Понимание человеческой природы. Транзактный анализ является оптимистической теорией
Транзактный анализ является оптимистической теорией. Его основное предположение состоит в том, что люди могут измениться, несмотря на любые неудачные результаты в прошлом. Кроме того, ТА является антидетерминистическим подходом. Его приверженцы полагают, что люди имеют широкие возможности выбора в своей жизни: то, что было однажды решено, может быть позднее пересмотрено и изменено. Как подчеркивали Джеймс и Джонгворд (James & Jongeward, 1971)[11], «транзактный анализ является рациональным подходом к пониманию поведения и базируется на предположении, что все люди могут научиться доверять себе, мыслить самостоятельно, принимать свои собственные решения и выражать свои собственные чувства» (р. 12).
ТА сосредоточивается на четырех главных методах понимания и предсказания человеческого поведения.
· Структурный анализ: понимание того, что происходит внутри индивида.
· Анализ транзакций: описание того, что происходит между двумя или более людьми.
· Анализ игр: понимание транзакций между людьми, которые приводят к чувству дискомфорта.
· Анализ сценариев: понимание жизненного плана, которому следует человек.
Структурный анализ. В структурном анализе считается, что каждый человек имеет три функционирующих состояния эго: ребенок, родитель и взрослый.
Б1рн (Berne, 1964) определяет эго-состояние как «устойчивую модель (паттерн ощущения и переживания, непосредственно соотносящуюся с соответствующей устойчивой моделью поведения» (р. 364). Он отмечает, что открытия нейрохирурга Уайлдера Пенфилда и его сотрудников (Penfieid, 1952; Penfield & Jasper, 1954) подтверждают данное определение. Пенфилд обнаружил, что электрод, прикладываемый к различным частям мозга, вызывает воспоминания и ощущения, давно забытые человеком. Следствием этого исследования является вывод, что мозг функционирует подобно запоминающему устройству, хранящему прошлый опыт в форме последовательности состояний, различаемых как состояния эго.
Первым развивается ребенок. Это – та часть личности, которая характеризуемой ся поведением и чувствами, напоминающими детские. Такое поведение можно описать как любознательное, нежное, эгоистичное, капризное, игривое и манипулятивное. В эго-состоянии ребенка можно вделить две подструктуры: естественный (свободный) ребенок и адаптивный ребенок.
Естественный ребенок – это самопроизвольная, импульсивная, руководствующаяся чувствами часть личности, часто эгоцентричная и любящая удовольствия. Естественный ребенок интуитивен, креативен и чувствителен к невейбальным сигналам. Адаптивный ребенок – это послушная часть личности, которая соответствует желаниям и требованиям родителей. Эти адаптации естественных импульсов происходят в ответ на травмы, естественный жизненный опыт и обучение.
Родительское эго-состояние включает установки и действия (долженствования и обязанности) фигур родителей. Внешне это состояние выражается через; предубеждения, критику и заботливое поведение. Признаки родителя проявляются в течение всей жизни личности. Реакция на любой серьезный вопрос, которая происходит в течение 10 секунд, обычно исходит от родителя. Это эго-состояние состоит из двух ипостасей: заботящийся родитель и критикующий родитель.
Заботящийся родитель – это та часть личности, которая успокаивает, хвалит и помогает другим. Критикующий родитель – та часть, которая отыскивает ошибки, является источником предубеждений, не одобряет и отказывает другим в позитивном признании. Эти два варианта родителя распознаются через невербальное поведение, например такие жесты, как указывание пальцем на кого-то, и через вербальные заявления типа «Это очень плохо, но волноваться нестоит»
Взрослое эго-состояние никак не подразделяется и не соотносится с возрастом клиента. Это объективная, размышляющая, собирающая информацию часть личности. Взрослое состояние эго испытывает реальность во многом так же, как эго в системе Фрейда. Взрослый рационален и организован. В некотором смысле это-состояние функционирует как компьютер, выражая себя через фразы типа «я понимаю», «я буду делать».
Иногда различные состояния эго действуют практически одновременно. Например, женщина может наблюдать привлекательного человека и вести следующий внутренний диалог: «Он действительно привлекателен и вежлив (взрослый), но он, кажется, слишком робок (критикующий родитель), хотя я слышала, что он очень чувствителен (заботящийся родитель). Интересно, как я могла бы привлечь его внимание. чтобы он заметил меня (естественный ребенок). Ой! Я должна остановиться а вернуться к работе, или мой босс рассердится (адаптивный ребенок)».
Главная цель транзактного анализа состоит в том, чтобы определить, каким эго-состоянием пользуется клиент. Хотя ТА не предпочитает какое-либо эго-состояние другому, теория подчеркивает значение способности балансировать между эго-состояниями в зависимости от необходимости. Люди, которые постоянно реализуют только одно эго-состояние, действуют не столь успешно, как те, кто проявляет большую гибкость.
