Перечень вопросов к домашней контрольной работе
- Дайте определение психологии, раскройте предмет и задачи психологии.
- Дайте определение понятиям «Этика», «Профессиональная этика».
- Охарактеризуйте функции этики.
- Дайте понятия этикета, его сторон.
- Определите отличия профессиональной этики и этикета.
6. Охарактеризуйте методы психологических исследований (наблюдение и эксперимент, их виды). Приведите примеры возможных психологических исследований на предприятиях торговли.
- Охарактеризуйте ощущение как познавательный психический процесс. Дайте классификацию ощущений, их краткую характеристику. Обозначьте зависимость спроса на товары от вида ощущений.
- Охарактеризуйте закономерности ощущений (чувствительность, сенсибилизация, адаптация, контраст ощущений). Определите зависимость качества деятельности работника торговли от чувствительности к разным раздражителям.
- Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс. Обозначьте основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, аккомодация или приспособление, апперцепция).
- Охарактеризуйте внимание как познавательный психический процесс. Дайте определение видов внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Приведите примеры свойств объектов, вызывающих непроизвольное внимание.
- Охарактеризуйте свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, отвлекаемость, распределение внимания). Их важность в Вашей профессиональной деятельности.
- Охарактеризуйте память как познавательный психический процесс. Дайте определение процессам памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение).
- Охарактеризуйте классификацию памяти по времени сохранения материала. Приведите примеры использования данных видов памяти в деятельности работников торговли.
- Охарактеризуйте классификацию памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору. Важность данных видов памяти для работников торговли.
- Охарактеризуйте классификацию памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала (произвольная и непроизвольная память). Развитие разных видов памяти, как значимый психологический компонент трудовой деятельности работника торговли.
- Охарактеризуйте мышление как познавательный психический процесс. Обозначьте виды мышления и дайте их характеристику. Обозначьте признаки мышления.
- Охарактеризуйте мыслительные операции (сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, суждение и умозаключение). Приведите примеры использования мыслительных операций работниками торговли в процессе трудовой деятельности.
- Дайте определение эмоции. Охарактеризуйте положительные и отрицательные чувства; виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, стресс, страсть. Приведите пример проявления эмоций и воли.
- Дайте определение понятию чувство. Охарактеризуйте виды чувств.
- Дайте определение воли. Опишите проявление внешних и внутренних препятствий. Охарактеризуйте волевые качества личности: самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка. Проявление волевых черт личности работниками торговли.
- Охарактеризуйте способности. Обозначьте предпосылки к возникновению способностей – задатки. Раскройте многогранность задатков.
- Дайте определение характера как индивидуально-типологической особенности личности. Охарактеризуйте черты характера
- Дайте определение и краткую характеристику темперамента. Охарактеризуйте четыре типа темперамента.
- Опишите свойства темперамента (активность, реактивность, пластичность, ригидность, сензитивность). Опишите проявления темперамента меланхолика, используя свойства темперамента.
- Дайте определение интроверсии и экстраверсии. Опишите проявления темперамента холерика, используя свойства темперамента.
- Охарактеризуйте виды интересов: непосредственный, опосредованный; по содержанию: общественные, интеллектуальные, эстетические. Широта интересов, их устойчивость и глубина.
- Дайте определение понятий знания, умения, навыки. Дайте характеристику знаний. Охарактеризуйте навык, рассмотрите компоненты навыка: познавательный и моторный. Укажите знания умения и навыки которыми вы пользуетесь в своей профессиональной деятельности.
- Сформулируйте понятие о личности и индивидуальности. Охарактеризуйте направленность личности, ее формы.
- Охарактеризуйте психологическое воздействие на человека (убеждение, внушение, принуждение, подражание, психическое заражение).
- Дайте понятия этикета, его сторон.
- Определите отличия профессиональной этики и этикета.
- Опишите внешние выражения профессионального такта работника торговли.
- Обозначьте составляющие внешнего вида.
- Охарактеризуйте основные категории этики (добро и зло).
- Охарактеризуйте мораль, как форму человеческого сознания.
