Философское понимание сознания
Сознание - явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.
В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм
познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных вопросов как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его изучения. Вопросы эти с древности и до наших остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения.
Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью (субстанцией) всех вещей и процессов. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.
В противоположность идеализму, материализм исходит из того материя первична, а сознание вторично. В истории философии материалисты, не в состоянии объяснить связь сознания с неодушевленной материей, вопрос о возникновении сознания склонялись к гилозоизму. Гилозоизм (греч. hylё – вещество; zoё – жизнь) приписывает способность ощущения всей материи. «И камни мыслят», - утверждают гилозоисты. Представителями гилозоизма были древнегреческие материалисты. В эпоху Возрождения и Нового времени - Дж. Бруно, французские материалисты XVIII Ж. Робинэ и Д. Дидро. Не исчез гилозоизм и сегодня. Так, современный западный философ Ж. Делёз считает, что вещи способны мыслить. В. Беньямин - приписывает вещам способность вглядываться в окружающий мир, Д. Харауэй признает за вещами творческие импульсы, а Б. Лаутар рассуждает даже о «парламенте вещей», наделяя их правом суждения.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это - в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время - не является всеобщим. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи - человеческому мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с системой - природной, социальной, культурной - в которую он включен как активно действующий элемент.
Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. С материалистической точки зрения, вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психофизиологическом (сознание-функция головного мозга человека); 3) гносеологическом или эпистемологическом (сознание - высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).
В современной философии и науке к числу наиболее перспективных относятся инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.
Сторонники интенционалистского (от лат intentio – направленность) подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. Сознание, по их мнению, функционирует как «сознание о чем-то или о ком-то», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается соотносительно с противостоящей ему предметностью, которая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.
Дальнейшее развитие эта позиция получила в инструментализме: сознание – это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций. Подчеркивается, что все это исключительно важно при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и общении людей, так как любая человеческая деятельность нуждается в познавательно-информационном обеспечении.
В рамках кондиционалистских (от лат. conditio – условие) программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности. Исследование этого разнообразия воздействий позволяет раскрыть механизмы бессознательного и характер их влияния на все процессы сознания.
Каждая из этих упомянутых программ нацелена на то, чтобы приоткрыть глубинные тайны сознания. Наиболее плодотворной среди них является позиция сторонников кондиционалистских программ. Кондиционализм дает более широкое толкование сознания, не отождествляя его со знанием. Проводимое изучение проблем сознания в зависимости от внутренних и внешних условий и факторов сознательной деятельности позволяет обеспечить всесторонний подход в осмыслении сложнейшего феномена сознания. Полученные в рамках этого подхода результаты имеют не только научное, но и практическое значение, в первую очередь, для практики образования. Односторонняя ставка образования на рациональность сознания приводит к созданию модели образования, которая ориентирует лишь на процессы усвоения и использования знаний. В результате этого межчеловеческие отношения и, даже, такие интимные проявления сознания как любовь, выстраиваются на основе рационального расчета, что приводит к снижению культуры чувств и духовно-нравственной деградации личности.
Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. Вместе с тем, сознание – системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выполняет свои собственные функции. Это целостный процесс, так как все составляющие сознания находятся в закономерных связях и отношениях друг с другом.
Обратимся к характеристике основных элементов структуры сознания. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция, внимание.
Ощущение дает человеку непосредственное отражение отдельных внешних сторон предметов и явлений.
Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов, событий.
Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.
Эмоции - это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, радость, восторг, гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Эмоции принимают на себя функции оценки и выбора. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.
Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознанности путей и средств ее решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения.
Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и, особенно, психологи отождествляют сознание с вниманием.
В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.
Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.
Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволяет глубже осмыслить природу человека и его сознания.