Примерный перечень экзаменационных вопросов на 5 семестр

УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История зарубежной литературы XIX века (реализм)

по направлению подготовки бакалавра

___031000.62 «Филология»

(шифр и наименование направления, специальности)

Форма обучения очная

Распределение часов дисциплины по семестрам и видам занятий

(по учебному плану)

Количество кредитов (общее)
Часов по ГОСу (из РУП)
Виды контроля в семестрах (на курсах): Экзамены Зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Контрольные работы (для заочной формы обучения)
Экзамен
Кол-во недель Вид занятий № семестров
Итого
Лекции
Лабораторные
Практические
Ауд. занятия
Сам. работа
Итого
                                 

Тольятти, 2008 г.

Программу составил:

к.пед.н., доцент _________________ Тюркин Богдан Васильевич

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И. О.)

Учебная (рабочая) программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана направления подготовки (специальности)____031000.62 Филология___

на кафедре ____русского языка и литературы____

(наименование кафедры)

Учебная (рабочая) программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы

Протокол заседания № 6 от «28» января 2008 г.

Срок действия программы: 5 лет.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой __русского языка и литературы______________

выпускающей специальность (направление))

«28___»_января_______2009__г. _________________ __Венгранович М. А._______

(Фамилия И.О.)

Директор научной библиотеки

«___»________200__г. ________________ _ Асаева А.М.____________

(подпись) (Фамилия И. О.)

Цели и задачи курса

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х годов. Однако такое разделение условно. На формирование реалистического искусства оказали влияние как сочинения экономистов Англии и историков преимущественно Франции, так и работы естествоиспытателей XVIII и XIX вв. Реализм XIX века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании – как уже сложившиеся и вневременные.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным его жанром становится роман – социальный, социально-психологический, роман воспитания и так далее.

Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу лишь к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Наиболее яркие её образцы, сближающиеся во многом с романтическим типом творчества, даёт Германия – Бюхнер, Геббель, Гуцков, что обусловлено напряжённостью социальной жизни и неразрешённостью национальных проблем (раздирающей страну раздробленности).

Поэзия также претерпевает изменения по сравнению с романтизмом. Она лишается риторики, апеллируя к выразительности и смысловой наполненности образа – необычного, часто шокирующего или символического. В ней возникают предсимволические явления (Бодлер). Не лишена она и политической остроты (Уитмен).

Самым значительным явлением в литературе данного периода является французский реализм. Его концепция складывается в «Предисловии к “Человеческой комедии”» и в «Этюде о Бейле» Бальзака, а также в работах Стендаля «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и “Принцесса Клевская”», конспектирование которых является обязательным требованиям к самостоятельной работе студентов перед выходом на аттестацию по курсу.

Дисциплина рассчитана на бакалавров III курса. Предполагается, что ими освоены сведения по истории литературного процесса предшествующих периодов, усвоены литературоведческие термины. Лекционный блок предполагает реализацию подхода к изложению материала как по персоналиям, так и обзор основных литературных явлений в их движении. Он носит во многом установочный характер, большую часть материала студенты должны будут изучить самостоятельно.

Задачи практических занятий определяются необходимостью осмысления и вырабатывания навыков анализа художественного произведения, изучением методов и методик подхода к художественному тексту и умениям их практического использования в научном анализе текста.

Памятка бакалавру

О возможных принципах работы над курсом «История зарубежной литературы. XIX век (реализм)».

Чтобы хорошо освоить курс нужно:

  1. Познакомиться с Рабочей программой по курсу;
  2. Прочитать, осмыслить материал учебной лекции;
  3. Законспектировать наиболее важные статьи и монографии, рекомендованные преподавателем и Программой;
  4. Готовиться к практическим занятиям;
  5. Пробовать свои силы в анализе художественного текста.

Понятия и термины, которые бакалавр должен усвоить и запомнить при изучении курса.

Основной корпус понятий и терминов осваивался студентами при изучении всех филологических дисциплин. Здесь обозначен терминологический теоретический минимум, связанный с дисциплиной «История зарубежной литературы. XIX век (реализм)»:

Аболиционизм, автор, аллегория, аллюзия, антология, архетип, беллетристика, биддермейер, дарвинизм, дегероизация, детерминизм, имперсональность, интерпретация, историзм, контекст, лейтмотив, литературный тип, марксизм, материализм, мистификация, нарратология, нарратор, ньюгейтский роман, оптимизм, парадигма, пессимизм, подтекст, поток сознания, скэтч, социально-психологический роман, стоицизм, точка зрения, урбанизм, уэллеризм, феноменология, фрагментарность, хронотоп, цинизм, эпопея, юмор.

