпераменту ребенка позволит оставить отношения ребенка к родителям добрыми. В дальнейшем забота о нем обоих супругов приведет к улучшению его психического и физического состояния, родительская Любовь, станет чище, отношения к ребенку сознательнее. Но необходимым условием сохранения добрых человеческих отношений между бывшими супругами является приобретенная достаточная степень относительной свободы. Свободные родители предоставят ребенку все необходимые условия для его нормального развития. Прогрессивно развивающееся общество будет способствовать уменьшению недуальных браков и возрастанию союзов, основанных на Любви. Воспитание детей станет более гармоничным.
«Первые 5-6 лет жизни ребенка – решающие для формирования своей половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А.О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании: биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социокультурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самосознание. В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием национальных полоролевых стереотипов. Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым, а «настоящая девочка» может быть нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной» (9,с.47-48). Эти стереотипы поведения происходят из основных функций мужского и женского пола. «Отцы в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности – у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается, прежде всего, в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации» (9,с. 48). Поэтому при разводах родителям следует учитывать эти непременные условия гармоничного полового воспитания и соответственно большее время находить для общения со своими детьми. «На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а на психологическом личностном уровне девушки более сходны с матерью. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать, на психологическом уровне влияние матери на формирование мальчика также высоко, но на социально-половом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с детских лет. Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины» (9,с.49). Половые различия мужчин и женщин существуют на генетическом, морфологическом, психологическом и социальном уровнях, они предопределены основными функциями полов, мужского, как созидателя объективной реальности, женского, как сохранения рода человеческого. Поэтому для женщин успех в любви и ценность детей имеет первостепенное значение и превалирует над успехом в работе и социальным статусом. А мужчинам нужен успех в работе и социальной карьере как основа успеха в любви (9,с.53). Воспитание детей должно быть основано на развитии основных функций мужчин и женщин, на сознательном принятии себя как свободного мужчины и как свободной женщины. Воспитание полового уважения друг к другу у детей, выделение основных функций, позволит сформировать у подростков, молодежи, отношения, основанные на нравственной основе. В мужчине и женщине должна быть привита необходимость сохранения равенства в союзе, исключающее господство и подчинение. Как уже указывалось, в воспитательном процессе главенствующую роль оказывает мужское участие. Это должно быть непременным условием качественного воспитания ребенка, независимо мужского или женского пола. Преобладание женского воспитания привело современный мир к своеобразной феминизации мужчин и маскулизации женщин. Это явилось следствием второй мировой войны, когда мужского населения значительно убавилось, а женщины, привыкшие в годы войны брать на себя мужские роли, так их и оставили. Браки после войны заключались поспешно, так же поспешно и разводились (65,с.23). Воспитание детей стало занятием женщины. Возросло количество матерей-одиночек, самостоятельно воспитывающих детей. Это явилось отрицательным фактором, влияющим на половую идентификацию и распределение ролей между мужчинами и женщинами. Огромную роль сыграла сексуальная революция, которая повлекла за собой свободу половых отношений, основанных на вожделении. Все эти факторы привели к тому, что современные женщины часто стараются походить на мужчин, усваивают мужские манеры поведения, осваивают грубые «не женские» виды работы и спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность (9,с.49). Мальчики-сыновья, попадая в руки чрезмерной опеки и власти матерей, лишенные мужского влияния, становятся или агрессивными, или чрезмерно пассивными (115,с.513). Женщина проявляет заботу о мальчике в основном на материальном уровне – обут-одет, как накормлен и каким наукам обучен, их не особо интересует свободная созидающая деятельность его как мужчины (115,с.513). В истории есть один примечательный пример взаимодействия сильной волевой женщины - матери и её психически неуравновешенного сына - императора Нерона. Как известно, он упорно пытался убить свою мать, творчески, подходя к этому процессу. «Нерона в молодости мать отговорила заниматься философией, к чему он имел