Психологическая служба образования

1. Как вы представляете себе предмет и задачи психологической службы образования?

2. Какое место занимает психологическая служба в структуре образования страны?

3. Какие задачи решает психолог, работая в детском саду?

4. Какие задачи решает психолог, работающий в школе?

5. Каковы задачи и содержание работы центров психологической службы образования?

6. Чем определяется эффективность деятельности психолога образования?

7. Что характеризует психолога образования как профессионала?

Основное содержание деятельности психолога образования

1. Что такое адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении? С чего психологу следует начинать свою работу?

2. Что такое психологическое просвещение как вид работы психолога образования?

3.В чем суть психопрофилактической работы?

4. Что такое психологическая консультативная работа?

5. В чем особенности психодиагностической работы? Что такое психологический диагноз?

6. Что такое развивающая работа и чем она отличается от развивающего обучения?

7. Каковы принципы и метод коррекционной работы психолога образования?

8. Какие типы психологических рекомендаций возможны, кто их осуществляет?

9. Каковы этические принципы деятельности психолога образования?

10. Какую документацию должен вести психолог, работающий в образовательном учреждении? В центре психологической службы образования?

Дошкольный возраст

1. Дайте общую характеристику дошкольного возраста.

2. В чем ценность дошкольного периода жизни ребенка?

3. Каковы основные принципы развивающей работы с детьми раннего и преддошкольного возраста?

4. Каковы основные принципы развивающей работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста?

5. Каковы основные принципы развивающей работы со старшими дошкольниками?

6. Способен ли дошкольник к систематическому обучению?

7. С какого возраста начинать готовить ребенка к школе?

8. Что такое психологическая зрелость дошкольника и как она соотносится с готовностью к школьному обучению.

Младший школьник

1. В чем заключается специфика младшего школьного возраста?

2. Что такое психологическая готовность к школьному обучению и какие методы определения этой готовности вы знаете?

3. Каковы особенности развития познавательных процессов в этом возрасте (мышления, памяти, внимания)?

4. Почему особое внимание уделяется развитию произвольности в этом возрасте?

5. Каким детям трудно, а каким легко учиться и почему?

6. Что вы знаете о мотивах учения младших школьников, о развитии их познавательных интересов?

7. Как научить школьника правильным способам учебной работы?

8. Что такое «группы развития» и какие психологические требования предъявляются к их организации?

9. Каковы особенности дифференцированного обучения в начальных классах?

10. Как вы представляете себе профилактическую работу психолога в начальной школе?

11. Расскажите о возможном взаимодействии психолога с учителями и родителями.

Отрочество

1. Чем отличается начало отрочества от школьного детства?

2. Что такое психологическая готовность к обучению в средней школе?

3. Почему подростковый возраст считается трудным?

4. Какие проблемы этого возраста вы выделили бы как основные?

5. Как развиваются познавательные процессы в этом возрасте?

6. В чем специфика отношения подростков к школе и учению?

7. Почему общение со сверстниками занимает такое важное место в развитии личности подростка?

8. Подросток и взрослый – особенности их общения, отношений, понимания ими друг друга.

9. Что такое половое созревание и психосексуальная идентичность?

10. Каким вы себе представляете современного подростка-школьника?

11. Что такое кризисы психического развития и как вы понимаете кризис 13 лет?

12. В чем заключается специфика взаимоотношений школьного психолога и подростка?

13. Какую помощь учителям и родителям подростков может оказать психолог?

14. Каковы задачи и методы психолога в связи с выбором профессии учащимися неполной средней школы?

Ранняя юность

1. Какие задачи развития стоят в этом возрасте?

2. Расскажите о возможных вариантах взросления.

3. Раскройте психологическое содержание таких понятий, как самопознание, самоопределение, самореализация.

4. Почему потребность в поиске смысла жизни является одной из ведущих в юношеском возрасте?

5. Раскройте суть психологической готовности к личностному, профессиональному, жизненному самоопределению.

6. Какое место в развитии личности в юношеском возрасте занимают представления о собственном прошлом, настоящем и будущем?

7. Как вы представляете себе сочетание ближней и дальней перспективы?

8. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в раннем юношеском возрасте. Почему в этом возрасте так жадно ищут понимания, «подтверждения» со стороны другого?

9. Как помочь школьнику выбрать профессию? Методы и формы профконсультационной работы.

10. В чем вы видите особенности консультативной работы со старшими школьниками?

Трудные» дети и подростки

1. Какие психологические критерии выделения «трудных» детей вы знаете?

2. С трудностями какого типа может работать детский практический психолог?

3. Какого дошкольника можно считать «трудным»? Каковы основные типы трудностей в дошкольном возрасте?

4. Каковы формы и методы работы психолога с «трудными» дошкольниками?

