Смертность населения от самоубийств

Год   Количество самоубийств на 100 000 человек  
по всему населения   в том числе  
среди мужчин   среди женщин  
1997 14,3 23,2 6,5 1998 15,2 24,9 6,7 1999 22.8 37,6 9,9 2000 30,6 49,5 13,5  

Таблица9.2

Возрастные коэффициенты смертности от самоубийства в России

Возрастная группа, лет   Число умерших на 100 000 человек  
    1990 г.   2000г.  
    Мужчин   женщин   мужчин   женщин  
Моложе 20 8,9   2,3 9,2   2,3  
20-24 34,0   6,9 52,2 8,1  
25-29 49,6   6,8 73,5   9,7
30-39 61,4   8,6 92,8   11,8  
40-49 69,4   12,6 103,8   15,7  
50-59 69,7   16,1 118.4   18,9  
60-69 63,3   20,1 87,7   20,7  
70 и старше 96,1   30,7 103,6   29,4  
Итого 43,9   11,1 66,2   12,9  
           

Для всех возрастных групп подтверждается превышение само­убийств, совершаемых мужчинами. Обращает на себя внимание резкий скачок случаев суицида мужчинами в возрасте 20-24 года. Для женщин и для мужчин в кумулятивной группе 70 лет и старше самые высокие показатели самоубийств. Вместе с тем для мужчин характерен примерно одинаково высокий уровень самоубийств, начиная с 30 лет. У женщин частота совершения самоубийства более тесно связана с возрастом.

В последние годы в России изменилось законодательство в вопросах о трактовке хозяйственных преступлений в экономике, о мере ответственности за нарушения таможенных правил, о финан­совых и валютных операциях и др. Появились санкции по поводу заражения СПИДом, захвата заложников, хищения радиоактивных материалов, хищения наркотических средств, содержания притонов и сводничества и др. это привело к изменению программ учёта, программ наблюдения соответствующих явлений. Сложившиеся ситуация должна отражаться и в статистике.

Статистика социальных аномалий

Социальные процессы в сфере девиантного поведения обладают сво­ей спецификой:

• относительно высокая динамичность социальной ситуации;

• нередкое противодействие объекта исследования получению ин­формации или же его пассивность, обусловливающие латентность (скрыт­ность) многих проявлений девиантного поведения;

• существенная зависимость состояния и динамики объекта от среды (социальных, экономических, политических, демографических, культуроло­гических процессов).

Основные источники информации:

- государственная статистика, - ведомственный учет; - специальные исследования.

Трудности изучения зачастую связаны с получением информации:

• отсутствует единая система учета всех значимых проявлений;

• отсутствует либо носит эпизодический характер статистика по неко­торым видам девиантного поведения (например, проституции, нищенства);

• зачастую несопоставимы данные российской статистики и между­народной (например, возрастное распределение самоубийц), данные различ­ных ведомств;

• многие проявления характеризует высокая латентность. Это обусловливает необходимость проведения специальных выбо­рочных социологических исследований.

Статистика социальных аномалий располагает системой показате­лей:

1) правонарушения (преступления против личности, собственности, хулиганство, должностные преступления);

2) нравственных отклонений (суицид, пьянство, проституция, наркомания).

В последнее время в круг явлений, изучаемых моральной статисти­кой, включаются такие социальные явления, как нищенство, бродяжничест­во, различные маргинальные группы, В частности, проводятся исследова­ния, направленные на изучение отношения к нищенству. В настоящее вре­мя, в ходе проведения социологических опросов, 3/4 опрошенных объясня­ют нищенство причинами экономического характера (в начале девяностых годов такой ответ давали около трети респондентов).

Показатели правонарушений

Действующая в Российской Федерации система статистического уче­та и отчетности о состоянии преступности и результатах борьбы с ней ори­ентирована, в первую очередь, на удовлетворение информационных потреб­ностей различных правоохранительных и правоприменительных органов и поэтому носит ведомственный характер.

Так, учет преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 Особенной части УК России) отнесен к компетенции Федеральной службы безопасности, учет преступлений про­тив военной службы (гл. 33 Особенной части УК России) - к компетенции Главной военной прокуратуры Министерства обороны, а учет дел частного обвинения отнесен к компетенции судов.

Учет остальных преступлений осуществляется органами внутренних дел - он охватывает 98% зарегистрированных криминальных проявлений.

В соответствии со ст. 51 Закона о прокуратуре Российской Федерации к компетенции Генеральной прокуратуры отнесена разработка системы и методики единого учета преступлений. Поэтому, формы первичного учета преступлений и государственной статистической отчетности о состоянии преступности разрабатываются с учетом требований Генеральной прокура­туры.

Осуществляемый органами внутренних дел статистический учет преступлений и лиц, их совершивших, базируется на шести документах первичного учета:

- статистическая карточка на выявленное преступление (форма № 1) - содержит квалификацию и описание преступления;

- статистическая карточка о результатах расследования преступле­ния (форма № 1.1);

- статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее установлено (форма № 1.2)

- статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);

- статистический талон о принятом решении по уголовному делу со­держит сведения о движении уголовного дела, продлении срока расследо­вания (форма № 3);

- статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба от преступлений и изъятии предметов преступной деятельности (форма № 4.)

