II. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога: Курс лекций. – М.: МГЭИ,1999.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 347с. (150с); КД "Университет", 1999.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.: РАГС, 2000.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия. 2006.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1996.
7. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности. – М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Буякас Т.М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала // Акмеология. – 2001. - №1.
2. Введение в психологию / Под ред. Р.Аткинсона / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996; М.: «Черо», «Юрайт», 2002.
4. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. – 1999. – №2.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003.
6. Климов Е.А. Концепция "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1992. - №3.
7. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: «Academia», 1996.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
V. Примерные темы эссе
1. Специфика профессии психолога.
2. Многоликость профессии психолога.
3. Соотношение религии и психологии.
4. Психология научная и житейская.
5. Фундаментальная природа психологического знания.
6. Значение психологии для общества.
7. Место психологии в системе наук о человеке и природе.
8. Роль В.М.Бехтерева в становлении отечественной психологии.
9. Психология в Казанском университете.
10. Перспективы развития психологии в XXI веке.
11. Особенности научного исследования в психологии.
12. Соотношение естественнонаучного и гуманитарного подхода в психологической науке.
13. Психологическая помощь людям, ее сущность и назначение.
14. Основные практические приложения психологии.
15. Практическая деятельность психолога-консультанта.
16. Практическая психология и бизнес.
17. Практический психолог в области рекламы.
18. Работа практического психолога с детьми.
19. Психолог как преподаватель
20. Практический психолог в чрезвычайных ситуациях.
21. Профессиональное самосовершенствование психолога.
22. Профессиональное сообщество психологов.
23. Специфика профессионального общения психолога.
24. Этика профессиональной деятельности психолога.
25. Личностные качества психолога.
VI. Вопросы к зачету
1. Понятие “профессия” и типы профессий.
2. Общая характеристика психологической профессии.
3. Сферы профессиональной деятельности психолога.
4. Балльно-рейтинговая система и ее особенности.
5. Права и обязанности студента по закону о высшем образовании и Уставу Университета.
6. Место психологии в классификация наук.
7. Связи психологии с естественными науками.
8. Соотношение психологии, психопатологии и психиатрии.
9. Связи психологии с социальными науками.
10. Основные отрасли современной психологии и их задачи.
11. Прикладные психологические науки.
12. Основные фундаментальные и прикладные задачи психологии в современном мире. \
13. Становление психологии в качестве самостоятельной науки в последней четверти XIX века.
14. Становление и развитие отечественной психологии.
15. Развитие психологии в Казанском университете.
16. Научно-исследовательская деятельность психолога, ее основные характеристики и составляющие.
17. Фундаментальные и прикладные научные исследования.
18. Основные сферы практической деятельности психолога.
19. Психологическая диагностика.
20. Психологическое консультирование.
21. Психологическая коррекция и психотерапия.
22. Психологическая служба и ее функции
23. Прикладная психология в сфере промышленности и бизнеса
24. Прикладная психология в образовании
25. Прикладная психология в органах охраны порядка
26. Профессиональное самосовершенствование психолога.
27. Профессиональные сообщества психологов РФ и мира.
28. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности психолога.
29. Профессиональная этика психолога.
30. Профессионально-важные качества личности психолога.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
Разработчик программы:
Доктор психологических наук, профессор Б.С.Алишев
Программа одобрена