5. Что такое школьная дезадаптация?

6. Какие методы изучения причин дезадаптации вам известны?

7. Какого школьника можно считать «трудным»? Каковы основные типы трудностей в школьном возрасте?

8. Каковы формы и методы работы психолога с «трудными» детьми на разных этапах школьного детства?

9. Что такое ранняя диагностика и психопрофилактика анти и асоциального поведения?

10. Каковы причины неуспеваемости в разных классах школы? Как психолог может помочь неуспевающему школьнику?

11. В чем вы видите основное содержание работы с учителями и родителями по проблемам «трудных» детей и подростков?

Содержание

От редактора. 4

Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ.. 5

Раздел I. Психологическая служба в системе образования. 5

Глава 1. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом.. 5

1.1. Психологическая служба, или школьная психология за рубежом.. 5

1.2. Практическая психология образования в России. 9

Глава 2. Цели и задачи психологической службы образования. 11

2.1. Определение психологической службы образования. 12

2.2.Теоретические основания психологической службы образования. 13

2.3. Цель психологической службы образования. 18

2.3.1. Психическое здоровье детей и школьников. 18

2.3.2. Психологическое здоровье детей и школьников. 21

2.4. Задачи психологической службы образования. 23

2.5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.. 23

2.6. Структура службы.. 24

Резюме. 25

Темы для самостоятельной работы.. 25

Литература. 26

Обязательная. 26

Дополнительная. 26

Раздел II. Деятельность практического психологического образования. 26

Глава 1. Практический психолог образования. 26

1.1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении. 26

1.2. Кому подчиняется и с кем работает психолог. 28

1.3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении. 29

1.4. Содержание работы психолога. 29

Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования. 30

2.1. Психологическое просвещение. 30

2.2. Психологическая профилактика. 31

2.2.1. Задачи психологической профилактики. 31

2.2.2. Содержание психопрофилактической работы.. 33

2.3. Психолого-педагогический консилиум.. 37

2.4. Психологическая консультация. 38

2.5. Психологическая диагностика. 41

2.5.1. Особенности диагностической работы в практической психологии. 41

2.5.2. Единство диагностики и развития (коррекции) 42

2.5.3. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы.. 43

2.5.4. Выбор метода исследования. 45

2.5.5. Психологический диагноз. 53

2.5.6. Практические рекомендации. 53

2.6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования. 55

Глава 3. Принципы работы практического психолога образования. его права и обязанности. 56

3.1. Индивидуальный подход – основной принцип деятельности практического психолога. 56