Умения и навыки, которые бакалавр должен приобрести при изучении курса

1. Курс истории зарубежной литературы XIX века должен способствовать актуализации знаний, получаемых при изучении всего курса «История зарубежной литературы».

2. Студент должен усвоить и применять в практическом анализе художественных произведений основные литературоведческие понятия и термины.

3. Ориентироваться в основных явлениях и персоналиях реалистического направления мировой литературы XIX столетия.

4. Уметь рассматривать литературный процесс и творчество отбельных авторов в историческом и культурном контексте эпохи.

5. Использовать справочную литературу (литературоведческие словари, литературные энциклопедии, библиографические справочники и указатели).

6. Реферировать, конспектировать, использовать научные исследования и материалы, давать оценку методам и методикам исследований.

7. Вести самостоятельную подготовку по разделам дисциплины.

Содержание дисциплины:

наименование лекционных тем, их содержание

и объем в часах на 5 семестр

Тематика Содержание лекции Часы
1. Западноевропейская литература 1830 – 1840 гг. Реализм. Социально-исторические и эстетические предпосылки становления реализма: темы, идеи, жанры, реалистический характер. Особенности развития реализма во Франции 1830-1840-х гг. Развитие реализма в Англии в 1830-40-е гг. Литературная ситуация в Германии: борьба за новую эстетику и новый тип художника.
2. Проза Фредерика Стендаля (1789 – 1842). Мировоззрение и эстетика Стендаля: «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и “Принцесса Клевская”». Романтический характер и реалистические обстоятельства в новелле «Ванина Ванини». Роман Стендаля «Красное и чёрное»: жанр, герой, особенности психологизма. «Пармская обитель»: проблема героя и жанра.
3. Проспер Мериме (1803 – 1870) и реалистическая традиция. Мериме и романтическая традиция: «Театр Клары Гасуль» и «Гусли». Роман «1572. Хроника времён Карла IX»: особенности жанра и принципы исторической реконструкции. Мериме-новеллист: особенности жанра и принципы реалистического психологизма.
4. Творчество Оноре де Бальзака (1799 – 1850) Системность и историзм – принципы эстетики и художественного метода Бальзака. «Предисловие к “Человеческой комедии”». Принципы типизации и художественная структура в повести «Гобсек». Жанровое своеобразие романов «Отец Горио» и «Шагреневая кожа».
5. Реализм в Англии: Чарльз Диккенс (1812 – 1870) и Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863). Основные тенденции творческого развития Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» и литературная традиция. Тема детства в романах Диккенса 1830-40-х гг. Роман «Домби и сын»: структура и образная система. Эстетические и литературно-теоретические взгляды У.М. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия»: жанровое своеобразие и образная система.
6. Эстетика реализма Западной Европы после 1848 года. Социально-исторический характер эпохи. Основные тенденции развития западноевропейского реализма после 1848 г. Проблема социального и психологического анализа в литературе эпохи.
7. Гюстав Флобер (1821 – 1880) и его «башня из слоновой кости». Основные этапы творческого пути писателя. Своеобразие эстетики и особенности реализма. Роман «Госпожа Бовари»: проблема конфликта и характерология. Повесть «Простая душа»: реалистический характер и символика.
8. Реализм в Германии 1850 – 1880-х годов. Особенности социально-политического развития страны. «Реалистические накопления»: Раабе, Шторм, Фонтане.
9. Реализм в США после 1848 г. Уолт Уитмен (1819-1892). Особенности литературной ситуации. Вклад позднего романтизма в развитие эстетики реализма: социальность и историзм Г. Мелвилла, аболиционизм и художественные открытия Г. Бичер-Стоу. Проблема творческого метода У. Уитмена. Психологизм в «Алой букве» Н. Готорна.

Итого: 20 часов.

Практические занятия на 5 семестр

Тематика Часы
1. «Красное и чёрное» Фредерика Стендаля: проблематика и особенности создания характера.
2. Мастерство Проспера Мериме-новеллиста.
3. Художественный мир Оноре де Бальзака (на материале романа «Отец Горио»).
4. «Домби и сын» Чарльза Диккенса как пример социально-психологического романа.
5. «Ярмарка тщеславия» Уильяма Мейкписа Теккерея как “роман без героя”.
6. Объективный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».
7. Проблематика, темы и идеи сборника стихотворений Шарля Бодлера «Цветы зла».
8. «Листья травы» Уолта Уитмена: новаторство лирической формы и содержания.

