Психологические факторы здоровья.
Системный подход к психологии здоровья.
Современный взгляд на психику человека предполагает оценку её с позиций так называемого системного подхода.
Понимание сущности системного подхода возможно с позиции детерминизма.
Проблема детерминизма – основная проблема любой науки, не только психологии. Это проблема причинности, обусловленности тех или иных явлений (применительно к психологии – психических явлений).
Для понимания современного состояния проблемы детерминизма в психологии необходимо рассмотреть эволюцию взглядов на обусловленность психических явлений в процессе становления психологии как науки (что-то нам уже известно из предыдущих лекций).
Эволюция взглядов на проблему детерминизма в психологии.
I.Длительное время господствовали идеи линейного детерминизма, т.е. предполагалось наличие линейной связи между причиной и следствием, а сложные явления понимались как цепочка более простых.
S - R
Наиболее ярко эти идеи были выражены в работах бихевиористов (Дж.Уотсон, США) и рефлексологов (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, Россия).
Под стимулом S понималась причина как внешний агент. Поэтому наиболее активно изучалось влияние среды на психические реакции. Определённые успехи в этом направлении были достигнуты, однако вскоре исследователи зашли в тупик: во-первых, в ответ на одинаковый стимул испытуемые давали несколько отличные друг от друга реакции (в соответствии с законом нормального распределения); во вторых, было невозможно создать абсолютно идентичые условия эксперимента.
Был сделан вывод о существовании более сложных, отличных от линейной зависимости связей между стимулом и реакцией.
II.Следующий этап развития взглядов на проблему детерминизма в психологии наиболее ярко выражен представителями необихевиоризма (Э.Ч.Толмен, США).
S – V – R
Было введено понятие внутренней переменной (V) – внутреннего, т.е. присущего объекту исследования фактора, опосредующего влияние внешнего стимула S.
Идея опосредования воздействия стимула привела к активному изучению внутренних факторов (индивидуальных, возрастных особенностей человека), что способствовало развитию отраслей психологии, изучающих сознание и личность.
Однако ответов, объясняющих всё многообразие психических рекций человека, получить не удавалось.
III. Следующим шагом стала теориявзаимного детерминизма, взаимного влияния стимула (внешнего), реакции (доступного наблюдению поведения) и внутренних факторов (в т.ч. убеждений, религиозных взглядов).
S R
V
Вывод: психика – сложная система.
IV. Системный подход.
Психика человека является сложной системой. Это система
– динамичная;
- самоорганизующаяся;
- открытая;
- многоуровневая.
Самоорганизация системы осуществляется в соответствии с принципами системности, нелинейности, опосредованности.
Основная цель – адаптация к изменяющимся условиям среды, установление оптимального взаимодействия со средой. (Критерии психического здоровья в н. вр. – отсутствие симптомов заболевания).
Применительно к психической деятельности: психическая адаптация – оптимальное взаимодействие личности со средой, возможность удовлетворения потребностей при отсутствии конфликта в отношениях со средой.
В соответствии с системным подходом выделяют уровни психики,т.е. психическая деятельность может проявлять себя на разных уровнях.
Уровни | Изучаются | Стимул + или – (пример) | Реакция | Терапевтическое воздействие |
Биологический - общий для всех; - психофизиологи-ческие функции (м.б. инд особ.) - биохим., физиол. отличия; - генетич. предрасп. | Биопсихология (нейрофизиология, биохимическая теория памяти, любви и т.п. – важны для психо-фармакотерапии) | Воздействие на физиологи-ческом уровне (переохлажде-ние, интокси-кация и т.п.) | Психосоматические + соматические + психозы | На биологическом уровне - ПФФ - релаксация, аутотренинг |
Психологический (индивидуальные, возрастные особенности, внутриличностные конфликты) | Психоанализ, возрастная психология | Возрастные именения | Неврозы, патология личности | На психологическом уровне (интраперсональная психотерапия) |
Социально-психологический уровень (социум, семья, воспитание) | Социальная психология, психология личности | Межличностные конфликты | Нарушения социальной адаптации, неврозы | Интерперсональная психотерапия |
Духовный уровень (мировоззрение, общность «поинтересам») | Философия, социальная психология, религия | Секта | Изменение мировоззрения, системы ценностей | Философская психотерапия |
Экзистенциальный (уровень субъекта) | Изучить невозможно | Экзистенциальная ситуация | Экзистенциальные кризисы | Экзистенциальная психотерапия |
Обобщение:
1. Воздействие среды (S) возможно на любом уровне, как и на нескольких уровнях одновременно.
2. Ответная реакция ( R ) возможна также на любом уровне, как и на нескольких уровнях одновременно.
3. Возможно несовпадение уровней S и R: например, воздействие стимула на социальном уровне (конфликт) вызывает реакцию биологического уровня (инфаркт).
4. Терапевтическое воздействие может быть на любом уровне, в т.ч. и на нескольких (биологическом, психологическом, социально-психологическом).
5. Выбор уровня воздействия определяется следующими правилами:
- целесообразно воздействие на уровне, соответствующем причине ( стимул биологического уровня – психофармакотерапия);
- учитывать, что причина болезни может быть не столько в стимуле, сколько в V (внутренней переменной), при этом небольшой по силе стресс в сочетании с личностной предрасположенностью приводит к заболеванию. В этом случае целесообразно работать с причиной в качестве V.