Один из часто используемых способов оценки эго-состояния личности заключается в использовании эгограмм (Dusay & Dusay, 1989). Эгограмма будет оставаться «фиксированной» до тех пор, пока индивидуум не решает потратить усилия на использование другого эго-состояния. Эго-грамма человека, который преимущественно реагирует из взрослого эго-состояния, показана на рис. 10.2.
Анализ транзакций. Второй способ понимания и предсказания человеческого поведения включает в себя схематическое изображение транзакций эго-состояний. В ТА на схеме отображаются межличностные процессы, в противоположность изображению внутриличностных процессов в структурном анализе. Транзакции могут происходить на одном из трех уровней. Они могут быть комплиментарными, перекрестными или скрытыми.
50% | ||||||||
20% | ||||||||
10% | 10% | 10% | ||||||
Заботящейся родитель | критикующий родитель | Взрослый | Адаптивный ребенок | Естественный ребенок |
Рис. 10.2. Эгограмма
В комплиментарной транзакции оба человека оперируют либо от имени одного и того же эго-состояния (например, от ребенка к ребенку, от взрослого к взрослому), или от дополняющих эго-состояний (от родителя к ребенку, от взрослого к родителю). Реакции в данном случае являются предсказуемыми и адекватными. Например, транзакция от взрослого к взрослому могла бы напоминать следующее:
Первый человек. Который час? Второй человек. 7 часов. |
Транзакция от ребенка к ребенку выглядела бы более игриво:
Первый человек. Пойдем поиграем с Билли. Второй человек. Точно! С ним очень весело! |
Транзакция от родителя к родителю, однако, была бы более воспитательной или критической:
Первый человек. Вы никогда ничего не делаете правильно. Второй человек. Дело в том, что вы всегда ищете недостатки в моей работе. |
В перекрестной транзакции активизируется неподходящее состояние эго, которое приводит к неожиданной реакции. Перекрестные транзакции нарушают коммуникацию. Когда они происходят, люди имеют тенденцию отстраняться друг от друга или избегать продолжения темы. Примером перекрестной транзакции является случай, когда человек, который действует от эго-состояния ребенка, надеясь на комплиментарную реакцию родителя, получает вместо этого замечание от взрослого эго-состояния другого человека:
Первый человек. Можете ли вы помочь мне нести эти сумки? Они, наверное, весят тонну. Второй человек. Эти мешки весят приблизительно двадцать фунтов, и вы способны сами их отнести. |
В скрытой транзакции два эго-состояния действуют одновременно, и одно сообщение маскирует другое. Скрытые транзакции кажутся комплиментарными и социально приемлемыми, хотя они таковыми не являются. Например, в конце свидания один человек может сказать другому: «Не хотите ли вы зайти и посмотреть мои гравюры?» На первый взгляд этот вопрос может показаться идущим от эго-состояния взрослого. В действительности он идет от эго-состояния ребенка: «Не хотите ли вы зайти, чтобы приятно провести время вдвоем?»
Анализ игр. Игры являются скрытыми активными транзакциями, которые при поверхностном рассмотрении выглядят комплиментарными, но заканчиваются не комфортными чувствами. Люди играют в игры, чтобы структурировать время, достичь признания, сделать других предсказуемыми и предотвращать установление чересчур близких отношений. Поскольку близкие отношения являются небезопасными, игры предохраняют людей от выставления напоказ своих мыслей и чувств. Существуют игры первой степени, второй степени и третьей степени; и все они имеют предсказуемый конец.
В играх первой степени могут принимать участие все желающие, независимо от социальной принадлежности. Они в целом заканчиваются умеренными проигрышами. Примером игры первой степени является «Обольщение» («Sedgto»), которая поначалу может быть захватывающей и веселой. В этой игре мужчина и женщина весело проводят вечернее время, флиртуя друг с другом до тех пор, пока кто-либо не отвергнет другого и оба не почувствуют себя слегка неудобно.
Игра второй степени имеет место, когда игроки заходят дальше, обычно в более близкой обстановке, и заканчивается с негативными чувствами. Пример игры второй степени – «Скандал», в котором два человека начинают все сильнее и сильнее злиться друг на друга, пока один из них или одновременно оба не обидятся на то, как их назвали или оскорбили.
Игра третьей степени обычно включает в себя телесные повреждения; и игроки заканчивают в тюрьме, больнице или морге. Пример такой игры – «Полицейские и воры», в которой люди провоцируют власть на то, чтобы их ловили, и даже оставляют подсказки относительно того, где они могут быть загнаны в угол. С каждым новым уровнем игры возрастает опасность неизбежного наказания. Очень немногие подобные игры имеют положительный или нейтральный результат (Berne, 1964).