Итого: 16 часов.

Самостоятельная работа на 5 семестр

Содержание Источник Форма контроля
1. Стендаль как теоретик реалистического направления: статьи и эссе. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 20, 28, 40, 61, 67, 68. Читательский дневник.
2. О. де Бальзак и новая реалистическая эстетика во Франции. «Этюд о Бейле». №№ 1, 2, 4, 6, 7, 10, 17, 20, 22, 28, 38, 40, 45, 60, 67, 68. Читательский дневник.
3. Лирика французских поэтов Беранже, Готье, де Лиля. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 10, 12, 20, 28, 32, 37, 45, 67, 68. Читательский дневник.
4. «Саламбо», «Воспитание чувств» и «Бювар и Пекюше» - поздние романы Г. Флобера. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 20, 28, 37, 40, 45, 46, 54, 67, 68. Читательский дневник.
5. Жанр рождественской повести в творчестве Ч. Диккенса. «Рождественские песни». №№ 1, 3, 4, 5, 15, 20, 24, 28, 33, 37, 40, 41, 42, 44, 50, 52. Читательский дневник.
6. «Джейн Эйр» и «Городок» Ш. Бронте как типы социально-психологического романа. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 20, 41, 42, 45, 50, 55, 57, 65, 67, 68. Читательский дневник.
7. Идейно-художественное своеобразие романа «Грозовой перевал» Эмили Бронте. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 20, 41, 42, 45, 50, 55, 57, 65, 67, 68. Читательский дневник.
8. Поэтическое наследие сестёр Бронте. №№ 1,2,3,20,40,42,45,50,67. Чит. дневник.
9. «Мельница на Флоссе» Д. Элиот как пример социально-психологического романа. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 20, 31, 41, 42, 45, 50, 65, 67, 68. Читательский дневник.
10. Реалистические черты в сборнике стихов Генриха Гейне «Книга песен». №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 18, 20, 21, 25, 26, 28, 45, 67, 68. Читательский дневник.
11. Поэзия прерафаэлитов: А. Теннисон, К. Россетти и Д.Г. Россетти. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 20, 42, 65, 67, 68. Читательский дневник.
12. «Лексикон прописных истин» Г. Флобера как сатирическое отражение эпохи. №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 20, 28, 37, 40, 45, 46, 54, 67, 68. Читательский дневник.
13. Имморализм в сборнике Ш. Бодлера «Цветы зла». №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 20, 21, 28, 38, 39, 45, 53, 67, 68. Читательский дневник.
14. Проза афро-американских писателей: Ф. Дуглас, Г. Уилсон, Г. Джейкобс. №№ 14, 48, 65, 67, 68. Читательский дневник.

Итого: 36 часов

Список учебной и научно-методической литературы на 5 семестр

Художественные тексты для обязательного чтения:

1. Беранже, Ж.П., Лиль, Л. де, Готье, Т.(Франция). Лирика.

2. Стендаль, Ф.(Франция). Романы: «Красное и чёрное», «Пармская обитель». Новелла «Ванина Ванини».

3. Бальзак, О. де(Франция). Повесть «Гобсек». Романы: «Отец Горио», «Шагреневая кожа».

4. Мериме, П.(Франция). Сборник: «Театр Клары Гасуль». Роман «Хроника времён Карла IX». Новеллы: «Маттео Фальконе», «Таманго», «Кармен», «Жемчужина Толедо», «Этрусская ваза».

5. Флобер, Г. (Франция). Роман «Госпожа Бовари». Повесть «Простая душа». Сборник афоризмов: «Лексикон прописных истин».

6. Бодлер, Ш.(Франция). Сборник стихотворений «Цветы зла».

7. Диккенс, Ч.(Великобритания). Романы: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын». Сборник: «Рождественские песни».

8. Теккерей, У.М.(Великобритания). Роман: «Ярмарка тщеславия».

9. По выбору: Бронте, Ш.(Великобритания). Романы: «Джейн Эйр», «Городок». Бронте, Э.(Великобритания). Роман «Грозовой перевал».

10. Теннисон, А., Россетти, Д.Г., Россетти, К.(Великобритания – Италия). Лирика.