- Желательно не вмешиваться в духовную и экзистенциальную сферы, уважая право личности на самоопределение, свободу совести, вероисповедания, мировоззрения и т.п. Одна из негативных тенденций нашего времени – появление «православных психотерапевтов».
Таким образом, в настоящее время физическое здоровье и болезнь понимаются с позиции т.н. психобиосоциального подхода.
Это означает, что физическое заболевание рассматривается как следствие комплексного воздействия биологических, психологических и социальных факторов.
Это не значит, что биологические факторы не важны, их действие надо понимать в психосоциальном контексте (пример – ситуация с атипичной пневмонией).
Психология здоровья –изучает процессы влияния психологических факторов на процессы поддержания здоровья, а также участие этих факторов в возникновении и течении заболевания и лечении.
Пример: в 20 веке примерно 65% смертей – от заболеваний, связанных с хроническим стрессом (35,5% - СС; 22,5% - рак; 6,9% - инсульт).
Факторы | ||
Биологические | Психологические (поведенческие) | Социальные (системные) |
Инфекции Интоксикации (внешние) Генетич.предрасполож. Физиологич. реакции Иммунный ответ | Стресс Копинг-стратегии Личность Здоровый образ жизни (привычки) Реакция на болезнь | Социальная поддержка Образование в области здоровья (просвещение) Контроль загрязнённости окружающей среды Санитария Медицинская помощь |
Психологические факторы здоровья.
Стресс.
Стресс – обстоятельства или опыт, которые воспринимаются как угрожающие.
Есть широкая и узкая трактовки понятия «стресс».
Ганс Селье (широкая трактовка): стресс – общий адаптационный синдром. Понятие стресса равноценно понятию жизни. По мнению Селье, не испытывает стресса лишь человек, который «спит в своей постели».
Стресс включает в себя саногенный и патогенный компоненты.
Саногенный компонент стресса способствует тренировке адаптационных механизмов (например, при закаливании).
Патогенный компонент истощает адаптационные ресурсы, что приводит к заболеванию (например, сильное переохлаждение может привести к смерти).
Стадии стресса как общего адаптационного синдрома:
1) стадия тревоги;
2) резистентность (максимальный эффект адаптации);
3) истощение (при длительном воздействии стресса).
Закономерности нормальной адаптации (дезадаптации).
Существуют понятия экзогенных (действующих извне) и эндогенных
факторов (т.н. «почва»).
1) Чем сильнее действие внешнего фактора, тем меньшую роль играет внутренний фактор. Например, теракты и землетрясения вызывают реакцию на стресс у всех очевидцев, но она отличается по силе и продолжительности.
2) Действие слабых по силе факторов (хронический стресс) приводит к суммированию, накоплению стресса и вызывает реакцию, в основном характерную для имеющейся «почвы». Например, межличностный конфликт может привести к неврозу, но не у всех, а только у людей с соответствующим locus minoris resistentiae. В этом случае необходимо работать с «почвой».
3) Наиболее неблагоприятная ситуация – воздействие сильного экзогенного фактора на слабую «почву» - приводит к заболеванию. Например, если свидетелем или жертвой теракта становится человек с определённой генетической предрасположенностью, это может вызвать манифестацию психоза. Это должно учитываться при организации медицинской помощи.
Типы стресса.
1. Фрустрация – напряжение, обусловленное наличием препятствия, невозможностью удовлетворения значимой потребности. Например, утрата любимого человека.
2. Конфликт – наличие двух и более значимых мотиваций или поведенческих импульсов.
Типы конфликтов:
а) приближение – приближение.
Есть 2 положительные цели и проблема выбора между двумя притяжениями. Например, надеть (купить) голубой свитер или зелёный жакет.
б) избегание – избегание.
Есть 2 отрицательные цели, выбор между ними («из двух зол»). Например, потеря любви или потеря работы (условие: «или я, или твоя работа»).
в) приближение – избегание.
Есть одна цель, которая имеет положительный и отрицательный компоненты.
Например, желание познакомиться с кем-то и одновременная боязнь быть отвергнутым.
В этом случае есть две поведенческие стратегии:
- в основном стремление к приближению (стратегия достижения успеха);
- стратегия избегания неудачи (хуже для адаптации).
3. Изменения – жизненные перемены – ключевой тип стресса. (смена работы, экономических условий, социальных условий и т.п.)
SRRS (Social Readjustment Rating Scale) – для измерения значимости перемен. Баллы отражают степень опасности для здоровья. Подсчитываются в течение года, больше 100 баллов за год – риск заболевания.
Развод – 73б.
Сепарация – 65 б.
Женитьба – 50 б.
Увольнение с работы – 47 б.
Сексуальные проблемы – 39 б.
Изменения финансового статуса – 38 б.
Проблемы с начальством – 23 б.
Изменение привычной ситуации – 16 б.
4. Прессинг – ожидания или предписания, что поведение должно осуществляться определённым образом.
Например:»нужно создать семью», «нужно работать», «нужно быть успешным» и т.п.
Сейчас есть мнение, что прессинг – возможно, наиболее сильный стрессовый фактор.