Развитие речи ребенка первого года жизни
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: В. Секачев, 2007. илл.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА.......................................................................................... 4
Развитие речи ребенка первого года жизни...................................................................... 4
О роли физического контакта в гармоничном развитии ребенка.............................. 12
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА......................................................................................... 14
Развитие речи ребенка второго года жизни.................................................................... 21
От слова к понятию............................................................................................................... 21
Звуки речи............................................................................................................................... 24
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА.......................................................................................... 26
Как быстрей привыкнуть к детскому саду....................................................................... 28
Развитие речи ребенка третьего года жизни................................................................... 31
Лексика.................................................................................................................................... 32
Почему заговорить бывает трудно.................................................................................... 36
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА............................................................................. 38
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА................................................................................. 41
Развитие речи ребенка четвертого года жизни.............................................................. 48
Как мы говорим..................................................................................................................... 49
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА.......................................................................................... 51
Развитие речи ребенка пятого года жизни...................................................................... 56
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА....................................................................................... 60
Развитие речи ребенка шестого года жизни................................................................... 60
СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА..................................................................................... 67
Готов ли ваш ребенок к школе?......................................................................................... 67
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ.............................................................................................. 78
Технические средства коррекции речи при заикании.................................................. 87
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША............................................................................................ 92
Как определить левшу?....................................................................................................... 98
Переучивать или нет?........................................................................................................ 105
ПРЕДИСЛОВИЕ
В слове мысль не воплощается,
мысль в основе совершается.
Л.С. Выготский
Речь — основа человеческого разума, венец творенья природы.
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь не прямая линия, он индивидуален и равномерен. В какой-то момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора: фонематических процессов, фонетики, лексики, грамматики, связной речи. При этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. В определенный период все эти процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное учреждение.
Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Развитие речи ребенка первого года жизни
Встреча мышления и речи составляет крупнейшее
событие в развитии индивида, и именно эта связь
ставит мышление человека на небывалую высоту.
Л. С. Выготский, А. Р. Лурия
Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. И каждая мама в первые дни жизни младенца с особой нежностью и тревогой прислушивается к тому, как он причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит — то требовательно, то жалобно, с каждым часом приближаясь к моменту «величайшего открытия».
С чего начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления.Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе его внимание.
Любящая мать с первых дней всматривается в лицо малыша, стараясь поймать его взгляд. Ей даже кажется, что он узнает ее и радуется ее появлению. Так оно и есть. Как только вам покажется, что малыш смотрит на вас — улыбнитесь ему. Этим вы поддержите его первые инициативы в общении.
К концу второй недели жизни ребенок может фиксировать объекты взглядом, а чуть позже — прослеживать их движение. В этом возрасте он уже хорошо знает маму — ее голос, запах, звук шагов. Лицо матери, ее глаза с самых первых дней — богатый источник информации и подкрепление первых активных попыток малыша установить связь с миром.
В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие от общения с ней.
К полутора месяцам контакт глазами становится уже прочным, самостоятельным средством общения. Ведь к этому времени у него появляется новое средство, которое уже активно употребляет мать, а ребенок еще только осваивает, — улыбка. Улыбка — выражение радости и удовольствия, средство общения, безотказный способ привлечь внимание взрослого, удержать его около себя, заставить вступить в общение и, конечно, заговорить.
Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до тридцати голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и бессонные ночи, и плач без видимых причин.
Общеизвестно, что плач — это плохо, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т.д. Но ведь плач — это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания и понимания.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелательности, любви. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы, делает его очень восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Так, эмоциональное общение ребенка со взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, становится ведущей деятельностью ребенка первого полугодия жизни.
Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Если ребенок этого лишен — возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение своей нужности другому, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть периодом гуления.Ребенок произносит задненебные и гласные звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.
Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову — «му», появляется ряд подражаний словам, которые произносят взрослые.
Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11—12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13—14 месяцев — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4—5 месяцев.
Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.
Желательно, чтобы каждая мама вела дневник и фиксировала не только знаменательные даты в физическом развитии ребенка, но и периоды речевого развития малыша. Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу — неонатологу, педиатру, логопеду.
Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6—7 месяцев ребенок определяет направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо.
Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить» какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7—8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поет». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.
В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.
В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в эмоциональном общении со взрослым и важно не содержание, а веселая интонация, улыбка — он оживляется, усиливаются голосовые реакции. А после шести месяцев одной эмоциональности в общении ребенку уже недостаточно. Его надо учить понимать короткие, легкие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся гласным звуком.
Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бобо», «ав-ав». Каждая мама, да и все взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания. Взрослые, ухаживающие за детьми, должны постараться избавиться от недостатков собственной речи. Не стоит непрерывно говорить с ними — это их утомляет.
И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание к чашке, тарелке, ложке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, им необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы их желания не предупреждались прежде, чем они успеют выразить их словом или жестом.
После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребенок улыбается — активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше вы научите малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т.д.).
К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные предметные действия, они и становятся ведущей деятельностью ребенка во втором полугодии жизни. Конечно, внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном — ребенок хочет играть, действовать с предметами. Проявляя интерес к окружающим предметам, он, пробует и кусать их, и извлекать из них звуки. Но часто уже через 2—3 минуты игрушка брошена, а малыш опять зовет маму. И снова просит ту же игрушку, пытаясь объяснить ей, что мир они должны осваивать вместе! Самостоятельно, один на один, ребенок может познать только то, что доступно, — физические свойства мира. Любая же игрушка — очень сложная искусственная модель, в которой заложены и информация о свойствах предметов, и способ действия с ними, и, что очень важно, — отношение к ним. Только в совместной деятельности с ним малыш может все это освоить. Конечно, малыш должен (и будет!) играть самостоятельно. Но игрушка не замена взрослого. Находите такие игры, которые нравились бы и ребенку, и вам и научитесь играть с малышом, включаясь в его жизнь. Например, позанимайтесь с ребенком пальчиковой гимнастикой.
На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук.
С 6—7месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение двух—трех минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:
Сорока-белобока
Кашку варила.
Детишек кормила,
Этому дала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала...
При этом указательный палец одной руки выполняет круговые движения по ладони другой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки — большой палец не загибается:
... А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Тебе ничего нет!
Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой и правой руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений.
Можно использовать и такие стишки:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик— Я.
Или:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик — прикорнул.
Этот пальчик — уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Сначала все упражнения родители демонстрируют сами. Например: «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек побежал» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. Если у родителей богатое воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего напряжения.
Хочется еще раз обратить внимание родителей, что второе полугодие жизни — период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые опасные последствия нового периода жизни во второй половине первого года жизни малыша. Гораздо хуже, если активность младенца вызывает неприятие взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком и уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в ванне малыш заинтересовался блестящими кранами, рассматривает и изучает их. Взрослый хочет побыстрее закончить купание и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять — прервано обследование, формирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности.
Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами, поэтому искусственное прерывание спонтанной активности вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие.