Взгляды на происхождение человека.
Проблема человека — одна из основных в философии. Во все времена мыслители пытались найти ответы на вопросы: что есть человек? какова его природа и предназначение? каково место человека в мире? каково будущее человека? Они чаи на эти вопросы, мыслители разных эпох пытались постичь место человека в мире и его отношение к миру, возможности человека, соотношение в нем биологической и социальной природы. Философы, психологи, антропологи решили и решают проблему становления личности, структуры ЛИЧНОСТИ, пытаются разобраться в многообразии индивидуальных свойств человека, в социально-психологических типах личности.
Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для множества религий мира характерна, с одной стороны, вера в божественное происхождение жизни, в том числе самого человека, а с другой — признание души как источника человеческого в человеке, т. е. то, что выделяет человека из многообразия живых существ. Человек, согласно большинству религиозных теорий, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога. Таким образом, религиозные теории происхождения человека основаны, как правило, на идее чуда, божественного вмешательства в данное явление.
По-другому объясняют происхождение человека сторонники теории палеовизита. По их мнению, человек является созданием пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа, ставшие причиной появления человека и человечества.
По мере развития самого человека, а также наук, изучающих человека, возникают и развиваются научные (материалистические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX в. эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития. В основу эволюции Дарвин положил фактор естественного отбора, в котором он и его последователи видели главную причину изменчивости организмов. Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В процессе борьбы за существование выживают те организмы, которые в наибольшей степени смогли приспособиться к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими животными-млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюционных процессов. Данная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.
Ответить на этот вопрос пытался Ф. Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появления человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и является основой существования человеческого общества. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека— сознание, язык, творческие способности. Несмотря на существующие научные открытия, многие вопросы связанные со становлением человека, еще не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находится в центре внимания многих наук.
Процесс становления и развития человека — антропогенез — носил длительный и эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества — социогенезом. Становление человека и становление общества — две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося более трех миллионов лет. Современный тип человека — homo sapiens (человек разумный) появился 50—40 тыс. лет назад.
Многие считают, что родословная человека восходит к человекообразным обезьянам. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Самыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14 - 20 млн лет назад, далее идут рамапитеки (10—14 млн. лет назад). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению МНОГИХ ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением homo habilis (человек умелый) 2,5—3 млн лет назад). Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на животных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению (1,6 милн лет назад) homo erektus (человека прямоходящего) а затем и неандертальца (150—200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к человеку разумному совпал с формированием существующих и ныне различных человеческих рас — европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые останки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Важной вехой н эволюции выступает прежде всего прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное — оно высвободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (чело-иск научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный
скачок — появление сравнительно крупного мозга. У современного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У человека умелого он составлял 650—680 куб. см, у человека прямоходящего — примерно 974, у неандертальца — в среднем 1350. Уве-личение объема мозга было связано с расширением возможностей взаимодействия предков человека между собой и с окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян — это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза.
Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Стадо человекообразных существ основывалось на эндогамии — близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии — установлению брачных отношений с членами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.
Завершающей стадией антропосоциогенеза была так называемая неолитическая революция, ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие человеческого общества в дальнейшем было связано с различными вехами в разделении труда: исторически первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым — выделение ремесла, а третьим — вы-деление торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах — переход к оседлому об-разу жизни (формирование племенных объединений), социальное расслоение общества, дифференциация форм сознания и др. создали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.