Профессиональная реабилитация.
Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой.
Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астменаправлены на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма.
С этой целью используется комплекс лечебно – восстановительных мер, включающий:
- организацию лечебно – охранительного и диетического режима;
- применение лечебной физической культуры (ЛФК), массажа, физиотерапии;
- применение педагогического воздействия.
Назначение указанных методов определяется состоянием больного и особенностями течения заболевания.
Физическая реабилитация.
В реабилитации больного бронхиальной астмой физическим факторам воздействия принадлежит ведущая роль.
ЛФК является мощным фактором оздоровительного воздействия на организм больного бронхиальной астмой.
Основные задачи ЛФК:
1. нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного патологического очага) и снижение общей напряженности;
2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол;
3. развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;
4. укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания;
5. увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;
6. обучение произвольному мышечному расслаблению;
7. обучение больного управлять своим дыханием с тем, чтобы владеть им во время астматического приступа;
8. увеличение функциональных резервов с помощью тренировки;
9. достижение регрессии обратимых и стабилизация необратимых изменений в легких.
Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации организма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции. Активные занятия лечебной физкультурой ведут к оптимизации состояния соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способствуя устранению функциональных нарушений с ее стороны. Все это вместе с постановкой правильного дыхания улучшает подвижность грудной клетки, укрепляет дыхательную мускулатуру, способствует устранению нарушений в сфере нейроэндокринной регуляции, снижению повышенной лабильности бронхов, восстановлению нормального механизма дыхания, нормализации деятельности других внутренних органов.
Важное значение имеют дыхательные упражнения, направленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов. Спазмолитическое действие дыхательных упражнений, прежде всего, связано с действием носолегочного рефлекса. Дыхательные упражнения, осуществляемые вдыханием воздуха через нос, вызывают раздражение рецепторов верхних дыхательных путей, что рефлекторно влечет за собой расширение бронхов и бронхиол, а последнее – уменьшение или прекращение удушья. Спазмолитическое же действие гимнастических упражнений обусловливается поступлением в кровь большого количества адреналина в связи с усилением деятельности надпочечников во время работы. Спазмолитический эффект может зависеть также от преобладания симпатической иннервации, возникающей при физической деятельности.
Умение управлять своим дыханием, возникающее в результате систематической тренировки дыхания, обеспечивает больному более полноценный дыхательный акт во время удушья, значительно облегчая его состояние, и требует применения меньшего количества спазмолитических медикаментозных средств.
Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются:
- лечебная гимнастика;
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- дозированные прогулки по ровной местности;
- легкие спортивные игры, лыжные прогулки.
После окончания приступа для облегчения удаления трудно отделяющейся мокроты, устранения возникающих участков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом.
В основном же лечебную гимнастику назначают в период между приступами при улучшении общего состояния больного.
Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий и грудной клетки, в этих же целях применяются упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки.
Курс лечебной гимнастики можно условно разделить на два периода:
- подготовительный;
- тренировочный.
Подготовительный период служит больному для ознакомления со специальными упражнениями, для восстановления механизма правильного дыхания, а методисту для ознакомления с функциональными возможностями больного. Продолжительность его 2 – 3 дня, темп упражнений медленный. В тренировочном периоде применяется широкий арсенал общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений, преследующих цель полностью снять неблагоприятные последствия астматического приступа, осуществить тренировку аппарата внешнего дыхания, улучшить газообмен, интенсифицировать обменные процессы, повысить работоспособность организма в целом. Темп медленный и средний, продолжительность – от 2 до 3 недель. В занятия лечебной гимнастики необходимо включать самые простые, легко выполняемые упражнения – в виде сгибаний, разгибаний, отведений и приведений конечностей, а также упражнения на разгибания туловища, наклоны вперед, в стороны. В тренировочном периоде активно используются гимнастические предметы (палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке. Специальные физические упражнения направлены на тренировку и развитие функций и органов, нарушенных в связи с заболеваниями. Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание при бронхиальной астме уделяется специальным дыхательным упражнениям – как статическим, из которых важно выделить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.
К таким упражнениям относятся:
1. упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, так как они обеспечивают более полное удаление воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и брюшной пресс, участвующие в осуществлении полного выдоха;
2. упражнения с произношением гласных и согласных звуков, рассчитанные на развитие волевого сознательного управления выдохом самим больным с тем, чтобы сделать его равномерным, вместо прерывистого, спастического. Вибрация же верхних дыхательных путей способствует понижению спазма бронхов при выдохе;
3. на занятиях лечебной гимнастикой больного обучают урежению дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких;
4. надувание камеры, резиновых и грушевых предметов.
Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Подбор упражнений и длительность лечебной гимнастики при бронхиальной астме носят сугубо индивидуальный характер, зависят от физической подготовленности занимающихся и тяжести заболевания. Оценка эффективности предлагаемой методики осуществляется на основании самочувствия, показателей функции внешнего дыхания и кровообращения.
