Смертность населения от самоубийств
Год | Количество самоубийств на 100 000 человек |
по всему населения | в том числе |
среди мужчин | среди женщин |
1997 14,3 23,2 6,5 1998 15,2 24,9 6,7 1999 22.8 37,6 9,9 2000 30,6 49,5 13,5 |
Таблица9.2
Возрастные коэффициенты смертности от самоубийства в России
Возрастная группа, лет | Число умерших на 100 000 человек | ||||
1990 г. | 2000г. | ||||
Мужчин | женщин | мужчин | женщин | ||
Моложе 20 8,9 | 2,3 9,2 | 2,3 | |||
20-24 34,0 | 6,9 52,2 | 8,1 | |||
25-29 49,6 | 6,8 73,5 | 9,7 | |||
30-39 61,4 | 8,6 92,8 | 11,8 | |||
40-49 69,4 | 12,6 103,8 | 15,7 | |||
50-59 69,7 | 16,1 118.4 | 18,9 | |||
60-69 63,3 | 20,1 87,7 | 20,7 | |||
70 и старше 96,1 | 30,7 103,6 | 29,4 | |||
Итого 43,9 | 11,1 66,2 | 12,9 | |||
Для всех возрастных групп подтверждается превышение самоубийств, совершаемых мужчинами. Обращает на себя внимание резкий скачок случаев суицида мужчинами в возрасте 20-24 года. Для женщин и для мужчин в кумулятивной группе 70 лет и старше самые высокие показатели самоубийств. Вместе с тем для мужчин характерен примерно одинаково высокий уровень самоубийств, начиная с 30 лет. У женщин частота совершения самоубийства более тесно связана с возрастом.
В последние годы в России изменилось законодательство в вопросах о трактовке хозяйственных преступлений в экономике, о мере ответственности за нарушения таможенных правил, о финансовых и валютных операциях и др. Появились санкции по поводу заражения СПИДом, захвата заложников, хищения радиоактивных материалов, хищения наркотических средств, содержания притонов и сводничества и др. это привело к изменению программ учёта, программ наблюдения соответствующих явлений. Сложившиеся ситуация должна отражаться и в статистике.
Статистика социальных аномалий
Социальные процессы в сфере девиантного поведения обладают своей спецификой:
• относительно высокая динамичность социальной ситуации;
• нередкое противодействие объекта исследования получению информации или же его пассивность, обусловливающие латентность (скрытность) многих проявлений девиантного поведения;
• существенная зависимость состояния и динамики объекта от среды (социальных, экономических, политических, демографических, культурологических процессов).
Основные источники информации:
- государственная статистика, - ведомственный учет; - специальные исследования.
Трудности изучения зачастую связаны с получением информации:
• отсутствует единая система учета всех значимых проявлений;
• отсутствует либо носит эпизодический характер статистика по некоторым видам девиантного поведения (например, проституции, нищенства);
• зачастую несопоставимы данные российской статистики и международной (например, возрастное распределение самоубийц), данные различных ведомств;
• многие проявления характеризует высокая латентность. Это обусловливает необходимость проведения специальных выборочных социологических исследований.
Статистика социальных аномалий располагает системой показателей:
1) правонарушения (преступления против личности, собственности, хулиганство, должностные преступления);
2) нравственных отклонений (суицид, пьянство, проституция, наркомания).
В последнее время в круг явлений, изучаемых моральной статистикой, включаются такие социальные явления, как нищенство, бродяжничество, различные маргинальные группы, В частности, проводятся исследования, направленные на изучение отношения к нищенству. В настоящее время, в ходе проведения социологических опросов, 3/4 опрошенных объясняют нищенство причинами экономического характера (в начале девяностых годов такой ответ давали около трети респондентов).
Показатели правонарушений
Действующая в Российской Федерации система статистического учета и отчетности о состоянии преступности и результатах борьбы с ней ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение информационных потребностей различных правоохранительных и правоприменительных органов и поэтому носит ведомственный характер.
Так, учет преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 Особенной части УК России) отнесен к компетенции Федеральной службы безопасности, учет преступлений против военной службы (гл. 33 Особенной части УК России) - к компетенции Главной военной прокуратуры Министерства обороны, а учет дел частного обвинения отнесен к компетенции судов.
Учет остальных преступлений осуществляется органами внутренних дел - он охватывает 98% зарегистрированных криминальных проявлений.
В соответствии со ст. 51 Закона о прокуратуре Российской Федерации к компетенции Генеральной прокуратуры отнесена разработка системы и методики единого учета преступлений. Поэтому, формы первичного учета преступлений и государственной статистической отчетности о состоянии преступности разрабатываются с учетом требований Генеральной прокуратуры.
Осуществляемый органами внутренних дел статистический учет преступлений и лиц, их совершивших, базируется на шести документах первичного учета:
- статистическая карточка на выявленное преступление (форма № 1) - содержит квалификацию и описание преступления;
- статистическая карточка о результатах расследования преступления (форма № 1.1);
- статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее установлено (форма № 1.2)
- статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);
- статистический талон о принятом решении по уголовному делу содержит сведения о движении уголовного дела, продлении срока расследования (форма № 3);
- статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба от преступлений и изъятии предметов преступной деятельности (форма № 4.)
Документы первичного учета направляются для учета и обработки в информационные центры органов внутренних дел субъектов Федерации и органов внутренних дел на транспорте (всего 107 ИЦ). В 1997 году в ИЦ МВД РФ поступило около 14,6 млн. таких документов, включая документы о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных и налоговых органов.
Генеральная прокуратура собирает государственную статистическую отчетность о результатах деятельности дознавателей и следователей прокуратуры, органов внутренних дел и налоговой полиции, а также отчетность, характеризующую состояние в этих подразделениях работы с заявлениями и сообщениями граждан о правонарушениях. Главная военная прокуратура собирает сообщения о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и формирует на их основе собственную отчетность о состоянии преступности. Федеральная служба налоговой полиции ведет собственный централизованный статистический учет отнесенных к ее компетенции правонарушений (как уголовных, так и административных).
Свою отчетность о выявленных преступлениях в рамках своей компетенции собирают Государственный таможенный комитет и Федеральная служба безопасности
Министерство юстиции с помощью отчетности анализирует результаты судебного рассмотрения уголовных дел, а также состав лиц, осужденных за совершение преступлений.
Органы внутренних дел на базе перечисленных документов первичного учета осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной статистической отчетности:
- месячная форма (телеграфная) - «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» (форма № 1-А МВД РФ);
и три полугодовых формы (почтовых):
- «Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях» (форма № 1 МВД РФ);
- «Единый отчет о преступности» (форма № 1-Г МВД РФ) - содержит информацию о распределении числа совершенных преступлений и численности лиц, их совершивших, по видам преступлений;
- «Отчет о лицах, совершивших преступления» (форма № 2 МВД РФ), а также свыше 20 форм ведомственной отчетности, дающих весьма детальную картину, как состояния преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.
Данные выборочного или сплошного исследования уголовных дел значительно расширяют представление о преступлениях, позволяют уточнить характеристику личности преступника.
В настоящее время существуют следующие формы статистических отчетов, проходящие по линии Министерства юстиции РФ.
Для организации первичного учета уголовная статистика применяет статистические карточки на подсудимого. Помимо этого можно назвать следующие статистические формы: № 1 «Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел», № 1-АП «Отчет о рассмотрении судами административных дел», № 4 «Отчет о работе судов по исполнению решений и приговоров», № 6 «Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке», № 8 «Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора», № 10 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания», 10-а, характеризуемая как «Приложение к формам 10, II», № 10.1 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания», № 10.2. посвящена «Особенностям применения реальных мер наказания», № 10.3 «Меры наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения наказания)», № 11 «Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления», № На «Отчет о по отдельным отраслях хозяйства», № 12 «Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте».
При анализе преступности следует учитывать такие понятия, как:
Зарегистрированное преступление — выявленное и официально взятое на учет общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законодательством.
В численность осужденных входят лица, в отношении которых судами вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие преступность, имея ввиду, что аналогичные показатели применяются и при анализе всех других форм социальных патологий.
1. Состояние преступности - абсолютный количественный показатель, отражающий число совершенных преступлений и лиц, их совершивших конкретном регионе за определенный период времени.
Таблица 9.3
ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(на 10 000 населения)
I полугодие 2000 | |||||||||||
Российская Федерация | |||||||||||
Приволжский Федеральный округ | |||||||||||
Республика | |||||||||||
Башкортостан | |||||||||||
Республика Марий Эл | |||||||||||
Республика Мордовия | |||||||||||
Республика Татарстан | |||||||||||
Удмуртская Республика | |||||||||||
Чувашская Республика | |||||||||||
Кировская область | |||||||||||
Нижегородская область | |||||||||||
Оренбургская область | |||||||||||
Пензенская область | |||||||||||
Пермская область | |||||||||||
Самарская область | |||||||||||
Саратовская область | |||||||||||
Ульяновская область | |||||||||||
Свердловская область | |||||||||||
Челябинская область |
2. Структура преступности - абсолютный или относительный показатель, отражающий число или долю преступлений (преступников) определенных видов в их общем количестве.
Таблица 9.4
Зарегистрировано преступлений в 2000г. - всего | |
в т.ч. совершенных несовершеннолетними или при их соучастии | |
из них: | |
тяжкие | |
умышленные убийства с покушениями | |
умышленные тяжкие телесные повреждения | |
изнасилования с покушениями | |
разбои | |
грабежи | |
кражи государственного или общественного имущества | |
кражи личного имущества граждан | |
в т.ч. из квартир | |
хищение наркотических средств |
В данной таблице представлены абсолютные показатели, характеризующие структуру подростковой преступности.
3. Уровень преступности (и ее отдельных видов) - относительный показатель распространенности, интенсивности преступности, выражающий соотношение числа преступлений в расчете на 10000 или 100000 человек).
Показатель интенсивности преступности:
К преступности = (число преступлений : численность населения) х10000
Данный показатель рассчитывается и по отдельным группам населения (например, для мужчин, женщин, подростков).
Во многих случаях логичнее было бы использовать в качестве знаменателя не всю численность населения, а лишь старше 14 лет - то есть с того возраста, когда человек несет ответственность за совершенное преступление.
Таблица 9.5