Тема 3: Проблемы лидерства и руководства в малой группе
Цель:Обобщить и закрепить знания по теме. Отработать навык подбора диагностических методик.
Основные понятия: лидерство, лидерство как центр групповых интересов, лидерство как проявление личностных черт, лидерство как искусство достижения согласия, лидерство как действие и поведение, лидерство как инструмент достижения цели или результата, лидерство как взаимодействие, лидерство как дифференциация ролей, лидерство как инициация или конструирование структуры группы, власть, руководство, ресурсы власти, стиль руководства, лидерские способности.
Задание.
- Изучить предложенную литературу.
- Составить реестр методик, направленных на диагностику лидерских качеств личности.
- Подобрать упражнения, ориентированные на развитие лидерских качеств личности.
Литература:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: 200.
2. Джоуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: 2001.
3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: - 2002.
4. Кричевский А.Л, Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: 2001.
5. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
6. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.
7. Энциклопедия психологических тестов -2. – М.: 2000.
Тема 4: Психология стихийного массового поведения.
Цель: систематизация и обобщение знаний о феноменологии и механизмах стихийного массового поведения.
Основные понятия: стихийное массовое поведение, толпа, циркулярная реакция, массовая паника, слухи, слухоустойчивая среда, суггестия, суггеренд, суггестор.
Задание.
- Повторите основные понятия.
- Используя дополнительную литературу, изучите следующий вопрос: «Массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения».
- Заполните таблицу.
Типы стихийных групп | Краткая характеристика | Длительность существования |
- Подготовить реферат по одной из предложенных тем.
- Понятие «коллективного бессознательного» в социальной психологии.
- Психологические проблемы политической социализации и поведения масс в ситуации выборов.
- Стихийные влияния и внеколлективное поведение.
- Состав, структура и формы массового сознания как предмет социально-психологического анализа.
Литература.
Обязательная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002.
2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология: Хрестоматия. М.: 1999.
3. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: 2001.
4. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.
5. Щербатых Ю.В. Психология страха. Популярная энциклопедия. М.: 2001.
Дополнительная:
1. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.: Питер, 2003.
2. Назаретян А.П. Психология предкризисного социального развития// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №1.
3. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб.; М.: Университетская книга:АСТ, 1997. – 379 с.
Методические рекомендации для студентов по выполнению
Самостоятельной работы.
Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.
Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.
Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).
Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать. Конспект произведения это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.
Для конспектирования существуют следующие правила:
1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.
2. Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.
3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.
4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.
5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).
6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.
Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.
Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются.