Тема: Проблема психического развития и формирования личности в возрастной психологии.
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Предмет возрастной психологии, ее задачи и проблемы на современном этапе развития.
Основные понятия:
Психическое развитие, возрастные периоды, объект и предмет научной дисциплины, научная проблема, онтогенез, стадии психического развития, детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, "продольные" и "поперечные" срезы, лонгитюд, близнецовый метод, тест, социометрия.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Возрастные особенности человека как предмет возрастной психологии.
2. Связь возрастной психологии с другими науками.
3. Задачи и проблемы возрастной психологии.
4. Методологические основы организация исследования в возрастной психологии, классификация методов.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы причины возникновения возрастной психологии как науки, как исторически изменялся предмет возрастной психологии?
2. Какие наиболее актуальные теоретические и практические задачи возрастной психологии на современном этапе ее развития?
3. В чем заключается специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного?
4. В чем принципиальное различие методов поперечных и продольных срезов? Каковы области применения этих методов?
5. В чем преимущества и ограниченность стратегии формирования для изучения механизмов детского развития?
6. С какими трудностями вы можете столкнуться при организации исследования в русле возрастной психологии?
Практическое задание:
1.Вставьте пропущенные по смыслу слова:
а) «Детская психология – наука, изучающая …. и …. психического развития ребенка: развития его …., развитие психических …. и качеств и формирования его …. .» / В.С. Мухина /
б) «Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на ребенка …. .» / Н.И. Непомнящая /
в) «Возраст характеризуется особенностями …. жизни и …., предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его …. с окружающими, уровнем …. психологической структуры личности ребенка, уровнем развития его …. и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.» / Н.И. Непомнящая /
2.Попытайтесь рассмотреть и обосновать со своей точки зрения одну из проблем возрастной психологии.
3.Согласны или не согласны со следующими высказываниями:
а) геронтопсихология – это одна из отраслей прикладной психологии;
б) возрастная психология – это теория развития психики ребенка в онтогенезе;
в) гипотеза исследования формулируется в форме утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
г) под проблемой в науке понимают трудно разрешимый вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный ответ.
4.Определите, о каких методах идет речь:
а) кратковременное психологическое исследование, которое проводиться с целью, выяснить, насколько психические качества испытуемого соответствуют установленным психическим нормам и стандартам;
б) индивида систематически изучают в обычной, повседневной жизни, исследователь не вмешивается в естественный ход событий;
в) исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Проблема психического развития и формирования личности в возрастной психологии.
Основные понятия:
Психическое развитие, рост, факторы развития, периоды развития, возрастной кризис, наследственность, врожденность, социализация, переформированный и не переформированный тип развития, движущие силы психического развития, закономерности и условия возрастного развития, зона ближайшего и актуального развития, сензитивный период.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Понятие о процессе психического развития и его закономерностях.
2. Факторы психического развития ребенка.
3. Движущие силы психического развития в онтогенезе.
4. Проблема соотношения психического развития и обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Из анализа, каких основных составляющих складывается полноценная возрастная, психологическая характеристика развития ребенка?
2. Какова роль генетической и средовой обусловленности в психическом развитии ребенка?
3. Какая из существующих точек зрения на соотношение обучения и развития вами больше всего разделяется? Обоснуйте свой выбор.
4. Каково понимание движущих сил психического развития в отечественной психологии?
5. В чем заключается теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»?
6. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим?
Практическое задание:
1.О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в приведенных кратких описаниях?:
а) одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослых, их указаний, поправок и т.д., и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности;
б) в последние годы дети, как показывают исследования и антропометрические исследования, растут быстрее, чем несколько десятилетий назад;
в) для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования абстрактно – теоретического мышления – 15 – 20 лет.
2.Проанализируйте следующие высказывания и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека:
а) дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми, даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения;
б) все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями, воспитание делает нас тем, чем мы являемся.
3.Решите следующую психологическую задачу:
Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 9 месяцев. Он не пошел в школу и остался в детском саду. Виктору и Сергею исполнилось 7 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались. Через год было выявлено, что развитие Вити и Сергея было значительно выше, чем Миши. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели были у Виктора.
Назовите возможные причины разного психического развития этих трех мальчиков, при условии, что они не болели, и их физическое развитие было примерно одинаковым.
4.Раскройте сущность одной из закономерностей психологического развития на основе различных примеров.
5.Решите следующую психологическую задачу:
Из разговора двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что у ребенка к шести годам пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, а Данил ни интереса, ни желания учиться не проявляет, хотя ему уже скоро в школу».
Какой фактор, влияющий на развитие ребенка, не был учтен мамой? Какого рода рекомендации можно ей дать?
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Биогенетические и социогенетические подходы к проблеме психического развития.
Основные понятия:
Рекапитуляция, биогенетический закон, нормативный подход, бихевиоризм, инстинкт, навык, интеллект, условный рефлекс, научение, отрицательное и положительное подкрепление, оперантное обусловливание, подражание, зависимое поведение, идентификация, социализация.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре: