Подходы к определению природы внутриличностного конфликта
Некоторые подходы к определению природы внутриличностного конфликта даны в предыдущем издании [1, стр.25-29]. Ниже приводится продолжение начатого изложения.
Мотивационные конфликты
Левин. Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, который вывел их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.
1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимоисключающие друг друга (хочу и того и другого, но денег хватает только на что-то одно).
2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана с взвешиванием всех за и против («и хочется и колется»).
Столин. Более сложной представляется позиция отечественного автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов как противоречие смыслов «Я». Он наделяет поступок конфликтным смыслом и определяет как действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого. При выборе одного из мотивов происходит самоидентификация, порождение смысла «Я». Несколько смыслов «Я» может существовать у человека до тех пор, пока не пересекаются деятельности, отвечающие лежащим за ними мотивам. Например, увлечения спортом и музыкой сосуществуют до необходимости школьника поступать в консерваторию или на физкультурный факультет.
Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию: субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл «Я» становится объективно противоречивым как противоречие самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики от проведения работы по самосознанию. Сказанное обобщает таблица.
Личностный выбор | Сознание поступка | |
Факт совершения поступка признается | Факт совершения поступка отвергается | |
В пользу отвергнутого мотива | Раскаяние | Самообман |
Против отвергнутого мотива | Ужесточение | Дискредитация |
Нерешенность выбора за и против | Смятение | Вытеснение |
Когнитивные конфликты
В основе когнитивного типа конфликтов лежит несовместимость представлений (когниций) личности. Согласно представлениям психологов когнитивного направления (когнитивистов), человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.
Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
- путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления;
- путем изменения одной из когниций (первая когниция – знаю, что курю, вторая – знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре «Я», – курить не совсем вредно);
- путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ);
- путем перестройки «Я»-концепции, т.е. проведения ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст (все мужественные люди курят и не особенно пекутся о собственном здоровье);
- путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более чем орудием в его руках), или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.), или полное вытеснение самого поступка.
Если в первых вариантах мы видим выбор на уровне самосознания (между «я хороший» или «я плохой»), то в последнем приходим к прямо противоположной возможности – выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (я не могу поступить плохо, потому что я хороший).
Ролевой конфликт
Особенно актуальной проблема ролевого конфликта представляется для современных менеджеров первичного звена, которые оказываются в промежуточной позиции между целыми группами подчиненных и акционерами. Восприятие и осознание этой ситуации как конфликтной и порождают так называемый ролевой конфликт.
Ролевой конфликт следует рассматривать как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли, в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю. При этом под термином "социальные ожидания" понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов.
Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов.
1. Личностно-ролевой конфликт, где проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли либо из-за нежелания ей соответствовать.
2. Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (например, товарищ и начальник).
Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, являются: степень несовместимости разных ролевых ожиданий; жесткость, с которой эти требования предъявляются; личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям. Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения «Я»-концепции личности.