Люди, которые играют в игры, действуют с одной из трех позиций: жертвы, следователя и спасателя (Karpman, 1968). Чтобы продлевать игру, нередко водится переключатель, позволяющий людям принять новые роли. Например, в игре «Почему бы вам не .../Да, но...», один человек играет роль спасателя, отвечая в жалобу другого – преследуемого, словами «Почему вы не...?» Ответы жертвы: «Да, но... (Я пытался...)». После того как эта игра становится утомительной, спасать может переключиться на более суровую позицию преследователя. Когда жертва станет жаловаться, он может отвечать саркастически: «Неужели это так ужасно?», пока игра не закончится. Драматический треугольник Стивена Карпмана {Karpman) представляет три позиции, которые люди занимают в игровых взаимодействиях, и их переключатель.
Список возможных игр практически бесконечен, и индивиды легко могут быть втянуты в них. В конечном счете, однако, игроки проигрывают, поскольку они избегают полноценных и здоровых человеческих взаимодействий.
Анализ сценариев. Берн полагал, что каждый человек в раннем детстве – в возрасте до пяти лет – создает жизненный сценарий, или план жизни. Эти сценарии, которые определяют, как каждый взаимодействует с другими людьми, основываются на интерпретации внешних событий. Посылаемые ребенку положительные сообщения имеют функцию разрешений и никаким образом не ограничивают людей. Негативные сообщения, или запреты, являются более мощными и могут стать основанием для деструктивных сценариев. Многие родительские запреты начинаются со слова «не»: «не делайте, как.,.», «не становись кем-то...», «не |6удьте такими...» В результате, если человек не сделает сознательной попытки преодолеть такие запреты, его жизнь может оказаться несчастной.
Сценарий жизни включает в себя возможность получать поглаживания (устное или физическое признание) за некоторые действия. Большинство жизненных сценариев вращаются вокруг дачи и получения поощрений (поглаживаний). Берн указывает, что отрицательные поглаживания (наказания) – это лучше, чем отсутствие поглаживаний вообще (игнорирование). Поощрения ведут к сбору индивидом образцов хороших или плохих ощущений, определенных Берном как купоны (stamps). (Когда индивиды набирают достаточно купонов, они реализуют их в поведении, расплачиваясь с окружающими. Например, подросток может собрать достаточно плохих чувств от неудовлетворительных оценок, чтобы оправдать уход из школы, или достаточно хороших чувств от упорной учебы, чтобы пойти на вечеринку. Благополучные люди чаще посылают и получают положительные поглаживания.
Ниже приведены чаще всего встречающиеся негативные образцы сценариев.
· Сценарий «НИКОГДА». Человек никогда не добивается того, что он хочет потому что родитель запрещает это («Брак – это плохо; никогда не женитесь»).
· Сценарий «ПОКА НЕ». Человек должен сначала что-то сделать прежде, чем он сможет иметь награду («Вы не можете поиграть, пока вы не выполните всю вашу работу»).
· Сценарий «ВСЕГДА». Человек говорит себе, что необходимо продолжать делать то, что он делал («Вы всегда должны продолжать любую работу, за которую взялись»).
· Сценарий «ПОСЛЕ». Человек ожидает осложнений (трудностей) после какого-либо события («После 40-летнего возраста жизнь идет под уклон»),
· Открытые (незаконченные) сценарии. Человек не знает, чем ему придется заниматься после какого-то времени («Будь активным, пока ты молод»).
В жизни каждого человека имеются также мини-сценарии, которые применяются в повседневной жизни. Вот некоторые из наиболее распространенных мини-сценариев: «быть совершенными», «быть сильными», «спешить», «стараться», «угодить кому-либо». Эти пять посланий, называемых драйверами, позволяют людям уклониться от следования своему сценарию, но это бегство является только временным.
Идеальный жизненный сценарий в терминах ТА формируется позицией: Я – ОК, ты – ОК (позиция «преуспевания») (Harris, 1967). Но люди могут действовать от трех других позиций: Я – ОК, ты – не ОК (позиция «ухода»); Я – не ОК, ты – OK (позиция «неудачника»); и Я – не ОК, ты – не ОК (позиция «избегания»). На рис. 10.3 показаны эти позиции.
Рис, 10.3. ТА ОК-позиции
Каждый человек в разное время действует с каждой из этих четырех позиций, но успешно действующие люди учатся распознавать неконструктивные позиции и соответственно изменять свои мысли и способы поведения. Берн придерживался мнения, что жизненные сценарии могут быть переписаны, если человек более сознательно подойдет к формированию своих представлений и предпримет конкретные усилия, чтобы измениться.