Состояние «Наблюдателя». Осознанность
Я на третьей полке в бане
Встретил множество видений!..
Наблюдаю «наблюдение».
Сознаю «осознавание».
В ходе работы с освобождением от подавленных эмоциональных состояний желательно научиться входить в состояние «наблюдателя» - состояние дистанциирования, некоторой отрешенности от тех процессов, которые могут протекать в теле и в психике. Нельзя назвать это безэмоциональным состоянием – «Ум» в этот момент желательно поддерживать в состоянии легкого интереса, чтобы не терять контакт с происходящим и, вместе с тем, не вовлекаться, не отождествляться.
Если рассмотреть этимологию слова «о-со-знание», то «о» - обладать;
«со» быть с чем-то, кем-то;
«зна» - от знак, зарубка («значить») – информация, зафиксированная в материальном мире, на каком-то носителе.
Таким образом, «осознание» - обладание способностью фиксировать информацию, пользоваться ею, делиться этой информацией с другими; осознавать процессы, происходящие как во внутреннем пространстве, так и во внешнем.
Одна из функций сознания – это способность описать и зафиксировать в памяти наблюдаемое. Необходимо «видеть» малейшие градации ощущений и чувств, учиться описывать их.
Эскимосы могут различать больше двадцати «белых» цветов, и они действительно видят их, и для каждого есть свое название, свой «ярлык». Для человека, который не заинтересован в том, чтобы различать, допустим овец, они все будут на «одно лицо». А для чабана каждая из них – индивидуальность, мало того – он может увидеть изменения состояний своих «подопечных», их настрой и желания.
Вспомните пример с космическим кораблем. Представьте такую ситуацию – пассажир корабля – маленький мальчик, который не знает еще, какая кнопка, клавиша или рычаг за что отвечают. Одна кнопка запускает вентилятор, другая – включает свет, третья – телевизор, и т.д.
Методом проб и ошибок мальчик научается регулировать свой быт, но, не зная функций всех рычагов и кнопок, вполне вероятно, будет освещать комнату с помощью телевизора, а воду набирать в душе.
Понимание нюансов и различий чувств помогает научиться управлять ими, контролировать их (не путайте с подавлением).
Мы живем, двигаясь из прошлого через настоящее в будущее. Те или иные эмоциональные состояния мы испытываем всегда в настоящий момент. Если наше состояние нас устраивает, мы его проживаем беспрепятственно, не подавляя эмоциональных реакций, позволяя через поведение, действия этим энергиям совершить свою специфическую работу.
В случае, когда эмоциональное состояние (здесь и сейчас) не устраивает человека, крайне важно во-первых, осознать: какие эмоции и в каком центре активизированы. Не назвав чувства – мы не можем определиться: а что, собственно, происходит? Где?
Большинство людей, даже определившись со своими чувствами, следующий вопрос задают в прошлое, исходя из понимания причинно-следственных связей. ПОЧЕМУ я злюсь, тревожусь или обижаюсь? Потому что ……… (и т.д. и т.п.).
Наша психика устроена таким образом, что в большинстве случаев ответ обязательно будет получен, мало того – он, как правило, будет логичен. Действительно, как мне не злиться, если моя дочь меня не слушается и не выполняет моих «законных» просьб? Как мне не обижаться, если я от друга ожидаю одно, а получаю другое? Как мне не тревожиться, если жена танцует и общается с одним и тем же мужчиной, и видно, что ей это интересно и приятно?
Поэтому второй вопрос крайне важно задать не в прошлое (почему?), а в будущее: – ЗАЧЕМ (для чего) мне это эмоциональное состояние, как эти эмоции могут быть направлены, какую пользу они могут мне принести и в чем.
К примеру: «Зачем я испытываю осторожность, когда веду машину?» - «Для того, чтобы сохранить целостность автомобиля, своего тела, других участников движения; стабильность процесса передвижения (если я попаду в аварию – задержка в пути нарушит или разрушит процесс движения к цели)».
В этом случае энергетическое состояние легкого страха проживается комфортно и ничего менять не надо.
Если же на вопрос: «Зачем я боюсь, что с моей дочерью что-то трагическое произойдет в случае туристического похода?» ответ: «Не знаю, на всякий случай и т.д.», то стоит задуматься – а нужен ли этот страх, помогает ли он мне и моей дочери достичь в конечном итоге позитивных состояний?
Если нет, то необходимо от него избавляться, трансформировать в удовлетворяющие энергетические состояния.
Литература для углубления:
Пак Чже Ву «Лекции по Су-джок терапии»,
Роберт А. Уилсон «Психология эволюции», «Квантовая психология»;
Тимоти Лири «История будущего»,
Керрол Изард «Психология эмоций»,
Марк Воронов «Психосоматика», «Групповой портрет депрессии»
А. Лоуэн «Биоэнергетика», «Предательство тела», «Физическая динамика структуры характера»,
В. Райх «Функция оргазма»,
В. Баскаков «Танатотерапия»
Сюзан Заннос «Типы человека»,
Родни Коллин «Теория небесных влияний»,
А.Р. Арлашин «Четвертый путь вверх»,
Р. Броди «Психические вирусы»,
А. .Янов, «Первичная терапия»,
М. Фельденкрайз «Осознавание через движение»,
Луиза Хей «Исцели себя сам»,
А. Гайваненко «Заметки об ответственности», «Алгоритм формирования телесных состояний», «Психоэтиология травм»
Телефоны: 050-333-18-85,
093-316-25-03
http://bodysun.org/