Кроме лечебной гимнастики при заболеваниях бронхиальной астмой могут использоваться и другие формы лечебной физической культуры. Наиболее доступная из них – дозированная ходьба по ровной местности, легкий бег.
Необходимо обратить внимание на ровное правильное дыхание, акцентировать выдох. Ходьбу необходимо проводить в летнее и зимнее время, приучая организм к низким температурам. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе. Ходьбу и бег лучше проводить в определенном месте (парк, лес) и т.д. Можно применять плавание, предварительно подготовив организм к холодной воде, поэтому необходимо начинать в теплое время года. Очень плодотворно действуют на больного бронхиальной астмой лыжные прогулки. Проводить их следует в спокойном темпе, не забывая о правильном дыхании, продолжительность их должна увеличиваться постепенно.
Противопоказания к занятиям лечебной гимнастики:
- лихорадочные состояния;
- резко выраженное обострение воспаления;
- частые приступы удушья;
- выраженная легочно-сердечная недостаточность III степени.
Массаж при бронхиальной астме.
Первоначальное положение больного – лежа на животе, руки вдоль туловища. Массаж спины начинают с приема поглаживания в направлении от нижнего края ребер к затылку, плечам и подмышечным впадинам. В поперечном направлении массаж делают от позвоночника по межреберным промежуткам к подмышечной впадине и обратно. Затем растирают кожу и разминают мышцы спины, плечевого пояса в продольном и поперечном направлениях. Заканчивают массаж поглаживанием. Длительность массажа спины 8 – 10 мин. Массаж передней стенки грудной клетки проводится, когда больной лежит на спине. Направление массажных движений от нижнего края реберных дуг к ключице, плечам и подмышечным ямкам, особенно тщательно проводится массаж груди в над- и подключичной области. Используют приемы поглаживания, кругового растирания, продольного разминания. Заканчивается массаж груди мягким сжатием грудной клетки несколько раз во время выдоха. Длительность массажа груди 5 – 6 мин, общее время процедуры 15 минут, курс лечения 12 – 15 процедур ежедневно или через день. Для закрепления результатов восстановительного лечения можно провести 2 – 3 курса массажа. В зависимости от особенностей патологического процесса в бронхах и легких вышеуказанная методика «классического» массажа может несколько изменяться. Так, при преобладании воспалительного процесса (например при пневмосклерозе) с нарушениями легочной вентиляции в массаже должны преобладать приемы растирания – растяжения, а у больных с преимущественно обструктивными нарушениями легочной вентиляции – приемы поглаживания и растирания. Массаж по указанной методике целесообразно проводить за 1,5 – 2 часа до процедуры лечебной гимнастики, так как проведение массажа в указанном интервале существенно увеличивает функциональные возможности дыхательной системы больного и позволяет полнее реализовать лечебный и тренирующий эффект физических упражнений.
Важное место в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой принадлежит закаливанию.
Физиотерапия при бронхиальной астме.
В реабилитации больных бронхиальной астмой широкое применение находят физиотерапевтические методы. Для снятия обструктивных нарушений со стороны бронхов у больных бронхиальной астмой с успехом применяются аэрозоли или электроаэрозоли бронхоспазмолитических препаратов. Благоприятное влияние на дренажную функцию бронхов с улучшением отхождения мокроты отмечается при проведении электрофореза с использованием 2% калия йодида. В ряде случаев хороший терапевтический эффект может быть получен при электрофорезе 5% раствора хлорида кальция.
В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны). Одним из факторов терапевтического воздействия при лечении больных бронхиальной астмой на курортах является климатотерапия.
Санаторное лечение проводится как в специальных пульмонологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях.
Основными лечебными факторами, используемыми для восстановления здоровья больных во время пребывания в санатории, являются воздушные и солнечные ванны, лечебная гимнастика, массаж, проведение закаливания с применением воздушных процедур.
Профессиональная реабилитация.
Профессиональная реабилитация – комплекс профессиональных, социальных и бытовых мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности и полноценности общественно-полезных отношений больного с обществом. Основным методом профессиональной реабилитации является трудотерапия (тонизирующая, восстановительная). При назначении трудотерапии основным принципом должно быть соответствие выполняемого объема работы функциональным способностям больного, осмысленность и полезность трудового процесса, проведение его в рамках кооперативной трудовой деятельности. Задачи лечебного труда сводятся к заинтересованности больного самим процессом трудотерапии, отвлечению его мыслей от своего заболевания, сохранению остаточной функции, трудовой тренировке для будущей жизни.
Средствами профессиональной реабилитации являются освобождение заболевшего от работы по листкам временной нетрудоспособности, своевременное освидетельствование пациента на ВТЭК, улучшение условий труда, исключение влияния профессиональных вредностей, обучение, переобучение, трудоустройство, использование остаточной трудоспособности инвалидов.