11. Гейне, Г. (Германия). Сборник стихотворений «Книга песен».

12. Фонтане, Т. (Германия). Романы по выбору: «Эффи Брист», «Пути-перепутья».

13. Уитмен, У.(США). Сборник стихотворений «Листья травы».

14. Готорн, Н. (США). Роман «Алая буква».

15. Бичер-Стоу, Г.(США). Роман «Хижина дяди Тома».

16. Мелвилл, Г. (США). Роман «Моби Дик, или Белый кит».

Художественные тексты для дополнительного чтения:

1. Бальзак, О. де(Франция). Романы: «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии».

2. Флобер, Г.(Франция). Романы: «Саламбо», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше».

3. Диккенс, Ч. (Великобритания). Романы: «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Девид Копперфилд», «Тяжёлые времена», «Крошка Доррит», «Большие надежды».

4. Теккерей, У.М.(Великобритания). Роман «История Генри Эсмонда, эсквайра».

5. Элиот, Д. (Великобритания). Романы: «Мельница на Флоссе», «Мидлмарч».

6. Раабе, В. (Германия). Роман «Летопись Птичьей слободы».

Список статей для обязательного конспектирования:

1. Стендаль, Ф.Расин и Шекспир, Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» // Зарубежная литература XIX века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов / сост. А.С. Дмитриев и др. – М., 1990.

2. Бальзак, О. де.Предисловие к «Человеческой комедии», Этюд о Бейле // Там же.

Основные учебники:

1. Зарубежная литература XIX века : Реализм: хрестоматия ист.-лит. материалов: для филол. спец. вузов / [сост. Н.А. Соловьева и др.]. - М. : Высш. шк., 1990. - 383 с. . (134 экз.)

2. Луков В.А. История литературы : Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для вузов / В.А. Луков. - Гриф УМО. - М. : Академия, 2003, 2005, 2006. - 511 с. (2, 10, 30, экз.)

3. Михальская Н.П. История зарубежной литературы XIX века : Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит.": В 2 ч. Ч. 2 / Н.П. Михальская, А.А. Завьялова, В.А. Луков, В.А. Луков, В.А. Луков. - М. : Просвещение, 1991. - 255 с. (102 экз.)

4. Лелявская М.Г. История зарубежной литературы : контр.-измер. материалы для напр. "Филология": учеб. метод. пособие / М.Г. Лелявская, Б.В. Тюркин; ТГУ; Гуманит. ин-т; каф. "Рус. яз. и лит.". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 155 с. – (97 экз)

5. История зарубежной литературы XIX века: учебник / Е.М. Апенко [и др.]; под ред. Е.М. Апенко. - М. : Проспект, 2001. - 413 с. (2 экз.)

6. История зарубежной литературы XIX века:учебник для вузов / под ред. Соловьёвой, Н.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа; ИЦ «Академия», 2000. – 559 с. –(1 экз.)

7. Зарубежная литература XIX века: практикум / отв. ред. В.А. Луков. – М.: Флинта; Наука. – 2002. – 464 с. (30 экз.)

Дополнительная литература (учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии и персоналии):

8. Артамонов, С.Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – 336 с.: ил.

9. Бальзак в воспоминаниях современников.- М.: Художественная литература, 1986.-559 с.

10. Белоусов, Р. Муза Флобера // Хвала Каменам. – М., 1982. – С. 243 – 278.

11. Белоусов, Р. Ревнивая муза [история создания Г. Флобером романа «Госпожа Бовари»] // Смена, 1998. – № 4. – С. 76 – 91.

12. Боккаччо; Бомарше; Беранже; Байрон; Бальзак: биографические повествования / сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 455 с.: ил.

13. Борисенко, Н.А. Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе» // Литература в школе, 2001. - № 3. – С. 41.

14. Ваксберг, А. Песня, судимая трижды: [жизнь и творчество Беранже, распространение его песен в России] // Не продаётся вдохновеньем. – М., 1990 – С. 26 – 41.

15. Герцик, А.В. Новелла «Гобсек» О. де Бальзака // Литература в школе, 2000. - № 1. – С. 101.

16. Гиленсон, Б.А. История литературы США: Учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 704 с.

17. Говард; Лассаль; Диккенс; С. Соловьёв: биографические повествования / сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD,1999. – 427 с.

18. Горбунов, А. Романтик морской стихии: [К 175-летию со дня рождения Г. Мелвилла] // Библиотека, 1994. - № 5. – С. 61 – 63.