- Покажите, как в поведении учитываются социальные ожидания.
- Дайте характеристику вербальным средствам общения.
- Дайте характеристику невербальным средствам общения.
- Охарактеризуйте функции общения. Приведите пример их проявления в Вашей профессии.
- Охарактеризуйте виды общения.
- Дайте определение понятия конфликта. Охарактеризуйте структуру конфликта.
- Охарактеризуйте функции конфликта (стабилизирующую, активизирующую, функцию сигнализации, функцию эмоционального отреагирования, функцию инновации, профилактическую). Приведите примеры.
- Опишите конструктивную функцию конфликта. Приведите пример ее проявления в Вашей деятельности.
- Опишите деструктивную функцию конфликта. Приведите пример ее проявления в Вашей деятельности.
- Охарактеризуйте объект конфликта. Приведите пример объекта конфликта в торговле.
- Обозначьте оппонентов конфликта их возможности в плане достижения объектов.
- Охарактеризуйте межличностный конфликт. Приведите пример.
- Охарактеризуйте внутриличностный конфликт. Приведите пример.
- Охарактеризуйте межгрупповой конфликт. Приведите пример.
- Охарактеризуйте стили поведения в конфликте.
- Дайте понятие социальной группе. Охарактеризуйте признаки и разновидности групп.
- Охарактеризуйте структуру малой группы. Опишите социально-психологический климат групп.
- Дайте определение понятию лидер. Рассмотрите стили лидерства.
- Дайте характеристику речевому этикету, этикету ведения беседы.
Перечень практических ситуаций.
Ситуация 1.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Эффект ореола состоит в том, что усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с этим качеством.
Ситуация 2.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Стереотип – это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.
Ситуация 3.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.
Ситуация 4.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, а не внутренними.
Ситуация 5.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.
Ситуация 6.
Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее првильные, с вашей точки зрения, варианты следующих утверждений и обоснуйте Ваш ответ.
Вы считаете что мимика и жесты это - …а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
Ситуация 7.
Покупательница изучает ассортимент кремов для лица, выложенных под стеклом прилавка витрины. Подходит продавщица и спрашивает:
- Что Вас интересует?
Покупательница смущенно взглянула на продавца:
- Да так, ничего. И быстро удалилась.
Проанализируйте ситуацию. Объясните поведение покупательницы. Дайте оценку действиям продавца.
Ситуация 8.
В магазине работает пятнадцать продавцов. В течении последней недели заведующий магазином посылает одного итого же продавца торговать на лотке на улице. Продавец возмущается:
- Почему Вы меня уже третий раз отправляете на холод? Что, я хуже других? Пусть другие поработают. Я не пойду: у меня болит горло.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Оцените поведение продавца. Как следовало поступить в данной ситуации?
Ситуация 9.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов и обоснуйте его.
К экстерорецептивным ощущениям относят …а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.
К изменению чувствительности приводит … а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
Ситуация 10.
В кабинет ворвался экономист, опоздавший на работу на три минуты. Встретившись с укоризненным взглядом начальника, он сказал:
- Что Вы на меня так смотрите? На моих часах ровно девять.
Охарактеризуйте поведение повара. Какова причина конфликта? Что является конфликтогеном? Как следовало предотвратить конфликт?
Ситуация 11.
Определите, в каких случаях речь идет об ощущениях, а в каких – о восприятиях. Обоснуйте свой ответ.
· Отражение отдельных свойств предметов и явлений.
· Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире.
· Результат совместной деятельности ряда органов чувств.
· Составные элементы, из ряда которых складываются образцы предметов и явлений.
· Отнесение предмета к конкретной категории.
· Процесс формирования субъективного образа предмета.
Ситуация 12.
О каких видах внимания идет речь в следующем примере: «Посетитель магазина рассматривает выставку-продажу кулинарных изделий. В это время транслируют рекламное объявление. Посетитель прислушивается и отвлекается от своего первоначального занятия». Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 13.
Какие из данных свойств человека обусловлены социальными факторами (приобретенные), а какие биологические (врожденные)?
· Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, тип нервной системы, способности, характер, механическая память, эмоции мышление, внимание, язык, музыкальный слух, гуманность.
Ситуация 14.
Заведующий производством подошел к повару:
- Поставь стремянку и протри плафоны под потолком. Ты самая высокая – достанешь.
- Я, повар, а не уборщица. Это в мои обязанности не входит.
Кто в данной ситуации прав, кто неправ? Надо ли создавать конфликты по этому поводу?
Ситуация 15.
Выберите правильный ответ из предложенных и аргументируйте его:
Интерес к другому человеку можно невербально выразить…
а). помещенными на бедра руками; б). пронзительным голосом; в). пристальным взглядом, устремленным на собеседника; г). слегка дотрагиваясь до него руками; д). вторгаясь в его личное пространство; е). все ответы верны; ж). все ответы неверны.
Стереотипы…а). представляют собой обобщение нашего личного опыта; б). укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны; в). всегда являются предубеждением; г). являются трудом родительского внушения; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Ситуация 16.
Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Определите вид конфликта и приведите стратегию вашего поведения при разрешении ситуации.
Ситуация 17.
На предприятии возник конфликт между руководителем и трудовым коллективом. Назовите возможные причины возникновения конфликта. К какому виду относится данный конфликт? Как его можно разрешить?
Ситуация 18.
При разрешении конфликта руководитель принимает отчасти точку зрения противоположной стороны и предлагает взаимный обмен уступками. Определите стратегию поведения руководителя в конфликтной ситуации и ее эффективность.
Ситуация 19.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Важнейшими элементами психологической структуры личности являются…. а). способности; б). направленность; в). темперамент; г). характер; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Основные свойства темперамента - это….. а). сензитивность; б). активность; в). пластичность; г). ригидность; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Элементом структуры деятельности является…а). поведение.; б) активность.; в).действие; г).цель; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Ситуация 20.
Поставщик просит отсрочить поставку товара. Товаровед отвечает по телефону:
-Почему мы должны идти вам на уступки? Мало ли что у Вас сорвана поставка сырья! А чем мы должны обеспечивать товарооборот? Если своевременной поставки не будет, разорвем с Вами все отношения.
Оцените действия товароведа с психологической точки зрения. Что явилось конфликтогеном? К чему может привести такое поведение товароведа?
Ситуация 21.
Заведующий магазином подошел к продавцу:
- Поставь стремянку и протри плафоны под потолком. Ты самая высокая – достанешь.
- Я, продавец, а не уборщица. Это в мои обязанности не входит.
Кто в данной ситуации прав, кто неправ? Надо ли создавать конфликты по этому поводу?
Ситуация 22.
Проанализируйте диалог коллег по работе с психологической и этической точки зрения:
- Зачем ты закрыла окно? Духота!
- А мне холодно. Сама посиди целый день на сквозняке, тогда узнаешь.
- А та не сидишь, а бегаешь целый день по своим делам или болтаешь по телефону.
- Не твое дело! Посмотри на себя. Обе враждебно посмотрели друг на друга.
Ситуация 23.
Что для Вас важнее – умение влиять на других или умение противостоять чужому влиянию? Как эти умения влияют на качество вашей жизни? Что Вы делаете, чтобы развить их в себе?
Ситуация 24.
Коллективу магазина была выделена премия за хорошую работу. На общем собрании, когда принимали решение о том, как разделить деньги, возник конфликт. Директор предложил дать премию Марии Петровне, т.к. у нее тяжело больна мать, Екатерине Федоровне, т.к. у нее трое детей, муж пьет, и Сергею, который строит квартиру, и ему нужны деньги для внесения очередного взноса. Однако, большинство сотрудников с этим мнением не согласились, т.к. требовали, чтобы премию разделили поровну между всеми работающими.
Почему возник конфликт? Как его разрешить?
Ситуация 25.
Вы – директор фирмы и приглашены на деловую встречу. Как Ваш внешний вид и манеры поведения будут соответствовать занимаемой Вами должности? Ответ обоснуйте.