Реальное действие и желательное действие
Ситуация
Из-за чего, когда, где, из-за кого и при каких обстоятельствах я сердился(ась) или радовался(ась)?
Реальное действие
Как я себя чувствовал(а), как действовал(а), что сказал(а), что подумал(а)? Почему я реагирую в такой ситуации именно так, а не иначе? Кто из моих значимых друзей действовал бы подобным образом? Какие последствия имеет моя реакция для меня и для окружающих?
Желательное действие
Как бы я мог (могла) (лучше) реагировать? К чему бы привела эта другая реакция?
Примеры использования техники «Реальное действие/ Желательное действие»
Ситуация | Реальное действие | Желательное действие |
Господин Б. занимает важный пост. Вечерами он приходит домой очень поздно. Дети видят его разве только в воскресенье. Времени для игры с ними у него почти нет, так как на конец недели он откладывает личную переписку. | Жена: «Ради кого ты живешь? Ради своей работы или ради меня и детей? Выбирай что-нибудь одно!» | Жена: «Я знаю, какая напряженная у тебя работа, и мы умеем ценить твои успехи. Не могли бы мы как-нибудь тебе помочь, чтобы у тебя оставалось время для детей и для меня? Мы попробуем все вместе преодолеть это трудное время». |
Партнерство как благотворительность
Не льсти и не имей злобы на сынов народа твоего,
но люби ближнего твоего, как самого себя: Я - Господь!
3-я книга Моисея, гл. 19, стих 18
Способность всегда прийти на помощь
История: «Если ты хочешь навести в стране порядок...»
Хочешь привести страну в порядок? Тогда сначала наведи порядок в провинциях. Хочешь, чтобы в провинциях был порядок? Тогда наведи порядок в городах. Хочешь привести города в порядок? Тогда наведи порядок в семьях. Хочешь, чтобы в семьях был порядок? Тогда наведи порядок в собственной семье. Если же хочешь, чтобы был порядок в твоей семье, то наведи сначала порядок в самом себе.
Разъяснение
«Люби своего ближнего, как самого себя!» Эта библейская заповедь предъявляет высокие моральные требования ко всем людям, но особенно к тем, кто решил посвятить себя профессии, помогающей человеку. Часто делают ударение на слове «ближнего», а про слова «как самого себя» забывают. В партнерстве мы часто наблюдаем, как собственные интересы и желания подавляются из вежливости: один деликатно ждет, пока другой догадается о его желаниях. Партнер, таким образом, быстро попадает в ловушку таких отношений, когда он должен догадываться, чего же хочет другой.
Если мы присмотримся внимательнее к такой ситуации, то заметим парадоксальный характер поведения сердобольного человека: он отдает всю свою любовь, которую ему очень бы хотелось обратить и на самого себя, других людей, своего партнера и свою семью. Когда речь идет о самоотверженности или отказе от собственных желаний, то, с психологической точки зрения, эту самоотверженно оказанную помощь другим можно интерпретировать как скрытый призыв о помощи для самого себя. Такого рода «беспомощный помощник» (по выражению Шмидбауэра) страдает от того, что он все отдает, жертвует собой и не получает в той же мере, как ему кажется, взамен ожидаемого им «вознаграждения» - внимания, любви и др.; а в этом он опять же не смеет себе признаться.
Образно говоря, сердобольный человек - это батарея, которая только отдает ток, но не заряжается вновь. Ясно, что срок годности ее не может быть длительным. Такая батарея скорее выйдет из употребления, чем слабая, которую, однако, постоянно заряжают.
Случай из практики: «Я тебе больше не нужна»
То, что на первый взгляд кажется настоящей любовью, оказывается иной раз, при более внимательном наблюдении, просто состраданием. Страх, что партнер может что-нибудь над собой сделать, мысли о том, что он одинок, что к нему были несправедливы, что бедному страдальцу можно подарить большое счастье, приводит к тому, что человек великодушно отдает всего себя на служение другому. К такой «социальной опеке» склонны прежде всего люди, профессия которых связана с оказанием помощи другим: врачи, психологи, работники социальной сферы и т.п.
Служащий 38 лет, который с юности страдал прогрессирующим искривлением позвоночника, женился на женщине, младше его на 8 лет. Она с любовью ухаживала за ним и, вопреки всем предостережениям своих близких, превратила в цель своей жизни заботу об обиженном судьбой муже, часто страдавшем от невыносимых болей.
Через 12 лет ортопед посоветовал ему сделать операцию. В дооперационное и послеоперационное время пациент находился под наблюдением психотерапевта. Операция прошла успешно, в результате рост пациента увеличился на 10 сантиметров, он стал гораздо прямее держаться, а главное, что его уже значительно меньше, чем раньше, мучили боли. Он почувствовал себя самостоятельным и свободным мужчиной. И вот через три месяца его жена ушла от него и подала на развод: после того как муж выздоровел, для нее утратился, очевидно, смысл в этом партнерстве. Она теперь вступила в связь с учителем, который не жил со своей женой и очень страдал от этого разрыва.
Другие варианты
Замужняя секретарша 25 лет говорит: «Шесть недель тому назад я сошлась с мужчиной, с которым мы очень подходим друг другу. Но время от времени я навещаю своего мужа и сплю также с ним. Меня беспокоит то, что у него до сих пор нет подруги».
Женщина 28 лет спала со своим братом, калекой, из одного только побуждения: «Чтобы и он получил что-то от жизни».
