Тестовый материал Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях
- Стараюсь тщательно распределить свое время.
- Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
- Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
- Стараюсь быть на людях.
- Виню себя за нерешительность.
- Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
- Погружаюсь в свою боль и страдания.
- Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
- Хожу по магазинам, ничего не покупая.
- Думаю о том, что для меня самое главное.
- Стараюсь больше спать.
- Балую себя любимой едой.
- Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
- Испытываю нервное напряжение.
- Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
- Говорю себе, что это происходит не со мной.
- Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
- Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
- Испытываю эмоциональный шок.
- Покупаю себе какую-нибудь вещь.
- Определяю курс действий и придерживаюсь его.
- Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
- Иду на вечеринку.
- Стараюсь вникнуть в ситуацию.
- Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
- Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
- Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
- Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
- Иду в гости к другу.
- Беспокоюсь о том, что я буду делать
- Провожу время с дорогим человеком.
- Иду на прогулку.
- Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
- Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
- Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
- Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
- Звоню другу.
- Испытываю раздражение.
- Решаю, что теперь важнее всего делать.
- Смотрю кинофильм.
- Контролирую ситуацию.
- Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
- Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
- Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
- Отыгрываюсь на других.
- Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
- Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
- Смотрю телевизор.
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключа.
Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).
Источник: Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444
№2 Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)
Шкалы: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация, психическое выгорание. Тип теста: Вербальный Вопросов: 72. Назначение теста. Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.
Инструкция к тесту
Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «редко», и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.
Тестовый материал
- Я легко раздражаюсь.
- Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.
- Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.
- Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.
- Меня мучает бессонница.
- Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.
- Я работаю с большим напряжением.
- Моя работа приносит мне удовлетворение.
- Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.
- Думаю, что моя работа важна.
- Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе.
- Я доволен профессией, которую выбрал.
- Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.
- Я эмоционально устаю на работе.
- Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.
- Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.
- Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.
- Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.
- Для меня важно преуспеть на работе.
- Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.
- Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.
- У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.
- Я полон оптимизма по отношению к своей работе.
- Мне нравится моя работа.
- Я устал все время стараться.
- Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
- Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
- Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.
- Я чувствую физическое напряжение, усталость.
- Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
- Работа эмоционально выматывает меня.
- Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
- Меня интересуют результаты работы моих коллег.
- Утром мне трудно вставать и идти на работу.
- На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.
- Нагрузка на работе практически невыносима.
- Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.
- Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.
- Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
- Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.
- Я люблю свою работу.
- У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
- Меня раздражает поведение моих учеников.
- Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
- Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
- Я замечаю, что становлюсь более черствыми по отношению к людям.
- Я чувствую эмоциональное напряжение.
- Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
- Я чувствую себя измотанным.
- Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
- Временами я сомневаюсь в своих способностях.
- Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
- Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия и удовлетворения.
- Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
- Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.
- Хочется «плюнуть» на все.
- Я жалуюсь а здоровье без четко определенных симптомов.
- Я доволен своим положением на работе и в обществе.
- Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.
- Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
- Я сомневаюсь в значимости своей работы.
- Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
- Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности.
- Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
- Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
- Мне буквально приходится заставлять себя работать.
- Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
- Мне нравится отдавать работе все силы.
- Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
- Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.
- Верю, что способен выполнить все, что задумано.
- У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.
Обработка и интерпретация результатов теста
Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются специальным ключом:
ПИ - 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).
ЛО - 3, 4, 9, 10, 11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 38, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70, 71, 72 (24 утверждения).
ПМ - 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения)
Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» - 3 балла, «обычно» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по «сырому» баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» по каждой шкале.
Таблицы норм
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
9 и ниже | 10-20 | 21-39 | 40-49 | 50 и выше |
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
9 и ниже | 16-10 | 17-31 | 32-40 | 41 и выше |
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
7 и ниже | 8-12 | 13-24 | 25-31 | 32 и выше |
Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)