склонность. Главным ее аргументом было то, что подобные увлечения не подобают будущему императору» (43,с.159). «Хорошо зная, на что способен её сын, она всякий раз перед едой принимала противоядие. Тогда император через посредников вступил в переговоры с подрядчиком, занимавшимся перестройкой дворца, в котором жила его мать. Хитрый замысел состоял в том, чтобы потолок в ее спальне мог внезапно опускаться при помощи сложного устройства. Работы были в самом разгаре, когда подрядчик, не выдержав бремени, которое налагало на него хранение тайны, стал делиться ею с другими. Узнав об этом, мать сочла за благо покинуть своего любящего сына, который тут же предоставил в ее распоряжение корабль. Конструкция корабля была задумана таким образом, что в открытом море он распадался на части. Это и произошло, но мать императора и здесь умудрилась спастись, ухватившись за какой-то из деревянных обломков. Можно представить себе досаду Нерона, когда он узнал об этом. В конце концов, ему не оставалось ничего другого, как подослать наемного убийцу на виллу, где скрывалась его мать, полагавшая, очевидно, что теперь-то сын не доберется до нее» (43,с.123). Современное женское воспитание мальчиков, главенствующее положение женщин в недуальных семьях, интровертность мужчин – мужей, воспитанных женщинами, приводит к тому, что мужчина ( подросток, юноша) вырабатывает другие стереотипы поведения – феминизация, безответственность, уход от жизни при помощи алкоголя, наркотиков. Женщины-матери-одиночки, приобретя достаточную относительную степень свободы, должны осознать, что они обязаны быть разумными, и воспитывать детей, в особенности мальчиков, совместно с отцом или способствовать общению сыновей с другим мужчиной (дедушкой, дядей, другом и т.д.) (115,с.513).
Отдельно следует рассмотреть воспитание детей в детских домах. В приютах для самых маленьких, детям должно быть обеспечено значительное тактильное общение со взрослым, так недостаточность его может привести к развитию умственной неполноценности (сенсорный голод). «Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация ( депривация - лишение чего-либо) может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода. (121,с.280-281). Поэтому приют для младенцев должен содержать достаточное количество персонала – нянь. Естественно, что отношение к детям должно быть доброе, основанное на Любви. Главным условием формирования полноценной личности является не только физическое выращивание ребенка, но и психологическое общение ребенка со взрослым. Сформированное в обществе отношение ко всем детям как всеобщему благу, позволит создать нравственную атмосферу, позволяющую заботиться не только о своих детях, а также проявлять внимание и любовь ко всем детям. Осознание того, что не экономическая помощь влияет на формирование личностей детей, а межличностные добрые отношения между детьми и взрослыми, позволит людям, имеющим потребность в общении с детьми, отдавать им тепло своего сердца, что будет способствовать их гармоничному воспитанию.
Более взрослым детям необходимо общение с высоконравственными преподавателями мужского пола, что будет позитивно сказываться на их формировании как созидателей объективной реальности. Поэтому задачей государства является привлечение мужчин в преподавательскую деятельность. Про выбор наставников Мишель Монтень пишет: « Вот почему я хотел бы, чтобы, выбирая наставника, вы отнеслись к этому с возможной тщательностью; желательно, чтобы это был человек скорее с ясной, чем с напичканной науками головой, ибо, хотя нужно искать такого, который обладал бы и тем и другим, все же добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, исполняя свои обязанности, он применил новый способ обучения» (113,с.140). И о воспитании: « вообще же обучение должно основываться на соединении строгости с мягкостью, а не так, как это делается обычно, когда, вместо того, чтобы приохотить детей к науке, им преподносят ее как сплошной ужас и жестокость. Откажитесь от насилия и принуждения; нет ничего, по моему мнению, что так уродовало и извращало натуру с хорошими задатками. Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказания, не приучайте его к эти вещам. Приучайте его к поту и холоду, к ветру и жгучему солнцу, ко всем опасностям, которые ему надлежит презирать; отвадьте его от изнеженности и разборчивости; пусть он относится с безразличием к тому, во что он одет, на какой постели спит, что ест и что пьет: пусть он привыкнет решительно ео всему. Пусть не будет он маменькиным сынком, похожим на изнеженную девицу, но пусть будет сильным и крепким юношей» (113,с.155).
«Возвращаясь к предмету моего рассуждения, повторю, что самое главное – это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью. Поощряя их ударами розог, им отдают на хранение торбу с разными знаниями, но для того, чтобы они были действительным благом, недостаточно их держать при себе, - нужно ими проникнуться» (М. Монтень,113,с.166)