Специализированные журналы
Специализированные журналы содержат самую точную ин-
формацию о клиентах. Часто в них публикуется список от 25 до 50
ведущих фирм в данной области. В них бывают даже списки клиен-
тов, заинтересованных, товарами или услугами.
Вы сами тоже можете писать в специальные журналы. В таком
случае вы должны дать информацию, каким образом ваши товары или
услуги могут решить проблему или помочь фирме достичь цели, к ко-
торой она стремится. Возможно, за свой журналистский труд вы не
получите гонорара, но в таком профессиональном журнале вы можете
представить свое имя, название и адрес фирмы, а это дает шанс, что
потенциальные клиенты сами к вам обратятся.
Вы можете приложить такую статью к материалам, которые вы
представите клиентам, или к корреспонденции. Если вы завоюете ав-
торитет в своем деле, то клиенты будут вам больше доверять и в слу-
чае нужды охотно будут у вас консультироваться.
Подпишитесь также на какую-нибудь серьезную экономическую
газету. Вы не только найдете там специальные данные об отдельных
фирмах, но и сможете углубить свои знания по экономическим во-
46
Как и где искать клиентов
просам. Информация, которую вы там почерпнете, пригодится вам
как в проведении бесед с клиентами, так и в лучшем понимании их
ситуации.
Отраслевая информация и список адресов
Очередной вспомогательный источник в поиске потенциальных
клиентов — это учреждения, обладающие информацией об отдельных
отраслях и их работниках, которым вы хотели бы продать свой товар.
Если вы думаете о конкретных отраслях хозяйства, то просто пойдите
в ближайшую библиотеку и попросите подборку всей периодики. Вы-
берите журнал с самым большим тиражом и подпишитесь на него.
Другие фирмы, которые также работают в этой отрасли, должны
давать в специальных изданиях свои рекламные объявления. Эта ин-
формация поможет вам лучше представить свой товар или фирму.
Кроме того, вы будете лучше понимать, какие заботы волнуют людей
данной специальности, одновременно вы познакомитесь с их спе-
цифическим языком, что, несомненно, поможет вам при продаже ва-
ших товаров. Герой популярного мультсериала мишка Йоги как-то
сказал: «Можно многое увидеть, стоит только присмотреться».
Торговая палата
Региональные торговые палаты — это следующий источник ин-
формации. Эти учреждения издают публикации, в которых вы можете
найти данные обо всех потенциальных клиентах. Главная цель дея-
тельности торговых палат — постоянный контакт с фирмами и их
представителями.
Везде можно найти отзывы
Самый доступный источник информации — это ваши клиенты.
После заключения договора попросите клиента порекомендовать вам
кого-нибудь из своих знакомых. Рекомендация довольного покупкой
клиента очень важна. Ищите следующего клиента с помощью преды-
дущего.
Ищите клиентов наугад
Это также один из способов поиска новых клиентов. Это первая
возможность для начинающих в деле и последняя — для опытных
47
Как и где искать клиентов
продавцов. Если вы только начинаете работу и у вас нет никаких кли-
ентов и адресов, то поиски наугад или телефонный маркетинг помо-
гут вам взять хороший старт и в то же время интенсивно осваивать
информацию о товарах или услугах, которые вы предлагаете.
Предварительный анализ
Что вы продаете? Проанализируйте те сделки, которые вы уже
совершили: почему они завершились заказами? Это даст вам возмож-
ность выработать стратегию поиска клиентов, которая приведет к вы-
соким результатам. Ответьте себе на следующие вопросы.
Что я продаю?
В чем заключаются мои товары или услуги?
Что они дадут клиенту?
Если бы я был клиентом, то что бы я получил, приобре-
тя данный товар или услугу?
Проанализировав те выгоды, которые получит клиент, вы сможе-
те ясно показать ему, почему выгодно приобрести этот товар именно
у вас.
Кто ваш покупатель и где его искать? Хорошо, когда покупа-
тели сами приходят в супермаркеты или магазины. Они уже опреде-
лились, они уже знают, что им нужно купить, чего они хотят. И про-
давец выступает только в качестве помощника. При прямых же про-
дажах клиента сначала нужно найти. И это представляет особую
сложность.
Для начала ответьте себе на такие вопросы.
Кто мой реальный покупатель?
Кто мой идеальный покупатель?
Кто будет моим клиентом в будущем?
Вспомните людей, которые уже приобрели у вас товар или услу-
гу, – кто они? Прежде чем вы начнете искать новых клиентов, попро-
буйте ответить на этот вопрос. В этом вам помогут досье на клиентов,
которые вы заводите. Еще не завели? Сделайте это немедленно!
В числе ваших потенциальных покупателей могут быть отдель-
ные фирмы или целые отрасли. Что будет, если вы начнете специали-
48
Как и где искать клиентов
зироваться на продаже определенным типам фирм? Какие проблемы
волнуют людей именно в этой области?
Итак, вы устанавливаете, где находится фирма-покупатель, затем
изучаете ее позицию на рынке и уже потом находите человека, кото-
рый принимает решения по данному вопросу.
