Гуманистическая модель педагогического влияния
В гуманистических моделях учитываются уникальность и достоинства каждого ученика. Обучение ориентировано на учеников, а не на учителей. Учителю рекомендуется минимально вмешиваться в деятельность класса, при этом ученики активно действуют на уроках. Учитель создаёт поддерживающую учеников атмосферу, уделяет внимание саморазвитию учеников. Наиболее важной является модель К. Роджерса.
К. Роджерс считал, что у всех учеников есть желание расти, развиваться, становиться. В идеале родители и учителя должны создавать поддерживающую обстановку, облегчающую рост и развитие личности ребёнка. В такой атмосфере ребёнка принимают безусловно, дети ценятся за то, что они такие, какими являются, и эти условия способствуют их развитию. В этой модели учитель не направляет, а помогает, а ученики – активные и главные участники процесса обучения.
К. Роджерс утверждает, что цель гуманистических преподавателей – развивать внутреннюю дисциплину у учеников. В самом широком смысле внутренняя дисциплина – это знание о себе и действиях, которые нужно предпринять, чтобы вырасти и развиться как личность [8]. Это не значит, что К. Роджерс отстаивает полную вседозволенность. Он считает, что ученикам нужно помочь стать дисциплинированными и научиться самообладанию. Задача учителя ‑ помогать, а не руководить, при этом у учеников вырабатывается мотивация самоконтроля, и им требуется минимальное руководство.
К. Роджерс не настаивает на каких-то конкретных методах влияния, которые учителя должны или не должны использовать в классе, однако в его изложении общего подхода, акцентирующего помогающее и недирективное влияние, содержатся педагогические рекомендации. В частности, недирективные учителя:
· размышляют. Они принимают во внимание наиболее существенные аспекты поведения и речи учеников и поощряют их думать о собственных мыслях (например, преподаватель говорит: «Мне кажется, ты хочешь сказать, что…»);
· поддерживают учеников. Относятся к ним с безусловным вниманием и уважением;
· поощряют самостоятельную оценку учеников. (например, учитель может спросить: «Как ты думаешь, насколько хорошо ты сегодня выполнил задание?»);
· развивают у учеников чувство ответственности. (например: «Как, по вашему мнению, вам нужно поступить?»);
· поощряют самоактуализацию. Предоставляют возможности обучения и роста. Поощряют развитие особых талантов.
По мнению К. Роджерса, педагогическое влияние в процессе обучения должно способствовать значимому учению учащихся. Под значимым учениемподразумевается «не только накопление фактов, а изменение поведения человека в настоящем и в будущем, его отношения и его личности» [Роджерс, 1994, с.340]. Значимое учение ‑ это самонаправленное и самостоятельное учение.
Условия обеспечения значимого для ученика учения:
1. Встреча ученика с проблемами. Учитель разрешает ученику на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался со спорными вопросами, которые хочет разрешить.
2. Конгруэнтность учителя. Учитель должен быть таким, какой он есть на самом деле. Он должен осознавать своё отношение к другим людям. Он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое.
3. Принятие и понимание ученика. Учитель принимает учащегося таким, каков он есть, и способен понять его чувства. Учитель безусловно положительно относится к ученику и эмпатически понимает его чувства страха, тревоги и обескураженности, сопутствующие восприятию нового материала.
4. Обеспечение средствами. Учитель предоставляет ученикам разнообразные средства обучения: книги, рабочее место, лекции, основанные на собственных исследованиях, картины, карты, собственные эмоциональные реакции, ‑ но при этом не настаивает на их обязательном использовании. Он постарается, чтобы ученики знали, что он может предоставить различные средства для продвижения в знании. Он поможет ученикам самим найти эти средства. Но право оценить их нужность и полезность, использовать их в своём опыте остаётся за учениками.[Роджерс, 1994, с. 346-350].
Данные наблюдений современных зарубежных исследователей, сторонников теории К.Роджерса, свидетельствуют, что гуманистическое влияние педагога обеспечивает более высокий уровень личной приспособленности, творчества, самостоятельного приобретения знаний и ответственности учащихся, чем традиционное педагогическое руководство.