К типу сердобольного человека очень близок истерический тип людей, которые о всех своих проблемах, конфликтах и слабостях дают знать довольно откровенными сексуальными сигналами, провоцируя у другого желание помочь, даже если это касается чисто разумных соображений.
Пациентка 32 лет говорит: «Когда мне уже ничем нельзя было помочь, я пошла на сексуальную связь со своим домашним врачом. Он был очень ласков со мной, заботился обо мне, особенно потому, что знал, какие у меня с мужем сложности сексуального характера».
Толкование: «Что бы он ни делал, я все равно люблю его»
Если в партнерстве главенствует принцип справедливости, то «улаживание» конфликтов приобретает активный характер: один критикует другого. В своих крайних проявлениях соблюдение принципа справедливости приводит к тому, что детей бьют, подростков родители отталкивают от себя, дружеские отношения распадаются, а браки расторгаются. Отец или мать просто не хотят больше ничего знать о своем ребенке или о партнере, потому что тот или другой не выполнили того, чего от них ожидали: «Ты не хочешь слушаться, тогда тебе здесь нечего делать».
Если преобладает принцип любви, то появляется угроза другой крайности. Конфликты накапливаются за маской терпения и вежливости, и не представляется случая время от времени немного «выпускать пары». Поскольку конфликты не разрешаются постепенно, то иногда дело доходит до скандалов. Такие люди все «прячут в себе»; часто это бывают преданные слуги своего партнера. Но иногда бывает достаточно самого ничтожного повода, чтобы произошло нечто совершенно неожиданное. Эти люди не умеют распределять свою энергию. Для них важно или все или ничего.
На мать, обычно очень мирного характера, вдруг находит приступ ярости, и она наказывает детей за малейшую провинность. Отец, скромный и безобидный человек, вдруг начинает избивать своего шестилетнего ребенка, потому что тот не хотел есть то, что ему дали; этот отец до сих пор никогда не бил своих детей. Замужняя женщина уходит из семьи оттого, что муж забыл о дне их свадьбы.
На принципах справедливости и любви строятся человеческие отношения, социальная жизнь людей. Но каждый из этих принципов может стать причиной душевных и социальных конфликтов, если один из них абсолютизируется, а другой недооценивается, или если оба из них не соответствуют духу времени.
Другие культуры
Фарида - 28-летняя жена состоятельного персидского бизнесмена по торговой части. Она вышла за него замуж 10 лет тому назад. Брак был счастливым. Счастье было бы полным, если бы у них были дети. Медицинское обследование и лечение не приводило к желаемому результату. Фарида, что в переводе означает «избранная», очень страдала от своего бесплодия, но еще больше страдали ее близкие. Вся семья мужа принимала участие в этой беде. Все ломали себе голову над тем, как помочь. Советовались с друзьями, а те в свою очередь мобилизовали своих друзей и знакомых даже за границей. Общими усилиями нашли специалистов, лечащих бесплодие, а так как семья была богатой и имела много связей и знакомств, то проблемой Фариды занялись с участием на всех пяти континентах. Начались поездки по всему свету, испробовали различные методы лечения специалистов и добрые советы всех сочувствующих. Что было причиной успеха лечения, трудно сказать: Фарида родила двойню. Возникла целая свита милосердных помощников и их помощников, и все они хотели с полным правом стать крестными младенцев.
Партнерство как «благотворительность» в его восточном варианте - это не личное дело одного человека, героически жертвующего собой, но в конце концов остающегося одиноким после выполнения своей миссии. Ответственность распределяется между всеми, кто действительно чувствует себя причастным, но не обязательно сам помогает, а организует благодаря обширным связям и знакомствам целую армию помощников. Так как каждый из участников так или иначе чувствует свою ответственность, то нередко возникает опасность «организационного мыльного пузыря»: много сочувствий, но мало конкретной деловой помощи. Словом, получается так, будто помощники говорят: «Зачем тебе специалист, разве мы тебе мало помогали?» Оборотная сторона медали этой социальной и семейной опеки - последующие взаимные обязательства: сохранять связь, писать благодарственные письма, распределять подарки и, наконец, самим становиться помощниками, если у другого появляются подобные волнующие проблемы.
Практические выводы
Милосердный аспект партнерства сам по себе не является чем-то отрицательным. Желание помогать - важное социальное качество, присущее каждому человеку. Оно, однако, способствует тому, чтобы прятаться за милосердием и тайком испытать близость, которую открыто требовать не хватает уверенности. Следующие вопросы помогут Вам быть более искренними.
Какая мне польза от моего поведения? Что оно даст моему партнеру? Как мой партнер дает знать о том, что ему нужна помощь? Хочет ли он вообще помощи? Как он конкретно представляет себе эту помощь? Какой помощью или поддержкой он до сих пор пользовался? Что мог бы он сам сделать? Какие действия может взять на себя общественность? Что из того, что происходит, в моих силах сделать? Или это уже предопределенная судьба, которую я должен научиться покорно переносить? К каким сторонам жизни относится проблематика вежливость - откровенность? Какие актуальные способности в этом плане относительно стабильны (ДАО)? Какие актуальные способности могут порождать конфликты (верность, бережливость, порядок, точность, справедливость, время и др.)? Что станет со мной и с моим партнером, если у нас не будет больше проблем такого рода?
Отвечая на эти вопросы, человек, оказывающий помощь, лучше сумеет учесть свои интересы и понять действительные интересы партнера, не перегружать себя, а включить в помощь участие других близких и самого партнера, провести различие между исполнением долга и судьбой.