Мотивы покупки вашего товара. Это очень важный вопрос: за-
чем покупают ваш товар или услугу?
Какие из всех ожидаемых выгод наиболее заметны?
Какие выгоды не так бросаются в глаза?
Каких выгод ждет клиент вследствие работы именно с
вами?
Когда вы проводите презентацию вашего товара, обратите вни-
мание клиента на наиболее очевидные моменты.
Анкета клиента
Я предлагаю вам один из вариантов анкеты, которой можно поль-
зоваться для сбора информации о клиенте. Вы можете разработать
какие-то свои опорные точки и вопросы для сбора информации. Без-
условно, подобные анкеты нецелесообразно заполнять на разовых
клиентов. Это касается только тех людей, с кем у вас долговременное
сотрудничество. Письменное заполнение подобного рода анкет по-
лезно еще и тем, что вам не нужно перегружать свою память важны-
ми мелочами. И еще одна рекомендация: старайтесь очень бережно
относиться к подобного рода информации. Чем меньше людей знает о
ее существовании, тем лучше.
АНКЕТА
Дата заполнения _________________________________________
Дата внесения последних изменений ________________________
Кто заполнил анкету ______________________________________
Клиент
1. ФИО _____________________________________________________
2. Прозвище _________________________________________________
3. Занимаемая должность ______________________________________
49
Как и где искать клиентов
4. Название фирмы и адрес ____________________________________
5. Домашний адрес ___________________________________________
6. Телефоны: служебный _____________ домашний _______________
7. Дата и место рождения ______________________________________
8. Особенности физического состояния (например: лысеет; в прекрас-
ной
физической
форме;
артрит;
боли
в
спине
и
т.
п.)
____________________________________________________________
Полученное образование
9. Средняя школа (год окончания) ______________________________
10. Вуз _____________________________________________________
11. Когда и где окончил _______________________________________
12. Ученые степени ___________________________________________
13. Какими видами спорта занимался ____________________________
14. Какой деятельностью занимался, кроме учебы _________________
15. Если клиент не получил высшего образования, является ли для
него это обстоятельство болезненным ___________________________
16. Чем компенсировалось отсутствие высшего образования ________
17. Прохождение военной службы ______________________________
18. Звание при увольнении в запас ______________________________
19. Отношение к своей службе в армии__________________________
Семья
20. Семейное положение ______________________________________
21. ФИО жены (мужа) ________________________________________
22. Образование жены (мужа) __________________________________
23. Круг интересов жены (мужа) ________________________________
24. Дата свадьбы _____________________________________________
25. Дети, их имена и возраст ___________________________________
26. Образовательный уровень детей _____________________________
27. Чем интересуются дети ____________________________________
Предшествующая деятельность
28. Прежние места работы _____________________________________
29. Предшествующая должность _______________________________
30. Имеются ли в кабинете какие-либо символы социального положе-
ния ________________________________________________________
31. Имеются ли люди, к мнению которых клиент особо прислушива-
ется ________________________________________________________
50
Как и где искать клиентов
32. Какие деловые отношения он (она) имеет с сотрудниками нашей
фирмы _____________________________________________________
33. Являются ли эти отношения хорошими и почему _______________
34. Кто еще из сотрудников фирмы знаком с клиентом _____________
35. Тип контакта _____________________________________________
36. Характер отношений ______________________________________
37. Как клиент относится к своей фирме _________________________
38. В чем заключается долгосрочная деятельность клиента _________
39. В чем заключается ближайшая цель коммерческой деятельности
клиента _____________________________________________________
40. Чем в настоящее время клиент озабочен больше всего: __________
Особые интересы
41. Является ли членом партии. Если да, то какой _________________
42. Религиозные убеждения ____________________________________
43. Что еще принимает близко к сердцу __________________________
44. Употребляет ли спиртные напитки. Если да, то какие и в каком
количестве __________________________________________________
45. Курит ли клиент __________________________________________
46. Если не курит, то возражает ли, когда курят другие в его присут-
ствии _______________________________________________________
Переговоры по телефону
Телефон — часто используемое средство коммуникации. А сей-
час это еще и возможность продать свой товар гораздо большему ко-
личеству покупателей, возможно даже не встречаясь с ними. Но для
того, чтобы из доброго друга он не превратился в пожирателя вашего
времени, стоит придерживаться некоторых правил. Поговорим о них
более подробно.
Десять телефонных грехов
1. неясная цель разговора;
2. импровизация во время разговора, не проработанные необходи-
мые материалы;
3. неблагоприятное время для звонка;
4. поиски номера абонента;
5. предварительно не записываются ключевые слова;
51
Как и где искать клиентов
6. партнеру не объясняется цель разговора;
7. в стиле разговора доминирует монолог, а не выслушивание с по-
становкой вопросов;
8. не ведется последующая запись разговора;
9. договоренности носят неконкретный характер;
10. неумение закончить разговор, боязнь обидеть партнера при за-
тянувшейся беседе.