19. Грифцов, Б. Гений Бальзака / вст. заметка и публикация В. Лушпая // Вопросы литературы, 2002. - № 3 – Май – Июнь. – С. 122 – 131.

20. Елизаветина, Г.Г. «Один из наших кумиров…» Г. Гейне и «шестидесятники» прошлого века // Литература в школе, 1997. - № 6. – С. 35 – 44.

21. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: учебное пособие / под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высшая школа, 2001. – 335 с.

22. Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997.

23. Иванов, В.В.Гейне в России; Бодлер перед зеркалом // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 3 / Ин-т мировой литературы МГУ. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 816 с.: ил. – С. 490 – 506.

24. Каневский, Л. Неизвестный Бальзак: [из жизни писателя] // Смена, 1999. - №8.– С. 233-243.

25. Киреев, Р. Стендаль в России // Литература, 2000. - № 21. – С. 15.

26. Кретова, А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь» // Литература, 2001. - № 1. – С. 2.

27. Кузьмина, Е.О.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…». Г. Гейне «Сосна» и картина И.И. Шишкина «На севере диком…» // Литература в школе, 2001. - № 8. – С. 32.

28. Лессинг; Шиллер; Бёрнс; Гейне; Мицкевич: биографические повествования / сост., общ. ред. Болдырев, Н.Ф. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 487 с.: ил.

29. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Ин-т научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб.

30. Луков, В.А.История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 512 с.

31. Мадор, Ю. Пророчества Гейне [философия творчества и общественные взгляды поэта] // Свободная мысль, 1999. - № 7. – С. 78 – 79.

32. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе: курс лекций. – М.: РГГУ, 2000. – 170 с.

33. Мильтон; Свифт; В. Скотт; Теккерей; Дж. Элиот: биографические повествования / сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 427 с.: ил.

34. Михайлова, И.Н., Петраш, Е.Г. Искусство и литература Франции: с древних времён до ХХ века. – М.: КДУ, 2005. – 384 с.: ил.

35. Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

36. Морозов, И.В. Основы культурологи. Архетипы культуры. – М.: «Театр Системс», 2001.-608 с.

37. Моруа, А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10: литературные портреты / пер. с фр.; коммент. С. Зенкина. – М.: ТЕРРА – Кн. клуб; Литература, 2001. – 672 с.

38. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе / пер. с ан., под ред. В.А. Харитонова; предисловие к русскому изданию А.Г. Битова. – М.: Изд-во НГ,1998. – 512 с.

39. Нарцизова, О.А.История зарубежной литературы. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. – (Серия «Сессия без депрессий»).

40. Нордау, М. Вырождение / пер. с нем. и предисл. Р.И. Сементковского; Современные французы / пер. с нем. А.В. Перелыгиной; послесл. В.М. Толмачёва. – М.: Республика, 1995. – 400 с. – (Прошлое и настоящее).

41. Пишуа, К., Зиглер, Ж.Ш. Бодлер: фрагменты книги: [О жизни и творчестве писателя] // Иностранная литература, 2000. - № 4. – С. 140 – 163.

42. Проскурин, Б.М., Яшенькина, Р.Ф.История зарубежной литературы XIX века: западно-европейская реалистическая проза.: учебное пособие. – М.: Флинта; Наука. – 1998. – 416 с.

43. Путеводитель по английской литературе / под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер / пер. с англ. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – 928 с.

44. Путеводитель по искусству / под ред. Яна Чилверса / пер. с ан. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2004. – 688 с.

45. Рабинович, В.С. Западная литература. История духовных исканий: пособие. – М.: «Интерпракс», 1994. – 376 с.

46. Роуз, Ф. К. Хогарт и Ч. Диккенс: фрагмент книги // Иностранная литература, 2003. - № 3. – С. 222 – 249.

47. Самарин, Р.М. Зарубежная литература: учебное пособие / сост. М.Р. Волкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1987. – 368 с.

48. Саррот, Н. Флобер – наш предшественник: [анализ творчества писателя] // Вопросы литературы, 1997. - № 3. – Июль. – С. 225 – 243.

49. Современное зарубежное литературоведение(страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. – М.: Интрада-ИНИОН, 1999. – 320 с.

50. Спэкерен, Кетрин ван. Американская литература: краткая история. – М.: Информационное агентство США, 1995. – 135 с.