3.2. Взаимодействие психолога с педагогами и родителями. 57

3.3. Права и обязанности психолога образования. 58

Резюме. 60

Темы для самостоятельной работы.. 60

Литература. 60

Обязательная. 60

Дополнительная. 60

Часть вторая. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 61

Раздел I. Дошкольное детство. 61

Глава 1. Общая характеристика возраста. 61

1.1. Особенности психического развития. 61

1.2. Ценность дошкольного детства. 65

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста. 66

2.1. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками. 66

2.2. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2–3 года) 68

2.3. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3–5 лет) 71

2.4. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. 73

Общие результаты обследования. 77

Глава 3. Дошкольники «группы риска». 77

3.1. Характеристика основных трудностей развития ребенка. 77

3.2. Нарушения поведения. 79

3.2.1. Агрессивность. 79

3.2.2. Вспыльчивость. 80

3.2.3. Пассивность. 81

3.2.4. Гиперактивность. 81

3.3. Отставание в психическом развитии. 82

3.3.1. Причины отставания и способы коррекции. 82

3.3.2. Примерные ориентиры нормального развития ребенка. 83

Резюме. 84

Темы для самостоятельной работы.. 84

Литература. 84

Обязательная. 84

Дополнительная. 85

Раздел II. Поступление ребенка в школу. 86

Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению.. 86

1.1. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению». 86

1.2. Анализ существующих методов определения готовности ребенка к школе. 88

Глава 2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.. 90

2.1. Научные основания разработки диагностической программы.. 90

2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению.. 91

Произвольная сфера. 91

Интеллектуальная и речевая сфера. 92

2.3. Процедура определения психологической готовности к школе. 96

Глава 3. Психологический смысл дифференциации образования в начальной школе. 98

Резюме. 100

Темы для самостоятельной работы.. 101

Литература. 101

Обязательная. 101

Дополнительная. 101

Раздел III. Младший школьный возраст. 102

Глава 1. Общая характеристика возраста. 102

1.1. Особенности психического развития. 102

1.2. Ценность младшего школьного возраста. 104

Глава 2. Что значит «уметь учиться». 105

Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников. 111

3.1. Развитие внимания. 112

3.2. Развитие памяти. 114

3.3. Умственное развитие. 116

Глава 4. Работа по развитию моторики. 119

Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением.. 121

Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми. 125

Глава 7. Младшие школьники «группы риска». 129

7.1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) 129

7.2. Леворукии ребенок в школе. 132

7.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте. 136

Резюме. 140

Темы для самостоятельной работы.. 140

Литература. 141

Обязательная. 141

Дополнительная. 141

Раздел IV. Отрочество. 142

Глава 1. Общая характеристика возраста. 143

1.1. Особенности психического развития. 143

1.2. Проблема подросткового кризиса. 145

1.3. Ценность отрочества. 146

Глава 2. Основные направления работы психолога в v классе. 147

2.1. Задачи развития. 147

2.2. Начало обучения в средних классах школы.. 147

2.3. Формирование умения учиться в средней школе. 149

2.4. Психологическая помощь при трудностях в учении. 150

Глава 3. Основные направления работы психолога в VI-VII классах. 152

3.1. Задачи развития. 152

3.2. Развитие и укрепление чувства взрослости. 152

3.3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства. 156

3.4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования. 160

3.5. Развитие интересов. 161

Глава 4. Основные направления работы психолога в VIII классе. 163

4.1. Задачи развития. 163

4.2. Развитие общения со сверстниками. 163

4.3. Развитие воли. 167

4.4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний. 168

4.5. Развитие воображения. 170

Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития. 171

5.1. Созревание организма. 171

5.2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сферы.. 171

5.3. Самооценка внешности, физическое Я.. 173

5.4. Сексуальное развитие. 174

Глава 6. Подростки «группы риска». 176

6.1. Проблема «группы риска» среди подростков. 176

6.2. Дебюты психических заболеваний у подростков. 177

6.3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями. 178

6.4. Невротическое развитие личности у подростков. 180

6.5. Алкоголизация и употребление наркотических средств. 180

6.6. Подростки с церебрастеническими явлениями. 181

6.7. Подростки из трудных семей. 182

6.8. Проблемы, связанные с сексуальным развитием.. 183

Резюме. 184

Темы для самостоятельной работы.. 184

Литература. 184

Обязательная. 184

Дополнительная. 185

Раздел V. Ранняя юность. 186

Глава 1. Общая характеристика возраста. 186

1.1. Особенности психического развития. 186

1.2. Ценность ранней юности и задачи развития. 189

Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста. 189

2.1. Проблемы IХ класса. 190

2.2. Проблемы X и XI классов. 191

Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение. 192

3.1. Обращенность в будущее – аффективный центр жизни в ранней юности. 192

3.2. Жизненные цели и психологическое здоровье. 194

Программа развития временной перспективы.. 195

3.4. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение. 198

Глава 4. Юноши и девушки «группы риска». 199

4.1. Возможные вариации взросления. 199

4.2. Аддиктивное поведение. 200

4.3. Юношеская сексуальность. 202

4.4. Асоциальное поведение. 206

Резюме. 211

Темы для самостоятельной работы.. 211

Литература. 211

Обязательная. 211

Дополнительная. 212

Часть третья. ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.. 212

Глава 1. Наблюдение и беседа в работе психолога. 212

1.1. Как проводить психологическую беседу. 212

Специфика беседы как психологического метода. 213

Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность интервью.. 214

Виды беседы.. 215

Типы вопросов. 217

Варианты вопросов интервью.. 217

Особенности проведения беседы с детьми и подростками. 220

1.2. «Дискуссионный диалог» как один из приемов профориентационной работы с учащимися*. 221

1.3. Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке. 223

Глава 2. Работа с родителями и педагогами. 225

2.1. Как научить педагогов и родителей общаться с детьми. 225

Психологическая поддержка ребенка. 225

Разговор с современным ребенком.. 228

Развитие эффективного стиля общения. 228

Список слов, выражающих различные чувства, необходимые для рефлексивного слушания. 231

Искусство построения сообщения при применении метода рефлексивного слушания. 231

Что такое «Я – СООБЩЕНИЕ»?. 232

Некоторые способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми. 233

Поиск альтернатив. 233

Чья проблема?. 236

2.2. Как работать по запросу-случаи из практики. 237

Случаи школьной дезадаптации. 237

Случай «школьного невроза». 240

2.3. Психологическая помощь ребенку, переживающему горе. 242

Глава 3. Помощь подросткам и юношам в саморазвитии. 247

3.1. С чего начинать самовоспитание?. 247

Знаешь ли ты себя?. 247

Ты среди людей. 248

3.2. Как научиться сдавать экзамены.. 255

Подготовка к экзаменам.. 255

Накануне экзамена. 256

Во время экзамена. 257

Что делать, если... 258

Заключение. 259

Контрольные вопросы по курсу. 259

Наши рекомендации