Эхоическая память и акустический код: объем и длительность хранения
В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно
3 6 9 12 15 Интервал до воспроизведения, с
Рис.3.14.Зависимость воспроизведения
акустической информации от величины отсрочки
воспроизведения после предъявления стимула
(цит. по: [16])
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Акустический код Визуальный код |
036 Время предъявления, с
Рис.3.15. Зависимость воспроизведения
информации, предъявляемой в визуальном
и акустическом кодах, от времени предъявления
(цит. по: [40])
Результаты свидетельствуют о том, что акустический код имеет преимущество по сравнению с визуальным при небольших отсрочках воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество получает информация, которая имеет визуальный вход.
В экспериментах Дарвина и др. (цит. по: [16]) испытуемым предъявлялась информация по следующей схеме:
Оба уха 8 6 U |
Левое ухо В 2 L |
Правое ухо
F R 10
Через О, 1, 2, 3 и 4 с загоралась лампочка, которая служила знаком того, какую из информации испытуемый должен вспомнить (услышанную в правом/левом ухе или в обоих ушах). Процедура расчета емкости эхоической памяти аналогична расчету емкости иконической памяти в парадигме Сперлинга. Если испытуемый «вспоминает» все последовательности при частичном отчете, то емкость равна 9 элементам (рис. 3.16).
5.0
:Я 4,5
. 4,0
1 2
Задержка, с
Рис. 3.16.Кривая воспроизведения акустической
информации в зависимости от величин отсрочки
(цит. по: [16])
Так было выяснено, что длительность хранения информации в эхоической памяти колеблется от 250 мс до 4 с, а объем равен примерно 5 ед.
Кроме того, в экспериментах Р. Крау-дера (цит. по: [40]) было показано, что в кратковременной слуховой памяти не сохраняются согласные, сохраняются же только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги ba, da, ga, но отчетливо различали ba, bi, bou. На этом основании авторы выделили отдельный блок, который назвали докатегориалъным акустическим регистром.
Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка акустических сигналов, было получено в экспериментах Д. Балота с соавт. [19]. Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после подачи специального сигнала. В качестве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свидетельствуют о том, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачитывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между интерференцией «голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интерферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфике» с сигналом, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2—3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая КП».
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
Лексический и образный уровни
Лексический код
Иконическая и акустическая информации объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Дж. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов — структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа. Если на предыдущих этапах переработки конфабуляции происходили в основном по акустическому типу, то при переработке на уровне лексического модуля происходит перепутывание слов (или их частей), имеющих близкое звучание и написание. Последнее утверждение верно только в отношении многосложных слов. Бэддели провел эксперимент по следующей схеме: испытуемым предъявляли визуально несколько цифр, которые сопровождались звуковым рядом (либо правильно произносимыми цифрами, либо звукосочетаниями, напоминающими правильное произношение: one, two или tun woo). Испытуемые должны были воспроизвести эти цифры. Кривая ошибок воспроизведения в зависимости от сериальной позиции каждого стимула не меняется от того, какой звуковой ряд сопровождал цифры. Следовательно, если слова «сконструированы» примерно из одних и тех же фонем, они одинаково воспроизводятся независимо от того, соответствуют ли фонологический и визуальный коды слова друг другу. Автор делает вывод, что на уровне «фонологического хранилища» осуществляется «переработка не целых слов, а только отдельных фонем» [18, с. 91]. Однако Д. Массаро [42] показал, что влияние фонологического контекста на восприятие фонем происходит не на уровне чувствительности (что предсказывают модели сети), а на более высоком уровне (бета-критерия принятия решения).
Образный код
Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти.
Несмотря на огромное число экспериментов, проведенных в этой области, до сих пор не существует приемлемого способа их обоснования в рамках одной теоретической модели. Прежде всего результаты многих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной памяти, КП или ДП.
Большинство авторов (несмотря на различие теоретических и объяснительных схем) соглашаются с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с ДП и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти. (Обстоятельный анализ по этому вопросу проведен в книге Н.Д. Гордеевой [6].) Однако остается открытым вопрос о существовании специализированного образного модуля, ответственного за переработку сугубо образной информации. Обсуждение этого вопроса мы предварим изложением экспериментов, в которых переработка визуальной информации происходила в мысленном плане, «по памяти».
