Классификация условий труда по производственным факторам
Параметрами производственной среды которые влияют на состояние здоровья человека являются факторы:
- физические
- химические
- биологические,
В зависимости от этих факторов условия труда подразделяются на 4 класса:
1-й класс - оптимальные условия труда, где сохраняется здоровье и сохраняется высокая производительность.
2-ой класс - допустимые условия труда, где нет превышения установленных гигиенических норм для рабочих мест, а возможные функциональные расстройства проходят за время перерывов или к началу следующей смены, нет воздействия на здоровье и потомство
3-ий класс - вредные условия труда, когда имеются превышения гигиенических нормативов воздействия на здоровье и (или) потомство.
Данный класс подразделяется на 4 степени вредности:
1-ая степень - имеются обратимые функциональные изменения, но имеется риск развития заболевания
2 степень - стойкие функциональные нарушения, временная потеря трудоспособности начальные признаки профессиональных заболеваний.
3 степень - развиваются проф. Заболевания в лёгкой форме в период трудовой деятельности.
4 степень - выраженные формы проф. заболеваний с временной утратой трудоспособности
4-ый класс - опасные условия труда, где уровень вредных производственных факторов создаёт угрозу жизни в течение рабочей смены
8.3: «Эргономические основы Б.Т.»
С учётом того, что производство становится более автоматизированным, на человека в большей степени налагаются функции управления и оператора. В связи с этим развивается наука Эргономика-это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях, а основным объектом изучения является система «человек - машина».
Совместимость человека с машиной определяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью.
Антропометрическая совместимость предлагает учёт размеров тела человека, возможность обзора внешнего пространства положения оператора в процессе работы.
Сенсомоторная совместимость предлагает учёт скорости двигательный (моторных) операция человека и его сенсорных реакций на разные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) При выборе скорости работы машины и подачи сигналов
Энергетическая (биомеханическая) совместимость предполагает учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
Психофизиологическая совместимость должна учитывать реакцию на цвета, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и др. эстетические параметры машины.
8.3.1: «Организация Рабочего места оператора»
Организация рабочего места, конструкция органов контроля и управления должны учитывать антропометрические сенсомоторные биомеханические и психофизические характеристики человека.
Пространство рабочего места должно быть разделено на рабочие зоны, причём наиболее удобную зону следует совмещать с зоной визуального обзора.
Важное значение имеет рабочая поза человека.
Поза стоя приводит к большим энергетическим затратам и быстрому утомлению, а поза сидя менее утомительна и т.д.
Составной частью рабочего места является кресло оператора, которое должно быть удобным, то есть соответствовать данным оператора, устройство визуальной информации в зависимости от частоты их использования так же должны располагаться в соответствующих зонах визуального поля человека.
Цветовая раскраска, размеры органов управления должны соответствовать психофизиологическим и антропометрическим характеристикам человека, освещённости например и другие.
8.3.2: «Природа и цели эргономики»
Эргономика обозначает изучение и измерение работы. Человек, являющийся объектом эргономических исследований, может быть квалифицированным профессионалом работающим на сложной машине в искусственно создано обстановке, инвалидом в кресле на колёсах или покупателем.
Одной из задач Эргономики является определение удобных условий для работы и устранения нежелательных последствий, которые могут наступить в результате повышения температуры вибрации шума и т.д.
Термин Эргономика стал использоваться с 1950г. Вначале перед эргономикой ставилась задача обеспечения высокой производительности труда, но впоследствии стало уделяться внимания удобному труду.
Эргономика как наука, основана на науках о человеке, анатомии, физиологии, психологии, а так же большую роль играют физические науки позволяющие решать вопросы освещения, отопления, шума, вибраций и др.
Физиологическая ориентация необходима как основа для решения, расходы энергии осанки и использование силы.
Психологическая ориентация необходима для исследований таких проблем как предоставление информации и удовлетворённость на работе.