Психологические факторы здоровья.

Системный подход к психологии здоровья.

Современный взгляд на психику человека предполагает оценку её с позиций так называемого системного подхода.

Понимание сущности системного подхода возможно с позиции детерминизма.

Проблема детерминизма – основная проблема любой науки, не только психологии. Это проблема причинности, обусловленности тех или иных явлений (применительно к психологии – психических явлений).

Для понимания современного состояния проблемы детерминизма в психологии необходимо рассмотреть эволюцию взглядов на обусловленность психических явлений в процессе становления психологии как науки (что-то нам уже известно из предыдущих лекций).

Эволюция взглядов на проблему детерминизма в психологии.

I.Длительное время господствовали идеи линейного детерминизма, т.е. предполагалось наличие линейной связи между причиной и следствием, а сложные явления понимались как цепочка более простых.

S - R

Наиболее ярко эти идеи были выражены в работах бихевиористов (Дж.Уотсон, США) и рефлексологов (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, Россия).

Под стимулом S понималась причина как внешний агент. Поэтому наиболее активно изучалось влияние среды на психические реакции. Определённые успехи в этом направлении были достигнуты, однако вскоре исследователи зашли в тупик: во-первых, в ответ на одинаковый стимул испытуемые давали несколько отличные друг от друга реакции (в соответствии с законом нормального распределения); во вторых, было невозможно создать абсолютно идентичые условия эксперимента.

Был сделан вывод о существовании более сложных, отличных от линейной зависимости связей между стимулом и реакцией.

II.Следующий этап развития взглядов на проблему детерминизма в психологии наиболее ярко выражен представителями необихевиоризма (Э.Ч.Толмен, США).

S – V – R

Было введено понятие внутренней переменной (V) – внутреннего, т.е. присущего объекту исследования фактора, опосредующего влияние внешнего стимула S.

Идея опосредования воздействия стимула привела к активному изучению внутренних факторов (индивидуальных, возрастных особенностей человека), что способствовало развитию отраслей психологии, изучающих сознание и личность.

Однако ответов, объясняющих всё многообразие психических рекций человека, получить не удавалось.

III. Следующим шагом стала теориявзаимного детерминизма, взаимного влияния стимула (внешнего), реакции (доступного наблюдению поведения) и внутренних факторов (в т.ч. убеждений, религиозных взглядов).

S R

V

Вывод: психика – сложная система.

IV. Системный подход.

Психика человека является сложной системой. Это система

– динамичная;

- самоорганизующаяся;

- открытая;

- многоуровневая.

Самоорганизация системы осуществляется в соответствии с принципами системности, нелинейности, опосредованности.

Основная цель – адаптация к изменяющимся условиям среды, установление оптимального взаимодействия со средой. (Критерии психического здоровья в н. вр. – отсутствие симптомов заболевания).

Применительно к психической деятельности: психическая адаптация – оптимальное взаимодействие личности со средой, возможность удовлетворения потребностей при отсутствии конфликта в отношениях со средой.

В соответствии с системным подходом выделяют уровни психики,т.е. психическая деятельность может проявлять себя на разных уровнях.

Уровни Изучаются Стимул + или – (пример) Реакция Терапевтическое воздействие
Биологический - общий для всех; - психофизиологи-ческие функции (м.б. инд особ.) - биохим., физиол. отличия; - генетич. предрасп. Биопсихология (нейрофизиология, биохимическая теория памяти, любви и т.п. – важны для психо-фармакотерапии) Воздействие на физиологи-ческом уровне (переохлажде-ние, интокси-кация и т.п.) Психосоматические + соматические + психозы На биологическом уровне - ПФФ - релаксация, аутотренинг
Психологический (индивидуальные, возрастные особенности, внутриличностные конфликты) Психоанализ, возрастная психология Возрастные именения Неврозы, патология личности На психологическом уровне (интраперсональная психотерапия)
Социально-психологический уровень (социум, семья, воспитание) Социальная психология, психология личности Межличностные конфликты Нарушения социальной адаптации, неврозы Интерперсональная психотерапия
Духовный уровень (мировоззрение, общность «поинтересам») Философия, социальная психология, религия Секта Изменение мировоззрения, системы ценностей Философская психотерапия
Экзистенциальный (уровень субъекта) Изучить невозможно Экзистенциальная ситуация Экзистенциальные кризисы Экзистенциальная психотерапия

Обобщение:

1. Воздействие среды (S) возможно на любом уровне, как и на нескольких уровнях одновременно.

2. Ответная реакция ( R ) возможна также на любом уровне, как и на нескольких уровнях одновременно.

3. Возможно несовпадение уровней S и R: например, воздействие стимула на социальном уровне (конфликт) вызывает реакцию биологического уровня (инфаркт).

4. Терапевтическое воздействие может быть на любом уровне, в т.ч. и на нескольких (биологическом, психологическом, социально-психологическом).

5. Выбор уровня воздействия определяется следующими правилами:

- целесообразно воздействие на уровне, соответствующем причине ( стимул биологического уровня – психофармакотерапия);

- учитывать, что причина болезни может быть не столько в стимуле, сколько в V (внутренней переменной), при этом небольшой по силе стресс в сочетании с личностной предрасположенностью приводит к заболеванию. В этом случае целесообразно работать с причиной в качестве V.

- Желательно не вмешиваться в духовную и экзистенциальную сферы, уважая право личности на самоопределение, свободу совести, вероисповедания, мировоззрения и т.п. Одна из негативных тенденций нашего времени – появление «православных психотерапевтов».

Таким образом, в настоящее время физическое здоровье и болезнь понимаются с позиции т.н. психобиосоциального подхода.

Это означает, что физическое заболевание рассматривается как следствие комплексного воздействия биологических, психологических и социальных факторов.

Это не значит, что биологические факторы не важны, их действие надо понимать в психосоциальном контексте (пример – ситуация с атипичной пневмонией).

Психология здоровья –изучает процессы влияния психологических факторов на процессы поддержания здоровья, а также участие этих факторов в возникновении и течении заболевания и лечении.

Пример: в 20 веке примерно 65% смертей – от заболеваний, связанных с хроническим стрессом (35,5% - СС; 22,5% - рак; 6,9% - инсульт).

Факторы
Биологические Психологические (поведенческие) Социальные (системные)
Инфекции Интоксикации (внешние) Генетич.предрасполож. Физиологич. реакции Иммунный ответ Стресс Копинг-стратегии Личность Здоровый образ жизни (привычки) Реакция на болезнь Социальная поддержка Образование в области здоровья (просвещение) Контроль загрязнённости окружающей среды Санитария Медицинская помощь

Психологические факторы здоровья.

Стресс.

Стресс – обстоятельства или опыт, которые воспринимаются как угрожающие.

Есть широкая и узкая трактовки понятия «стресс».

Ганс Селье (широкая трактовка): стресс – общий адаптационный синдром. Понятие стресса равноценно понятию жизни. По мнению Селье, не испытывает стресса лишь человек, который «спит в своей постели».

Стресс включает в себя саногенный и патогенный компоненты.

Саногенный компонент стресса способствует тренировке адаптационных механизмов (например, при закаливании).

Патогенный компонент истощает адаптационные ресурсы, что приводит к заболеванию (например, сильное переохлаждение может привести к смерти).

Стадии стресса как общего адаптационного синдрома:

1) стадия тревоги;

2) резистентность (максимальный эффект адаптации);

3) истощение (при длительном воздействии стресса).

Закономерности нормальной адаптации (дезадаптации).

Существуют понятия экзогенных (действующих извне) и эндогенных

факторов (т.н. «почва»).

1) Чем сильнее действие внешнего фактора, тем меньшую роль играет внутренний фактор. Например, теракты и землетрясения вызывают реакцию на стресс у всех очевидцев, но она отличается по силе и продолжительности.

2) Действие слабых по силе факторов (хронический стресс) приводит к суммированию, накоплению стресса и вызывает реакцию, в основном характерную для имеющейся «почвы». Например, межличностный конфликт может привести к неврозу, но не у всех, а только у людей с соответствующим locus minoris resistentiae. В этом случае необходимо работать с «почвой».

3) Наиболее неблагоприятная ситуация – воздействие сильного экзогенного фактора на слабую «почву» - приводит к заболеванию. Например, если свидетелем или жертвой теракта становится человек с определённой генетической предрасположенностью, это может вызвать манифестацию психоза. Это должно учитываться при организации медицинской помощи.

Типы стресса.

1. Фрустрация – напряжение, обусловленное наличием препятствия, невозможностью удовлетворения значимой потребности. Например, утрата любимого человека.

2. Конфликт – наличие двух и более значимых мотиваций или поведенческих импульсов.

Типы конфликтов:

а) приближение – приближение.

Есть 2 положительные цели и проблема выбора между двумя притяжениями. Например, надеть (купить) голубой свитер или зелёный жакет.

б) избегание – избегание.

Есть 2 отрицательные цели, выбор между ними («из двух зол»). Например, потеря любви или потеря работы (условие: «или я, или твоя работа»).

в) приближение – избегание.

Есть одна цель, которая имеет положительный и отрицательный компоненты.

Например, желание познакомиться с кем-то и одновременная боязнь быть отвергнутым.

В этом случае есть две поведенческие стратегии:

- в основном стремление к приближению (стратегия достижения успеха);

- стратегия избегания неудачи (хуже для адаптации).

3. Изменения – жизненные перемены – ключевой тип стресса. (смена работы, экономических условий, социальных условий и т.п.)

SRRS (Social Readjustment Rating Scale) – для измерения значимости перемен. Баллы отражают степень опасности для здоровья. Подсчитываются в течение года, больше 100 баллов за год – риск заболевания.

Развод – 73б.

Сепарация – 65 б.

Женитьба – 50 б.

Увольнение с работы – 47 б.

Сексуальные проблемы – 39 б.

Изменения финансового статуса – 38 б.

Проблемы с начальством – 23 б.

Изменение привычной ситуации – 16 б.

4. Прессинг – ожидания или предписания, что поведение должно осуществляться определённым образом.

Например:»нужно создать семью», «нужно работать», «нужно быть успешным» и т.п.

Сейчас есть мнение, что прессинг – возможно, наиболее сильный стрессовый фактор.

Наши рекомендации