51. Стулов, Ю.В.100 писателей США. – МН.: Выш. шк., 1998. – 334 с.: ил.

52. Судленкова, О.А., Кортес, Л.П. 100 писателей Великобритании. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 247 с.: ил.

53. Сумина, Е. Две героини романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» // Литература, 2001. - № 31. – С. 14.

54. Троллоп, Т.-А.Что я помню: Главы из книги [воспоминания о Диккенсе] / вст., пер. и прил. М.П. Тугушевой // Иностранная литература, 1987. - № 2. – С. 226 – 232.

55. Труайя, А. Бодлер / пер. с фр. В.А. Никитина; вст слово С.Б. Джимбинова. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 272 с.: ил. – (ЖЗЛ).

56. Труайя, А. Гюстав Флобер / пер. с фр. Л. Серёжкина. – М.: Эксмо, 2005. – 444 с.: ил.

57. Тугушева, М.П. Перед лицом истины: Э. Гаскелл, Ш. Бронте // В надежде правды и добра: Портреты писательниц. – М., 1990. – С. 110 – 209.

58. Тугушева, М.П. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». – М.: Высш. шк., 1985. – 96 с.

59. Тугушева, М.П. Шарлотта Бронте: очерк жизни и творчества. -М.: Худож. лит., 1982.-191 с.

60. Уильям Теккерей: «Застигнутый врасплох вспышкой страсти»: [любовь в жизни английского писателя] // Наука и религия, 2004. - № 2. – С. 50 – 53.

61. Фретье, Ж. Проспер Мериме / пер. с фр. – М.: Радуга, 1987. – 312 с.

62. Цвейг, С. Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский. Бальзак: биографии / пер. с нем. // Цвейг С. Собрание соч.: в 10 т. Т. 4. – М.: ТЕРРА, 1996. – 624 с.

63. Цвейг, С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой / пер. с нем. // Цвейг С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 373 – 670.

64. Цимбаева, Е. Исторические ключи к литературным загадкам: «Тайна Эдвина Друда» // Вопросы литературы, 2005. – июнь (№ 3). – С. 305 – 343.

65. Чуковский, К.И. Мой Уитмен: Очерки жизни и творчества. – М., 1966.

66. Шевченко, М. Игра по роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» // Литература, 2000. - № 22. – С. 14.

67. Штайн, В. Хронология мировой цивилизации: в 2 т. / пер. с нем.; отв. редактор Е. Лакирева; худ. П. Маслов. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2003.

68. Штейн, А.Л. История испанской литературы. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едитория УРСС, 2001. – 608 с.

69. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 656 с.: ил.

70. Энциклопедия читателя: литературные, библейские, классические и исторические аллюзии, реминисценции, темы и сюжеты, мифологические и сказочные герои, литературные маски, персонажи и прототипы, реальные и вымышленные топонимы, краткие биографии и рекомендуемые библиографии / под ред. Ф.А. Еремеева. – Т. 1: А – Д. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, ИД «Сократ», 1999. – 792 с.

Примерная тематика докладов, рефератов и контрольных работ на 5 семестр

1. Принципы отражения действительности в «Предисловии к драме “Кромвель”» В. Гюго и «Предисловия к “Человеческой комедии”» О. де Бальзака.

2. Французская литература с позиций Бальзака, выраженная в «Этюде о Бейле».

3. Связь Стендаля с традициями французского психологического романа, отражённая в статье «Вальтер Скотт и “Принцесса Клевская”».

4. Отличие способов создания психологического портрета у П. Мериме от способов создания психологического портрета у Ф. Стендаля.

5. Эволюция характеров персонажей у О. де Бальзака и её причины.

6. Способы изображения душевных состояний героев у Ч. Диккенса.

7. Своеобразие микрокомпозиции в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари».

8. Концепция истории в романе Г. Флобера «Саламбо».

9. Романтическое и реалистическое начала в романе Г. Флобера «Саламбо».

10. «Лексикон прописных истин» Г. Флобера как образец парадоксального мышления эпохи.

11. Философская лирика Леконта де Лиля. Своеобразие проблем и образов.

12. Анималистическая поэзия Леконта де Лиля.

13. «Эстетика безобразного» в поэзии и прозе Франции.

14. Авторское мироощущение в «Сплинах» Ш. Бодлера и способы его образной передачи.

15. Двоемирие в «Цветах зла» Ш. Бодлера.

16. Предсимволистические тенденции в поэзии Ш. Бодлера.