Р. Шепард и П. Метцлер (1971) предъявляли испытуемым попарно изображения трехмерных сложных объектов и просили оценить, являются ли эти объекты идентичными или один из них представляет собой зеркальное изображение другого. Сравниваемые объекты были ротированы на разные углы по отношению друг к другу. Авторы обнаружили линейную зависимость между углом поворота объектов и временем ответа. В экспериментах Л. Купера (1976) показано, что испытуемые способны вращать образы в мысленном плане. Была вычислена скорость ментального вращения: если для фигур, повернутых относительно друг друга на 90°, требовалось 10 с для ответа, то при повороте на 45° ответ следовал через 5 с. Более того, в экспериментах Л. Купера и П. Подгорны (1976) было выявлено, что скорость рота-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ции не зависит от сложности фигуры. В 1980 г. С. Косслин высказал предположение, что оперирование с ментальными образами не отличается от оперирования с реальными объектами. В экспериментах по ментальному сканированию, в которых испытуемых просили представить собаку (добермана) и затем «рассказать» о ее глазах, ушах и т.д., показано, что скорость ответа испытуемых линейно возрастает вместе с удаленностью двух сравниваемых частей. Однако существуют и прямые экспериментальные свидетельства о функционировании образного кода. А. Бэддели [18] называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существуют три независимых механизма, лежащие в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.
А. Память на паттерны.В экспериментах У. Филипса и А. Бэддели (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4x4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возрастания сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддели выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимает участие два мнемических компонента: один «быстрый», отвечающий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации» [18, с. 136]. Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «ГДЕ?» и «ЧТО?». В исследованиях Б.М. Величковского по мик-рогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объектов» [5, с. 67].
Косслин и соавт. [38] предложили модель, в которой постулируется существование двух систем репрезентации знаний: первая —- модальная (названная визуальным буфером) и вторая - - амодальная («ассоциативная память», где хранятся описания объектов воедино с их названиями). Через визуальный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна». Осуществляется независимая переработка информации о качестве объекта (ЧТО?) и его локализации (ГДЕ?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» регулируется поиск в блоке визуального буфера (см. приложение).
Б. Визуальная память на буквы.В экспериментах М. Познер и С. Киле (1967) сравнивалось, на основании чего происходит оценка тождества букв: их визуального сходства или семантического. Испытуемым предъявляли букву, а затем (через разные интервалы времени) вторую букву (в задаче установления тождества). В качестве стимульного материала использовались пары, состоящие из разных/одинаковых букв и имеющих разное/одинаковое начертание (АА или аа, Аа или аВ, АВ или АЬ). Обнаружено, что при величине отсрочки до 1.5 с, на скорость ответа влияет одинаковое начертание букв. В экспериментах Т. Паркса с соавт. в 1972 г. удалось увеличить этот интервал до 8 с, используя технику артикуляционного подавления. В подтверждение относительной независимости памяти на начертание букв от их значения и произношения Бэддели приводит наблюдения над своим пациентом P.V., у которого после травмы был нарушен блок артикуляции, но при этом не наблюдалось уменьшения объема КП на буквы. Действие визуальной памяти на буквы читатель может проверить сам, ответив на вопрос о том, являются ли тождественными два слова: eXiT и TeXt.
В. Память на слова, предъявленные визуально.Бэддели предположил, что в визуальном коде существует система, аналогичная системе логогенов (работающих
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
главным образом в лексическом коде). Эта визуальная система отвечает за переработку визуальных фрагментов слов (слогов, буквосочетаний) и проявляется в перепу-тывании слов и псевдослов, имеющих одни и те же фрагменты. Она составляет основу беглого чтения.
В работе Б.М. Величковского с соавт. [4] исследовался «эффект превосходства слова», который состоит в большей эффективности идентификации буквы в контексте слова, по сравнению с идентификацией буквы в контексте псевдослова и набора букв. Авторы выявили, что в основе этого эффекта лежат 2 компонента: орфографическая упорядоченность (присущая словам родного языка) и знакомость (лексическая) слова. При искажении шрифта избирательно ухудшается работа только второго компонента.
Моторная память
Этот вид памяти входит в качестве компонента: 1) в собственно двигательные акты (включая все виды навыков и автоматизмов) и 2) во все виды поведенческих реакций.