Воздействие самоубийства на окружающих
Когда человек кончает собой, воздействие его смерти на других расходится подобно волнам от брошенного в воду камня. Все, у кого были достаточно близкие отношения с погибшим, переживают его утрату. Качество отношений и степень близости являются ключевыми переменными, влияющими на переживание горя. Забота о любимом ушедшем человеке часто смещает в тень потребности других значимых близких людей. Если организовать встречу членов семьи и друзей погибшего, во время которой они начнут делиться своими переживаниями и поддерживать друг друга в горе, то они скорее приспособятся к потере любимого человека.
Каждый человек переживает чувства по-своему и со свойственным ему темпом. То, что помогает одному, может совсем не подойти другому. Если выжившие смогут осознать все разнообразие возможных реакций острого горя, то это будет способствовать принятию помощи и поддержки от других людей. К факторам, влияющим на переживание горя, относятся: характер отношений (степень родства) с погибшим, психологическая травма после обнаружения его мертвым, возраст и пол выжившего, доступность каких-либо систем поддержки. Из различных источников известно, что число лиц, на которых самоубийство оказывает самое сильное и непосредственное воздействие, колеблется от пяти до десяти. Однако круг вовлеченных людей может оказаться гораздо шире, если учесть все контакты, которые человек или семья устанавливает на протяжении своей жизни в сообществе, к которому они принадлежат.
Следует принимать во внимание особенности влияния самоубийства на отдельных членов семьи погибшего, поскольку их реакции бывают различными. Приведенные ниже примеры помогут понять эти особенности.
В семье, где случается самоубийство, нередко упускаются из виду потребности ДЕТЕЙ. Для ребенка смерть члена семьи может оказаться весьма пугающим и непонятным событием. Естественным побуждением родителей или воспитателей бывает стремление защитить и уберечь ребенка от травмы. Вместе с тем, с точки зрения сохранения психического здоровья более правильной реакцией на случившееся является попытка позитивного разрешения ситуации. На реакцию ребенка существенное влияние оказывает поведение родителей. Главным условием оказания эффективной помощи детям в преодолении горя и адаптации к трагическим обстоятельствам является их включение в процесс горя. Взрослым следует проявлять открытость и честность в той мере, которая поможет детям понять случившееся и исследовать свои мысли и чувства, касающиеся смерти и умирания.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ как стадия развития личности приносит с собой множество сложных изменений. Конфликты между активностью и пассивностью, удовольствием и болью, любовью и ненавистью, отчаянием и ожиданием поддержки и стремлением к автономии являются общими для развивающегося подростка и горюющих людей. Всем им приходится смириться с потерей и принять реальность. Вместе с тем, реакции горя у подростков часто существенно отличаются от сходных реакций взрослых людей, и их трактовка может быть неверной. Отклонения в поведении в ту или иную сторону возрастной шкалы могут быть самыми различными: от принятия на себя несвойственной возрасту родительской роли до противоположной крайности - "ухода в детство" и стремления привлечь к себе особое внимание. В сообществах, где преобладает западная культура, не поощряется выражение эмоций мужчинами. Для снятия эмоционального напряжения юноши нередко прибегают к таким формам поведения, как агрессия, гнев, бунт против авторитетов, злоупотребление алкоголем или наркотиками. В отличие от них девушки часто стремятся получить поддержку и утешение. Подростки склонны отказываться от профессиональной помощи, например, психологического консультирования, или участия в группах самопомощи. Основным источником поддержки для подростков является семья. Известно, что подростки нередко делятся своими личными проблемами со сверстниками, но значительно больше юношей и девушек выбирают в качестве доверенных лиц членов своей семьи. Программы, направленные на снижение риска психических нарушений, обусловленных переживанием горя, следует специально адаптировать для подросткового возраста.
Страдание ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, бабушек, дедушек или родителей, потерявших взрослого ребенка, является весьма глубоким. Если самоубийство совершает взрослый человек, то сочувствие выражается, прежде всего, его супругу (супруге) или партнеру. Люди зачастую полагают, что если человек вырос, обрел независимость и проживает самостоятельно, то влияние его смерти на родителей ослабевает. Но это совершенно не так. Независимо от возраста ребенок всегда остается частью своих родителей. И для бабушек и дедушек смерть внука является двойным горем - они испытывают острую боль за сына или дочь, потерявших ребенка, и одновременно интенсивное горе в связи с утратой внука.
На ДРУЗЕЙ И СОСЛУЖИВЦЕВ самоубийство воздействует в разной степени, в зависимости от характера их отношений с погибшим, его близкими и семьей в целом. Кроме того, на их реакцию влияют ранее существовавшие установки и убеждения, что характерно для всех людей, столкнувшихся с самоубийством. Друзья, состоявшие в близких отношениях с погибшим, как и родственники, переживают особую скорбь по самоубийце.
Важно помнить, что суицид совершают не в вакууме, а в человеческой среде, некотором СООБЩЕСТВЕ. Для групп и организаций (школы, учреждения, где работал погибший, религиозной организации и т.п.), на которые могло оказать влияние случившееся, может оказаться полезной помощь профессионалов, например, медицинских или других соответствующим образом подготовленных работников, в форме психологического и практического консультирования. Полезными являются беседы относительно культурных, религиозных и социальных убеждений людей. Подобные меры создают своего рода профилактическую сеть для выявления других людей с суицидальными тенденциями и способствуют лучшему пониманию обстоятельств самоубийства.
Здоровой реакцией социальной среды на случившееся является оказание внимания любой заинтересованной стороне. Помощь и поддержку следует предоставлять всем нуждающимся.
* * *