Документы первичного учета направляются для учета и обработки в информационные центры органов внутренних дел субъектов Федерации и органов внутренних дел на транспорте (всего 107 ИЦ). В 1997 году в ИЦ МВД РФ поступило около 14,6 млн. таких документов, включая документы о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных и налоговых органов.

Генеральная прокуратура собирает государственную статистическую отчетность о результатах деятельности дознавателей и следователей проку­ратуры, органов внутренних дел и налоговой полиции, а также отчетность, характеризующую состояние в этих подразделениях работы с заявлениями и сообщениями граждан о правонарушениях. Главная военная прокуратура собирает сообщения о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и формирует на их основе собственную отчетность о состоянии преступности. Федеральная служба налоговой полиции ведет собственный централизован­ный статистический учет отнесенных к ее компетенции правонарушений (как уголовных, так и административных).

Свою отчетность о выявленных преступлениях в рамках своей компе­тенции собирают Государственный таможенный комитет и Федеральная служба безопасности

Министерство юстиции с помощью отчетности анализирует резуль­таты судебного рассмотрения уголовных дел, а также состав лиц, осужден­ных за совершение преступлений.

Органы внутренних дел на базе перечисленных документов первич­ного учета осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной ста­тистической отчетности:

- месячная форма (телеграфная) - «Оперативная статистическая ин­формация о состоянии преступности и результатах расследования преступ­лений» (форма № 1-А МВД РФ);

и три полугодовых формы (почтовых):

- «Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступ­лениях» (форма № 1 МВД РФ);

- «Единый отчет о преступности» (форма № 1-Г МВД РФ) - содер­жит информацию о распределении числа совершенных преступлений и численности лиц, их совершивших, по видам преступлений;

- «Отчет о лицах, совершивших преступления» (форма № 2 МВД РФ), а также свыше 20 форм ведомственной отчетности, дающих весьма де­тальную картину, как состояния преступности, так и результатов деятельно­сти различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Данные выборочного или сплошного исследования уголовных дел значительно расширяют представление о преступлениях, позволяют уточ­нить характеристику личности преступника.

В настоящее время существуют следующие формы статистических отчетов, проходящие по линии Министерства юстиции РФ.

Для организации первичного учета уголовная статистика применяет статистические карточки на подсудимого. Помимо этого можно назвать сле­дующие статистические формы: № 1 «Отчет о работе судов первой инстан­ции по рассмотрению уголовных дел», № 1-АП «Отчет о рассмотрении су­дами административных дел», № 4 «Отчет о работе судов по исполнению решений и приговоров», № 6 «Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке», № 8 «Отчет о работе по рассмотрению уго­ловных дел в порядке надзора», № 10 «Отчет о числе привлеченных к уго­ловной ответственности и мерах уголовного наказания», 10-а, характеризуе­мая как «Приложение к формам 10, II», № 10.1 «Отчет о числе привлечен­ных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания», № 10.2. посвящена «Особенностям применения реальных мер наказания», № 10.3 «Меры наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения наказания)», № 11 «Отчет о составе осужденных, месте совершения престу­пления», № На «Отчет о по отдельным отраслях хозяйства», № 12 «Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте».

При анализе преступности следует учитывать такие понятия, как:

Зарегистрированное преступление — выявленное и официально взя­тое на учет общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным зако­нодательством.

В численность осужденных входят лица, в отношении которых суда­ми вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие преступность, имея ввиду, что аналогичные показатели применяются и при анализе всех других форм социальных патологий.

1. Состояние преступности - абсолютный количественный показа­тель, отражающий число совершенных преступлений и лиц, их совершив­ших конкретном регионе за определенный период времени.

Таблица 9.3

ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(на 10 000 населения)

                        I полугодие 2000  
Российская Федерация                        
Приволжский Федеральный округ                      
Республика                                              
Башкортостан                        
Республика Марий Эл                      
Республика Мордовия                      
Республика Татарстан                        
Удмуртская Республика                        
Чувашская Республика                        
Кировская область                        
Нижегородская область                        
Оренбургская область                        
Пензенская область                        
Пермская область                        
Самарская область                        
Саратовская область                      
Ульяновская область                        
Свердловская область                        
Челябинская область                        

2. Структура преступности - абсолютный или относительный пока­затель, отражающий число или долю преступлений (преступников) опреде­ленных видов в их общем количестве.

Таблица 9.4

Зарегистрировано преступлений в 2000г. - всего    
в т.ч. совершенных несовершеннолетними или при их соучастии  
из них:      
тяжкие    
умышленные убийства с покушениями    
умышленные тяжкие телесные повреждения    
изнасилования с покушениями    
разбои    
грабежи    
кражи государственного или общественного имущества    
кражи личного имущества граждан    
в т.ч. из квартир    
хищение наркотических средств    

В данной таблице представлены абсолютные показатели, характери­зующие структуру подростковой преступности.

3. Уровень преступности (и ее отдельных видов) - относительный показатель распространенности, интенсивности преступности, выражающий соотношение числа преступлений в расчете на 10000 или 100000 человек).

Показатель интенсивности преступности:

К преступности = (число преступлений : численность населения) х10000

Данный показатель рассчитывается и по отдельным группам населе­ния (например, для мужчин, женщин, подростков).

Во многих случаях логичнее было бы использовать в качестве знаме­нателя не всю численность населения, а лишь старше 14 лет - то есть с того возраста, когда человек несет ответственность за совершенное преступле­ние.

Таблица 9.5

Наши рекомендации