Тематика семинарских и практических занятий
Семинарские занятия являются важным дополнением лекционного курса, необходимым для успешного усвоения учебного материала. В процессе семинарских занятий студенты учатся:
- самостоятельно работать с учебной и научной литературой;
- писать конспекты, тезисы, доклады и другие научные работы;
- оперировать полученными знаниями и понятиями, отвечая на вопросы преподавателя, решая психологические задачи, анализируя различные психологические феномены, участвуя в групповых дискуссиях;
- формулировать и аргументировать свою точку зрения по различным психологическим проблемам.
Также на семинарских занятиях в процессе выполнения самостоятельных заданий и контрольных работ осуществляется контроль со стороны преподавателя, а также самоконтроль со стороны самих студентов за ходом усвоения учебного материала.
Участие в семинарском занятии необходимым образом предполагает активную познавательную позицию студента, а это значит, что на каждое занятие студент должен приходить подготовленным, т.е. он должен:
- владеть материалом занятия, изученным как на лекциях, так и самостоятельно по учебной литературе;
- иметь конспекты лекций и прочитанной литературы;
- подготовить ответы на вопросы к занятию и оформить их в виде кратких тезисов
или плана.
В случае если при подготовке к семинарским занятиям у студента возникают
какие-либо вопросы или затруднения, он должен задать их преподавателю на ближайшем занятии. При подготовке к семинарским занятиям целесообразно воспользоваться следующей схемой:
1. Изучить лекционный материал по теме семинарского занятия.
2. Ответить на вопросы для самопроверки, в случае затруднений задать их
преподавателю на ближайшем занятии.
3. Прочитать и законспектировать литературу по теме семинарского занятия.
4. Составить список основных понятий, вводимых на занятии, и выписать их
определения.
5. Подготовить план ответа на вопросы к семинарскому занятию.
6. Выполнить самостоятельные задания к семинарскому занятию.
7. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию возникают какие-либо
затруднения, то подготовить список вопросов преподавателю.
Семинар 1.Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями. Физиологические механизмы и корреляты эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Что такое эмоции? Разбор определения эмоций как психического процесса.
2. Структура эмоций – собственно эмоции, настроение, чувства, аффект.
3. Специфика эмоционального познания по сравнению с рациональным познанием мира.
4. Анализ функций эмоций – регулятивной, адаптивной и т.д.
5. Значение эмоций для мотивации деятельности. Каковы адаптивные и мотивирующие функции различных эмоций – гнева, страха, удивления, стыда, презрения и т.п.?
6. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.
7. Каковы причины появления «социальных» эмоций – стыд и вина.
8. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения.
9. Физиологические основы, корреляты и объективные показатели эмоций.
Задания:
1. Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального».
2. Подготовьте сообщения по темам:
- Эмоции в жизни человека.
- Изучение эмоций в различных психологических теориях.
- Развитие эмоциональной сферы личности.
Семинар 2.Современные психологические теории эмоций. Классификации эмоций. Особенности проявления, переживания, выражения отдельных эмоций. Эмоции и механизмы психологической защиты личности.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Основания для выделения различных видов эмоций (на примере теорий К.Изарда, Р.Плутчика).
2. По каким признакам различаются основные виды эмоций.
3. Каковы причины и как происходит социализация эмоций (на примере любой эмоции)?
4. Чувства и их виды.
5. Свойства чувств.
6. Как связаны эмоции и механизмы психологической защиты личности (на примере собственной ведущей эмоции)?
Задания:
1. Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.
2. Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности.
3.
Семинар 3.Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Понятия стресса и дистресса. Адаптационная функция стресса. Индивидуально-личностные особенности проявления эмоциональных состояний.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Эмоциональные состояния – тревожность, агрессивность и т.д.
2. Особенности аффекта как эмоционального состояния и использование способов диагностики аффекта.
3. Различия ситуационной и личностной тревожности. Нужно ли бороться с тревожностью?
4. Понятие стресса и его структура. Стресс как адаптационный синдром.
5. Соотношение понятий «стресс» и «дистресс».
6. Значение стресса в жизни человека, способы профилактики и преодоления стресса.
7. От каких индивидуальных качеств зависит поведение человека в стрессовой ситуации?
8. Проблемы воспитания эмоций и чувств.
Задания:
1. Решите психологические задачи по теме 13 из Приложения 1 и выполните задания по теме 13 из Приложения 2.
2. Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.
3. Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в Таблице.
Таблица.Протокол стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными и иными реакциями субъекта.
Дата и время | Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) | Действие (движение, акт поведения, поступок) | Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) | Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции | Выражение чувственного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту) |
4. Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты.