Определение «работы с прохладцей»
Рабочий вместо того, чтобы прилагать все усилия для максимально возможного повышения своей выработки, в большинстве случаев сознательно стремился работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен.
Тйлор различал:
«естественное отлынивание» - результат «инстинкта и тенденции человека не усердствовать»;
«систематическое отлынивание» - результат «оценка рабочими отношений с другими людьми».
Современный термин, отражающий явление работы с прохладцей – рестрикционизм. Рестрикционизм – искусственное сдерживание производительности труда.
Тейлором были предложены ряд концепций:
1) Концепция «управления заданиями» Ф.У. Тейлора:
- Каждый день рабочий получал определенное задание с детально описанными инструкциями и точным указанием времени для каждого этапа работы;
- Рабочий, выполнивший задание в определенное время, получал более высокую заработную плату, в то время как те, кто затратил больше времени, получали обычный заработок.
2) Концепция «функционального руководителя» - специализация работы младших руководителей.
3) Система дифференцированной оплаты, включающая:
1) изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм или стандартов;
2) «дифференцированная оплата» сдельной работы;
3) «плата человеку, а не занимаемой должности»
Применение системы оплаты труда Тейлора подразумевало:
1) Каждый рабочий должен получать наиболее сложную для него работу;
2) Каждый рабочий должен призываться выполнять максимальный объем работы, на который способен первоклассный рабочий;
3) Каждый рабочий, когда он работает со скоростью первоклассного, должен получать надбавку от 30 до 100 % за работу, которую он выполняет выше среднего уровня.
Такая концепция получила название программы «достигающего рабочего».
По мнению Тейлора, в умении превратить людей «слабых и нерадивых» в «первоклассных рабочих» и заключается искусство управления.
Результаты исследований супругов Ф. и Л. Гилбрет изложены в книгах «Изучение движений», «Психология управления», «Начала научного управления», «Факторы утомляемости», «Практическое применение движений» и др. В первых книгах, в частности «Изучение движения» (1911 г.), явно прослеживается влияние Тейлора.
Изучая трудовые движения, Гилбретом выделялись 3 фазы трудовых движений:
- определение наилучших приемов работы;
- обобщение их в виде правил;
- применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения ее производительности.
Для изучения трудовых движений Гилбретами использовались кинокамера и секундомер (микрохронометр). Делая киносъемку отдельных людей, выполняющих работу, и прокручивая затем пленку в обратном направлении, они могли проанализировать трудовые движения человека и определить, какие из них являются излишними. Микрохронометр, регистрировавший время с точностью до 1/2000 мин., помещался в поле зрения камеры. На основе кинозаписи составлялись карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Используя свое изобретение, Гилбреты могли анализировать отдельные трудовые операции, в точности определяя, сколько времени потребуется для выполнения операции (хронометраж). Супругами Гилбрет была проведена систематизация движений кисти руки, выделено 17 основных движений, получивших название «терблиги» (Гилбрет в обратном прочтении).
Основанием для исследований трудовых движений Ф. и Л. Гилбрет стало изучение такого явления как утомляемость. Они рассматривали отдельно так называемую «избыточную» и «необходимую» усталость. Избыточная усталость является следствием совершения действий, не являющихся необходимыми. Необходимая усталость возникает при выполнении действий, необходимых для достижения поставленной цели. Ключом к минимизации усталости, по мнению ученых, является изучение трудовых движений и внедрение оптимальных методов работы. За счет рациональной организации рабочего места избыточная усталость может быть сведена практически к нулю. Необходимая усталость может быть минимизирована благодаря внедрению передовых методов производства и обеспечению потребных для отдыха перерывов в работе.
Кроме того, Гилбреты интересовались социальными аспектами научного управления. В частности, они настаивали на следующем тезисе: ни одна организация не может рассчитывать на устойчивость, если она не заботится как о благополучии организации в целом, так и о благополучии каждого его члена.
Одним из ближайших соратников Тейлора был Г.Л. Гантт, в ранних работах которого заметно сильное влияние Тейлора. Но Г.Л. Гантт занимался разработкой и собственных оригинальных идей. Он сместил акцент с эффективности индивидуального труда, представив более общую схему, в которой не меньшей значимостью обладали систематическое производственное обучение и методы работы. В отличие от Тейлора Гантт интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Именно Гантт признан первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал систему плановых графиков (гантт-карты, диаграммы Гантта), позволивших осуществлять контроль за планированием и составлять календарные планы на будущее. Эти графики представляют собой краткий перечень запланированных на определенные отрезки времени работ. На диаграмме Гантта задачи, составляющие план проекта, изображаются на шкале времени в виде отрезков, начало и конец которых соответствует планируемым датам начала и окончания выполнения задач.
Кроме того, одну из своих задач Гантт видел в усовершенствовании механизмов функционирования предприятий путем обновления систем формулирования задач и распределения поощрений и премий. Им разработана первая премиальная система оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. Его идеи отражены в трудах «Труд, заработная плата и доход», «Промышленное руководство», «Организация труда». Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора в промышленности.
В исследованиях американского ученого Г. Эмерсона были рассмотрены вопросы рациональной организации труда не только отдельного исполнителя, но и всякой целесообразной деятельности человека с точки зрения производительности и предложена методика достижения максимальной эффективности. Свою философию менеджмента он изложил в своей самой популярной книге «Двенадцать принципов эффективности», которая переведена на русский язык как «Двенадцать принципов производительности». Основное внимание в этой работе уделено концепции «производительности» («эффективности»), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Эмерсон различал понятия «работать напряженно» и «работать эффективно (производительно)». Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия, работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные. Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.
Г. Эмерсон выдвинул следующие двенадцать принципов производительности:
1) Отчетливо поставленные идеалы и цели.
2) Здравый смысл в каждой работе.
3) Компетентная консультация (суть этого принципа состоит в умении руководителя воспринимать компетентное мнение специалистов и учитывать его при окончательном выборе решения).
4) Дисциплина.
5) Справедливое отношение к персоналу.
6) Быстрый, надежный, точный и постоянный учет (прежде всего документирование).
7) Диспетчирование (хорошо организованная диспетчерская служба).
8) Нормы и расписания (для получения желаемого результата легче соблюдать определенный тип и ритм работы, отсюда заключение о необходимости нормирования работы и выполнения работы по расписанию).
9) Нормализация условий.
10) Нормирование операций (предполагает деление всей работы на отдельные стандартные операции и их выполнение по определенному плану в четко обозначенное время и в заданной последовательности).
11) Письменные стандартные инструкции.
12) Вознаграждение за производительность.
Г. Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Как писал один из основоположников научной организации труда в России А.К. Гастев, Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что вместо людей поставил чистую технику. Форд до абсолютизма развил идею Тейлора. Он применил конвейерную систему работы, максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию транспортных операций. Свои идеи и практические наработки он изложил в книге «Моя жизнь, мои достижения».
Основной вклад научной школы в развитие теории и практики управления:
1) использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;
2) отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;
3) обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
5) отделение планирования и обдумывания от самой работы.