17. Импрессионистические тенденции в прозе Ш. Бодлера.

18. Балладное начало в поэзии А. Теннисона.

19. Двоемирие в поэзии Д.Г. Россетти.

20. Религиозные мотивы в поэзии К. Россетти.

21. Идейное и «формальное» новаторство У. Уитмена.

22. Русская история «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

23. Способы создания и эстетическая функция полифонии в рассказе Г. Бюхнера «Ленц».

24. Типы лейтмотивов в романе Ч. Диккенса «Домби и сын» и способы их создания.

25. Образная характеристика современного мира в романе О. де Бальзака «Отец Горио».

Примерный перечень экзаменационных вопросов на 5 семестр

1. Социально-исторические и эстетические предпосылки становления реализма: темы, идеи, жанры, реалистический характер.

2. Особенности развития реалистического направления во французской литературе 1830-40 гг.

3. Философские и эстетические принципы творчества Ф. Стендаля. Статьи «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и “Принцесса Клевская”».

4. «Красное и чёрное» Ф. Стендаля как социально-психологический реалистический роман: проблематика и её отражение в системе образов и композиции книги.

5. Главный герой романа Ф. Стендаля «Красное и чёрное», его представление о счастье, «наполеоновская» идея. Эволюция Жюльена Сореля под воздействием внешних обстоятельств. Способы раскрытия типичности героя.

6. История становления молодого героя в творчестве Ф. Стендаля («Красное и чёрное», «Пармская обитель»).

7. Жанрово-композиционное своеобразие, система образов и проблематика романа Фредерика Стендаля «Пармская обитель».

8. Романтический характер и реалистические обстоятельства в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини».

9. Философско-эстетические взгляды Оноре де Бальзака. «Этюд о Бейле» как манифест реалистического искусства.

10. Идейный замысел и композиция «Человеческой комедия». О. де Бальзак. Системность и историзм – принципы эстетики и художественного метода Бальзак, изложенные в «Предисловии к “Человеческой комедии”».

11. Концепция мира и человека в романе О. де Бальзак «Шагреневая кожа». Развитие идей романа в «Этюдах о нравах».

12. «Отец Горио» О. де Бальзака как тип социально-психологического романа. Шекспировские мотивы в романе.

13. Проблема молодого героя в романе О. де Бальзака «Отец Горио».

14. Принципы типизации и художественная структура повести «Гобсек» О. де Бальзака.

15. Художественный метод П. Мериме и романтическая традиция: «Театр Клары Гасуль» и «Гусли».

16. Роман П. Мериме «Хроника времён Карла IX». Особенности жанра и принципы исторической реконструкции.

17. Романтическое и реалистическое начала в «экзотических» новеллах П. Мериме.

18. Психологическая новелла П. Мериме «Этрусская ваза»: композиция, система образов, связь героя с социальной средой, лейтмотивы и символика.

19. Основные тенденции развития западноевропейской литературы после 1848 года.

20. Проблема социального и психологического анализа в литературе 1850 – 1870-х годов.

21. Философско-эстетические взгляды Г. Флобера. Своеобразие художественного метода в повести «Простая душа».

22. Ирония в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»: её предмет, функции, способы создания. Образ автора и реализация принципа «объективного повествования» в романе.

23. Французские поэты Л. де Лиля, Ж.П. Беранже, Т. Готье и новаторство их лирики.

24. Концепция мира и человека в книге Ш. Бодлера «Цветы зла». Идея связанности всех явлений мироздания.

25. Место «Книги песен» в творческом наследии Г. Гейне и реализм в Германии 1830-40-х гг.

26. Английский реализм: временные границы, основные представители, жанровое своеобразие. Викторианство как феномен культуры.

27. Поэзия прерафаэлитов как противоположность реалистической эстетике.

28. Периодизация творчества и Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» как отражение мировоззренческих концепций писателя.

29. Жанр «рождественского рассказа» в творчестве Ч. Диккенса.

30. Философско-нравственная проблематика и художественное своеобразие романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста».

31. Роман Ч. Диккенса «Домби и сын»: смысл названия, проблематика и символика книги.

32. У.М. Теккерей – сатирик: художественное и идейное своеобразие творческого наследия.

33. История создания, жанровое своеобразие, особенности композиции и система образов романа У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

34. Творчество сестёр Бронте. Жанры социального и воспитательного романа в английской литературе.

35. Литературная ситуация в Германии 1850 – 70-х гг.: борьба за новую эстетику и новый тип художника.

