Тема 3: Проблемы лидерства и руководства в малой группе

Цель:Обобщить и закрепить знания по теме. Отработать навык подбора диагностических методик.

Основные понятия: лидерство, лидерство как центр групповых интересов, лидерство как проявление личностных черт, лидерство как искусство достижения согласия, лидерство как действие и поведение, лидерство как инструмент достижения цели или результата, лидерство как взаимодействие, лидерство как дифференциация ролей, лидерство как инициация или конструирование структуры группы, власть, руководство, ресурсы власти, стиль руководства, лидерские способности.

Задание.

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Составить реестр методик, направленных на диагностику лидерских качеств личности.
  3. Подобрать упражнения, ориентированные на развитие лидерских качеств личности.

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: 200.

2. Джоуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: 2001.

3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: - 2002.

4. Кричевский А.Л, Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: 2001.

5. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

6. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

7. Энциклопедия психологических тестов -2. – М.: 2000.

Тема 4: Психология стихийного массового поведения.

Цель: систематизация и обобщение знаний о феноменологии и механизмах стихийного массового поведения.

Основные понятия: стихийное массовое поведение, толпа, циркулярная реакция, массовая паника, слухи, слухоустойчивая среда, суггестия, суггеренд, суггестор.

Задание.

  1. Повторите основные понятия.
  2. Используя дополнительную литературу, изучите следующий вопрос: «Массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения».
  3. Заполните таблицу.
Типы стихийных групп Краткая характеристика Длительность существования
     
  1. Подготовить реферат по одной из предложенных тем.

- Понятие «коллективного бессознательного» в социальной психологии.

- Психологические проблемы политической социализации и поведения масс в ситуации выборов.

- Стихийные влияния и внеколлективное поведение.

- Состав, структура и формы массового сознания как предмет социально-психологического анализа.

Литература.

Обязательная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002.

2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология: Хрестоматия. М.: 1999.

3. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: 2001.

4. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

5. Щербатых Ю.В. Психология страха. Популярная энциклопедия. М.: 2001.

Дополнительная:

1. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.: Питер, 2003.

2. Назаретян А.П. Психология предкризисного социального развития// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №1.

3. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб.; М.: Университетская книга:АСТ, 1997. – 379 с.

Методические рекомендации для студентов по выполнению

Самостоятельной работы.

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).

Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать. Конспект произведения это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.

Для конспектирования существуют следующие правила:

1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.

2. Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.

3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.

4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.

5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).

6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.

Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.

Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются.

Наши рекомендации