Теоретические подходы к формированию групп
Различают четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный), ролевой и проблемно-ориентированный.*
Целеполагающий подход (основанный на целях) — позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс осуществляется с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или могут быть установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов.
Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
Проблемно-ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч по фасилитации процесса (с участием третьей стороны — консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели. Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи. Предполагается, что наряду с наработкой такого умения у всех членов команды, активность по ее формированию должна быть также сфокусирована на выполнении основной задачи, межличностных умениях, а также может включать целеполагание и прояснение функционально-ролевой соотнесенности.
Понятие и виды групп.
Группа – некая общность людей. Группы могут быть условленными или реальными. Условная группа – это группа людей, объединенных по одному или нескольким произвол. взятым признакам.Реальная группа – существует в представлениях её членов, кот. по отношению к некой общности могут сказать – «мы».Т.о. люди не только объединяются, но и отделяют себя от других.«Мы» всегда предполагает наличие второй стороны – «они». Т.е группа- это противопоставление одних людей к другим.Группа – это общность, имеющая причину объединиться, т.е некот. общую цель, кот. явл. системообразующим признаком группы.
Виды групп:
1. Малые группы – это небольшие по размеру группы, все члены которого находятся в непосредственном межличностном хоз-ве.
2. Большие группы – это группы кот. включают большое кол-во людей, объединенных опосредственно через следование общим ценностям и корням(возрастные, этнические).
3. Формальные группы - группы, деятельность кот. организована и стандартизована в соответствии с предписанными групповыми правилами.
4. Неформальные группы – группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий.
5. Постоянные группы – группы существующие продолжительное время. Члены группы могут меняться, но это никак не сказывается на их существовании.
6. Случайные группы – группы, возникающие спонтанно. Членов группы ничто не связывает, кроме временных обязанностей.
7. Референтные членства – группа, кот. индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения.
Стадии развития группы
Стадия 1. «Знакомство»
Только что собравшаяся группа, в которой большинство людей чувствует себя тревожно и неопределенно. Люди все взвешивают, «прицениваются» друг к другу. Тренер присматривается к группе, группа присматривается к тренеру.
Участники не хотят выглядеть неловко, поэтому не хотят брать риск и активно участвовать.
На этой стадии задачей тренера является создание доверительной атмосферы. Для этого идеально подходят упражнения-ледоколы.
Стадия 2. «Шторм»
На этой стадии начинают развиваться отношения. Уже меньше беспокойства и напряженности, и участники начинают отстаивать свои позиции, сферу своего влияния и степень контроля над ситуацией.
Роль тренера – «настроиться» на динамику группы и появляющиеся роли. Тренеру надо продолжать завоевывать доверие группы.
Стадия 3. «Совместная работа»
После распределения контроля группа становится самоорганизующейся и хочет достигать успеха. Группа начинает выполнять задачи и решать проблемы.
На этом этапе тренеру больше всего подойдет мягкий, демократичный стиль.
Эта стадия обычно характеризуется высоким уровнем энергии и активности. Участники ценят мнение друг друга и тренера, даже если не согласны с ним. Люди обычно много шутят и смеются. Барьеры общения, в основном, преодолены.
Стадия 4. «Зрелость»
Появляется уникальное «лицо» группы. Иногда отношения настолько крепки, что после тренинга перерастают в дружбу.
Атмосфера в группе характеризуется не формальностью, чувством юмора, поддержкой. Люди не боятся попросить о помощи и готовы помочь друг другу.
На этой стадии человеку со стороны трудно войти в группу.
Оптимальными тренерскими стилями становятся демократический, наставнический, отстраненный, в зависимости от потребностей группы.
Стадия 5. «Старение»
После некоторого момента эффективность работы группы начинает снижаться. Эта стадия начинается тогда, когда с трудом появляется что-то новое, снижается креативность, появляется усталость и цинизм.
Если никакого нового опыт получить не удается, группу лучше распустить. И сделать это нужно до того момента, когда начнут появляться негативные эмоции. Завершение требует внимания и является не менее важным процессом, чем знакомство.