Тематика семинарских и практических занятий

Семинарские занятия являются важным дополнением лекционного курса, необходимым для успешного усвоения учебного материала. В процессе семинарских занятий студенты учатся:

- самостоятельно работать с учебной и научной литературой;

- писать конспекты, тезисы, доклады и другие научные работы;

- оперировать полученными знаниями и понятиями, отвечая на вопросы преподавателя, решая психологические задачи, анализируя различные психологические феномены, участвуя в групповых дискуссиях;

- формулировать и аргументировать свою точку зрения по различным психологическим проблемам.

Также на семинарских занятиях в процессе выполнения самостоятельных заданий и контрольных работ осуществляется контроль со стороны преподавателя, а также самоконтроль со стороны самих студентов за ходом усвоения учебного материала.

Участие в семинарском занятии необходимым образом предполагает активную познавательную позицию студента, а это значит, что на каждое занятие студент должен приходить подготовленным, т.е. он должен:

- владеть материалом занятия, изученным как на лекциях, так и самостоятельно по учебной литературе;

- иметь конспекты лекций и прочитанной литературы;

- подготовить ответы на вопросы к занятию и оформить их в виде кратких тезисов

или плана.

В случае если при подготовке к семинарским занятиям у студента возникают

какие-либо вопросы или затруднения, он должен задать их преподавателю на ближайшем занятии. При подготовке к семинарским занятиям целесообразно воспользоваться следующей схемой:

1. Изучить лекционный материал по теме семинарского занятия.

2. Ответить на вопросы для самопроверки, в случае затруднений задать их

преподавателю на ближайшем занятии.

3. Прочитать и законспектировать литературу по теме семинарского занятия.

4. Составить список основных понятий, вводимых на занятии, и выписать их

определения.

5. Подготовить план ответа на вопросы к семинарскому занятию.

6. Выполнить самостоятельные задания к семинарскому занятию.

7. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию возникают какие-либо

затруднения, то подготовить список вопросов преподавателю.

Семинар 1.Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями. Физиологические механизмы и корреляты эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Что такое эмоции? Разбор определения эмоций как психического процесса.

2. Структура эмоций – собственно эмоции, настроение, чувства, аффект.

3. Специфика эмоционального познания по сравнению с рациональным познанием мира.

4. Анализ функций эмоций – регулятивной, адаптивной и т.д.

5. Значение эмоций для мотивации деятельности. Каковы адаптивные и мотивирующие функции различных эмоций – гнева, страха, удивления, стыда, презрения и т.п.?

6. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.

7. Каковы причины появления «социальных» эмоций – стыд и вина.

8. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения.

9. Физиологические основы, корреляты и объективные показатели эмоций.

Задания:

1. Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального».

2. Подготовьте сообщения по темам:

- Эмоции в жизни человека.

- Изучение эмоций в различных психологических теориях.

- Развитие эмоциональной сферы личности.

Семинар 2.Современные психологические теории эмоций. Классификации эмоций. Особенности проявления, переживания, выражения отдельных эмоций. Эмоции и механизмы психологической защиты личности.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Основания для выделения различных видов эмоций (на примере теорий К.Изарда, Р.Плутчика).

2. По каким признакам различаются основные виды эмоций.

3. Каковы причины и как происходит социализация эмоций (на примере любой эмоции)?

4. Чувства и их виды.

5. Свойства чувств.

6. Как связаны эмоции и механизмы психологической защиты личности (на примере собственной ведущей эмоции)?

Задания:

1. Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.

2. Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности.

3.

Семинар 3.Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Понятия стресса и дистресса. Адаптационная функция стресса. Индивидуально-личностные особенности проявления эмоциональных состояний.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Эмоциональные состояния – тревожность, агрессивность и т.д.

2. Особенности аффекта как эмоционального состояния и использование способов диагностики аффекта.

3. Различия ситуационной и личностной тревожности. Нужно ли бороться с тревожностью?

4. Понятие стресса и его структура. Стресс как адаптационный синдром.

5. Соотношение понятий «стресс» и «дистресс».

6. Значение стресса в жизни человека, способы профилактики и преодоления стресса.

7. От каких индивидуальных качеств зависит поведение человека в стрессовой ситуации?

8. Проблемы воспитания эмоций и чувств.

Задания:

1. Решите психологические задачи по теме 13 из Приложения 1 и выполните задания по теме 13 из Приложения 2.

2. Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.

3. Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в Таблице.

Таблица.Протокол стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными и иными реакциями субъекта.

Дата и время Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) Действие (движение, акт поведения, поступок) Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции Выражение чувственного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту)
           

4. Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты.

Наши рекомендации