Информация, не вошедшая в Конкретную ситуацию по состоянию на начало 1996 г
По состоянию на начало 1997 г. компания «Экаунтек» продолжала свою успешную деятельность на российском рынке. Ее численность выросла за этот период до 120 человек; такой же цифры достигло количество обслуживаемых ею организаций — клиентов. За прошедший год объем продаж всех продуктов компании вырос на 100%. Компания приобрела еще один офис в Москве. Собственность компании находится все в тех же руках. Компания по-прежнему испытывает потребность в кадрах высокого уровня. После своей последней встречи с автором ситуации Ольга сказала ему, что сейчас она хочет заехать в видеомагазин и купить новый американский фильм «Эвита» (фильм о романтической истории харизматической фигуры в политической жизни Аргентины Эвите Перон, ставшей после смерти своего мужа — бывшего президента Аргентины, тоже президентом Аргентины).
Глоссарий
Власть — возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
Влияние — асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого.
Делегирование — передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента.
Готовность последователей — способность последователей выполнять указания лидера, определяющаяся тремя основными факторами: их способностью выполнить задание, желанием это сделать и уверенностью в своих силах.
Заменители лидерства — характеристики индивидуума, задания или организации, позволяющие добиться высоких результатов в отсутствие лидерства.
Когнитивный стиль — предпочтительный способ получения и обработки информации индивидуумом.
Консенсус — метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение не принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет против него принципиальные возражения.
Конфликт — процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп.
Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, возникшие в результате индивидуальной инициативы его членов.
Мозговой штурм — структурированная форма групповой деятельности, направленная на генерацию идей и основанная на синергетическом эффекте, возникающем при совместной творческой деятельности людей.
Нормы групповые — правила регулирования поведения членов группы, основанные на представлении о должном, одобряемом, желательном.
Ответственность — синоним обязанности что-то сделать, принятие или возложение на определенное лицо обязательств.
Парламентская процедура принятия решений — процедура группового принятия решения, основанная на голосовании; решение считается принятым, если за него проголосовало большинство (простое, т.е. более половины, или квалифицированное — обычно более двух третей) голосовавших.
Пластичность личности — ее способность к адекватным изменениям в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов за определенное время.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
Решетка управленческая — схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми.
Стресс — это реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворить этим требованиям.
Стресс нехватки времени — состояние человека в условиях дефицита времени, находясь в котором человек способен выполнить существенно меньший объем работы, чем за то же время, но в отсутствие нехватки времени.
Стресс ожидания неприятностей — состояние человека, при котором знание о возможности возникновения неприятностей парализует его способность эти неприятности предотвращать.
Трансакция — единица общения, состоящая из коммуникационного стимула и коммуникационного ответа.
Фасилитатор — специалист по организации процесса взаимодействия участников встречи или совещания.
Харизма — свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствие иных способов воздействия.
Ценности — компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение.
Библиография
1. Берд П. Обуздай свой телефон. Пер. с англ. — Минск: Амалфея, 1996. — 212 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Минск: Прамет, 1992.
3. Блейк P.P., МоутонД.С. Научные методы управления. — Киев: Наукова думка, 1990. — 247 с.
4. Зайверт Л. Даше время — в Ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. Пер. с нем. — М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. — 267 с.
5. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. — М.: Юристъ, 1998. — 435 с.
6. Коей С. Семь навыков высокоэффективных людей. Пер. с англ. — М.: Вече-Персей-АСТ, 1997. — 480 с.
7. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. Пер. с англ. — М.: Стрингер, 1992. - 213 с.
8. Крегер О., ТьюсонДж.М. Типы людей. Пер. с англ. — М.: Вече-Персей-АСТ, 1995. — 544 с.
9. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. — 384 с.
10. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.- 189с.
11. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры. Пособие для деловых людей. — Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 1997. — 256 с.
12. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 272 с.
13. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. —Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. - 176 с.
14. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. — Ростов-на Дону: Феникс, 1998. — 637 с.
15. Максвелл Д. С. Шеф и его команда. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 256 с.
16. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. - 256 с.
17. ОлдхэмДж.М., Моррис Л.Б. Автопортрет вашей личности: как лучше узнать самого себя. Пер. с англ. — М.: Вече-Персей-АСТ, 1996. — 544 с.
18. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. — Н.Новгород: Ай Кью, 1992. — 263с.
19. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. Пер. с англ. — М.: Филинъ, 1998. — 364 с.
20. Роббинс Э. Могущество без пределов. Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1996. — 391 с.
21. Tennep Р. Как овладеть искусством делового письма. — М.: ЮНИТИ-Аудит, 1994. — 190 с.
22. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражении. — М.: Наука, 1992. — 157 с.
23. Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. Пер. с англ. — Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997. — 448 с.
24. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. — СПб.: Энергоатомиздат, 1997. — 568 с.
25. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск: Амалфея, 1996. — 280 с.
Приложения
Приложение 1.
Ответы, решения и ключи к тестам
А. Ключ к анкете Баднера
Чем больше число баллов, тем выше нетерпимость по отношению к неопределенности. Чтобы подсчитать результат, четные пункты должны считаться в обратном порядке. Например, 7 становится 1, 6 — 2, 5 — 3, а 4 остается 4. После расчета в обратном порядке четных пунктов подсчитайте баллы всех 16 пунктов, чтобы получить общий балл.
Следует также рассчитать три подшкалы, чтобы понять основные источники нетерпимости по отношению к неопределенности: новизна (И), сложность (С) и неразрешимость (Р). Вот пункты, связанные с каждой подшкалой.
Пункт Подшкала Пункт Подшкала
1Р 5 С
2 Н 6 С
3 Р 7 С
4 С 8 С
Пункт Подшкала Пункт Подшкала
9 Н 13 Н
10 С 14 С
11 Н 15 С
12 Р 16 С
(Н) Баллы показателя новизны (2, 9, 11, 13) _____
(С) Баллы показателя сложности (4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16) ______
(Р) Баллы показателя неразрешимости (1,3, 12) _____
Данные для сравнения
Средний диапазон: 44—48
Б. Ключ к тесту «Контролируем ли мы происходящее с нами?»
Сосчитайте число пунктов, выбранных вами из приведенного ниже списка:
2а 5б 9а 12б 16а 20а
23а 28б
3б 6а 10а 13б 17а 21а
25а 29а
46 7а 116 15б 18а 22б
26б
ОБЩЕЕ ЧИСЛО _____
Данные для сравнения*
Менеджеры высшего звена Средние: 8,29 Стандартное откл.: 3,57
Военные, сделавшие блестящую карьеру Средние: 8,29 Стандартное откл.: 3,86
В. Ключ к тесту «Базовая ориентация при межличностном общении»
Чтобы получить информацию о вашей ориентации при межличностном общении, обратитесь к приведенной ниже таблице. Обратите внимание, что здесь шесть колонок, в каждой из которых есть пункты и ключи. Каждая колонка относится к межличностной потребности, которая отражена в расположенной ниже схеме. Пункты в колонке соответствуют номеру вопроса в анкете; ключи соответствуют ответам на каждый из этих вопросов. Если при ответе на вопрос вы использовали один из альтернативных вариантов, приведенных в колонке ключей, обведите эту цифру в данной таблице. Когда вы проверите все пункты в одной колонке, сосчитайте число обведенных и поместите эту цифру в соответствующую ячейку на схеме. Эти числа дадут вам выраженность данной межличностной потребности в каждой из шести областей. Наибольшее возможное число — 9, наименьшее — 0.
Выраженная | Желаемая | Выраженный | Желаемый | Выраженная | Желаемая | ||||||
включенность | включенность | контроль | контроль | привязанность | привязанность | ||||||
Пункт | Ключ | Пункт | Ключ | Пункт | Ключ | Пункт Ключ | Пункт | Ключ | Пункт | Ключ | |
1-2-3 | 1-2 | 1-2-3 | 1-2-3-4 | 1-2 | 1-2 | ||||||
1-2-3-4 | 1-2 | 1-2-3 | 1-2-3-4 | 1-2 | 1-2 | ||||||
1-2-3-4 | 1-2 | 1-2 | 1-2-3 | 5-6 | |||||||
1-2-3 | 1-2-3-4 | 1-2-3 | 1-2 | 1-2 | |||||||
1-2 | 1-2-3 | 1-2-3 | 4-5-6 | 5-6 | |||||||
1-2 | 1-2 | 1-2-3 | 1-2-3 | 1-2 | |||||||
1-2 | 1-2 | 1-2 | 1-2-3-4 | 1-2 | 5-6 | ||||||
1-2 | 1-2 | 1-2-3 | 4-5-6 | 1-2 | |||||||
1-2 | 1-2 | 1-2-3 | 1-2 | 5-6 | |||||||
Счет | Счет | Счет | Счет | Счет | Счет |
*По данным исследований, проведенных в США.
Г. Ключ к тесту «Определите свой стиль мышления»
Для того чтобы определить ваш показатель по двум вариантам стиля мышления, обведите пункты, представленные ниже, в соответствии с тем, что вы отметили в анкете. Затем подчитайте число обведенных пунктов в колонках и запишите ваш счет под ними.
По данным исследований, проведенных в США.
6б | 6а | 18а | 18б |
7б | 7а | 19а | 19б |
8а | 8б | 20а | 20б |
9а | 9б | 21б | 21а |
10б | 10а | 22а | 22б |
11a | 11б | 23б | 23а |
12а | 12б | 24а | 24б |
|
|
|
|
• По данным исследований, проведенных в США.
Д. Решение задачи из раздела 4.3.1.