Список жизненных сфер для сопоставлений
1. Здоровье (главное − иметь хорошее здоровье и постоянно заботиться о нём).
2. Общение (главное − иметь такой круг общения, который удовлетворял бы духовно и эмоционально).
3. Высокий социальный статус, управление людьми (главное − завоевать такое общественное положение, которое обеспечит высокий статус и роль в обществе, а также управление людьми).
4. Создание семьи (главное − это создание своей семьи, воспитание детей).
5. Активность для достижения позитивных изменений в обществе (главное − активное отношение к тому, что происходит в общественной жизни).
6. Познание нового в мире, природе, человеке (главное − это открытие нового, интересного, стремление к познанию истины в мире, природе, человеке).
7. Помощь и милосердие к другим людям (главное − помогать другим людям, быть к ним великодушным, заботиться о них, жертвовать для других).
8. Высокое материальное благосостояние (главное − иметь в жизни высокий материальный достаток, уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и близких вещи. Важно быть материально обеспеченным человеком).
9. Получение высокого образования (главное − получить хорошее, высокое образование: в школе, училище, институте и т.д.).
10. Вера в Бога (главное − верить в Бога, посещать церковь, заниматься вопросами веры, религии и т.п.).
11. Приятное времяпрепровождение, отдых (главное − иметь возможность истратить своё время и средства на удовлетворение насущных желаний, удовольствия и отдыха. Важно жить в своё удовольствие и стремиться к развлечениям).
12. Полная самореализация (главное − это полностью реализовать себя в жизни, максимально развить свои способности).
13. Поиск и наслаждение прекрасным (главное − наслаждаться прекрасным и гармоничным; театром, произведениями искусства, красотой природы и человека).
14. Любовь (главное в жизни − любовь: к своим близким, отцу, матери, в дальнейшем к мужу, жене, детям).
15. Признание, уважение людей и влияние на окружающих (главное − завоевать в жизни такое положение, которое обеспечит уважение и признание людей и поможет влиять на окружающих).
16. Интересная работа (главное − иметь в жизни интересную работу, которая полностью удовлетворяла бы эмоционально).
17. Свобода как независимость в поступках и действиях (главное − быть свободным и независимым человеком в своих поступках, действиях и мыслях).
Обработка результатов.В каждой из трёх матриц подсчитывается отдельно количество единиц, двоек, троек и т.д., то есть определяется, с какой частотой испытуемый произвел выбор той или иной жизненной сферы (определяя её «значимость» на первом этапе, «степень переживаний» − на втором этапе, «стремление к реализации» на третьем этапе диагностики). После того, как подсчет «сырых» баллов заканчивается, строятся ценностные иерархии испытуемого по значимости (по результатам обработки первой матрицы), по степени переживания (по результатам обработки второй матрицы), а также иерархии жизненных сфер по степени стремления к реализации (на основании обработки результатов третьей части тестирования).
Результаты подсчетов по трём этапам исследования отобразите в виде гистограмм в одной координатной плоскости разными цветами.
Проранжировав жизненные сферы «по значимости», «по степени переживаний», «по степени стремления к реализации», можно увидеть наиболее значимые для испытуемого области (ими являются ценности, находящиеся на первых 3-4 ранговых местах) и наименее значимые, а также совсем не значимые сферы жизнедеятельности (они имеют последние 3-4 ранговых места). Сферой, которую испытуемый совсем игнорирует, являются та, которая совсем не получила выборов ни в одном из парных сопоставлений. Аналогичный анализ можно провести в отношении жизненных сфер «по степени переживаний», то есть с указанием жизненных сфер, с которыми связаны наиболее сильные переживания. Далее аналогично можно проанализировать жизненные сферы «по степени реализации», то есть с указанием жизненных сфер, которые человек стремится реализовать в жизни.
Теперь можно решать вопрос о наличии внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в системе ценностей. Внутренний конфликт – состояние, когда относительно значимого объекта нет сильных переживаний или нет сильного стремления к его обладанию или реализации, воплощению в жизнь. Внутренний вакуум – состояние, когда достигнутый (реализованный) жизненный объект не представляет особой значимости или не вызывает сильных эмоциональных переживаний, может сопровождаться ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, никчемности, внутренней пустоты.
Баллы | № жизненной сферы | |||||||||||||||
По «значимости» (1) | ||||||||||||||||
По «степени переживаний» (2) | ||||||||||||||||
По «стремлению к реализации» (3) | ||||||||||||||||
(1) – (2) | ||||||||||||||||
(1) – (3) | ||||||||||||||||
(2) – (3) |
Выявление внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в системе ценностных ориентацией. Так, если рейтинг некоторой ценности «по значимости» опережает рейтинг этой же ценности «по степени переживаний» на 8 и более единиц, то это указывает на наличие внутреннего конфликта в когнитивно-эмоциональной сфере. В случае, если рейтинг некоторой ценности «по степени переживаний» опережает рейтинги той же ценности «по значимости» на 8 и более единиц, это говорит о наличии внутреннего вакуума в когнитивно-эмоциональной сфере.
Если рейтинг некоторой ценности «по значимости» опережает рейтинг этой же ценности «по степени стремления к реализации» на 8 и более единиц, то это указывает на наличие внутреннего конфликта в когнитивно-поведенческой сфере. В случае, если рейтинг некоторой ценности «по степени стремления к реализации» опережает рейтинги той же ценности «по значимости» на 8 и более единиц, это говорит о наличии внутреннего вакуума в когнитивно-поведенческой сфере.
Если рейтинг некоторой ценности «по степени переживаний» опережает рейтинг этой же ценности «по степени стремления к реализации» на 8 и более единиц, то это указывает на наличие внутреннего конфликта в эмоционально-поведенческой сфере. В случае, если рейтинг некоторой ценности «по степени стремления к реализации» опережает рейтинги той же ценности «по степени переживаний» на 8 и более единиц, это говорит о наличии внутреннего вакуума в эмоционально-поведенческой сфере.
Тест «Диагностика волевого потенциала личности»
Цель: определение волевого потенциала личности.
Инструкция. Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. «В случае: согласия с содержанием вопроса ставьте «да»; при сомнении, неуверенности – «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии – «нет».
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учёбе или в быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесёт вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приёма пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова оппонента?
Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов: «да»=2 балла; «не знаю»=1 балл; «нет»=0 баллов.
0-12 баллов – с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учётом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить своё отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.
13-21 балл – сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22-30 баллов – с силой воли у вас всё в порядке. На вас можно положиться – вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это хорошо, но необходимо обладать ещё и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Список использованной литературы
1. Ахметжанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Светотон ЛТД, 1995.
2. Демина Л.С., Сивцова А.В. Этика и психология деловых отношений: Учебно-методическое пособие к практическим и семинарским занятиям / Под. Ред Л.С. Деминой. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 118 с.
3. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Издательство Политической литературы, 1978.
4. Диагностика волевого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
5. Основы психологии: Практикум/ Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.
6. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М. : Роспедагенство, 1995. – 108 с.
7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 88-93.
8. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.
9. Кукушкин В.С. психология делового общения. − М.: Март; Р. н/Д.: Март, 2003. − 368 с.
10. Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с.
11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М: Смысл, 1992.
12. Личность и общение: Учебное пособие / Сост. Н.С. Колмогорова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 127 с.
13. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.281-287.
14. Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.– М.: Генезис, 2005. – 124 с. (Серия «Психолог в школе»). – С. 69-73.
15. Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М., 1998. С. 512 – 517
17. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. – М.,1988.
18. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. / Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000.
19. Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
20. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС; 2006.
21. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
23. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.