36. Художественное и идейное своеобразие произведений немецких реалистов В. Раабе и Т. Шторма.

37. Особенности поэтики «современного романа» Т. Фонтане. Анализ одного из романов писателя по выбору.

38. Своеобразие литературы США середины XIX века.

39. История создания, композиция, философская и социальная проблематика поэтического сборника У. Уитмена «Листья травы».

40. Реализм в творчестве афро-американских писателей: Ф. Дуглас, Г. Джейкобс, Г. Уилсон. Тема рабства в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

41. Идейно-художественное своеобразие романа Н. Готорна «Алая буква».

42. Символизм и реалистические черты в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит».

Практические занятия на 5 семестр

Практическое занятие № 1: «Красное и чёрное» Фредерика Стендаля: проблематика и особенности создания характера.

1. Политическое и эстетическое кредо Ф. Стендаля.

2. История создания и смысл названия романа «Красное и чёрное».

3. Время в романе:

· время историческое и приёмы его представления в произведении;

· время и личность в романе.

4. Стендаль о характере.

5. Способы создания характера в романе:

· приёмы введения персонажа и своеобразие портретных характеристик;

· художественные средства раскрытия внутреннего мира героя: внутренний монолог и его функции в построении характера;

· автор в романе: приёмы выражения авторской позиции и роль автора в создании характера;

· роль предметного мира, детали в построении характера.

6. Особенности психологизма Ф. Стендаля.

Доклады:«Романтические элементы в романах Ф. Стендаля». «Книга Ф. Стендаля “О любви” и тема любви в творчестве писателя».

Литература:

Учебники и учебные пособия:

1. Зарубежная литература XIX века: практикум / отв. ред. В.А. Луков. – М.: Флинта; Наука. – 2002. – 464 с.

2. История зарубежной литературы XIX века:учебник / под ред. Апенко Е.М. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – 416 с.

3. История зарубежной литературы XIX века:учебник: в 2-х ч.: Ч. 2 / под ред. Михальской Н.П. – М., 1980.

4. Луков, В.А.История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 512 с.

5. Проскурин, Б.М., Яшенькина, Р.Ф.История зарубежной литературы XIX века: западно-европейская реалистическая проза.: учебное пособие. – М.: Флинта; Наука. – 1998. – 416 с.

Персоналии:

6. Артамонов, С.Д. Стендаль // Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – С. 162 – 183.

7. Киреев, Р. Стендаль в России // Литература, 2000. - № 21. – С. 15.

8. Теперик, Т. Стендаль // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 136 – 142.

9. Храповицкая, Г.Н. Стендаль, Фредерик // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – С. 275 – 284.

10. Цвейг, С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой / пер. с нем. // Цвейг С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 373 – 670.

Практическое занятие № 2: Мастерство Проспера Мериме-новеллиста.

1. Жанр новеллы в творчестве П. Мериме: разновидности новелл, сюжетно-композиционные особенности.

2. Соотношение романтической и реалистической эстетик в «экзотических» новеллах Мериме. Проблема чести в новелле «Маттео Фальконе».

3. Литературные традиции в новелле «Таманго». Изображение мира цивилизации и мира варваров в произведении.

4. Новелла «Кармен»: особенности композиции, конфликта, системы образов. Соединение исключительного и типичного в образе главной героини.

5. «Этрусская ваза» как пример «психологической» новеллы: композиция, система образов, связь героя с социальной средой, лейтмотивы и символы.

Доклад:«Концепция истории в романе П. Мериме “Хроника времён Карла IX”».

Литература:

Учебники и учебные пособия:

1. Учебная литература та же, что и к Практическому занятию № 1 (пункты 1 – 5).

Персоналии:

2. Борисенко, Н.А. Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе» // Литература в школе, 2001. - № 3. – С. 41.

3. Луков, В.А. Мериме, Проспер // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – С. 37 – 42.

4. Теперик, Т. Проспер Мериме // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 150 – 154.

5. Фретье, Ж. Проспер Мериме / пер. с фр. – М.: Радуга, 1987. – 312 с.

Практическое занятие № 3: Художественный мир Оноре де Бальзака (на материале романа «Отец Горио»).

1. Формирование эстетических взглядов О. де Бальзака. Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии».

2. Предисловие к «Человеческой комедии». Реализация в нём принципов классификации и связи явлений.

3. Проблематика романа.

4. Композиция романа «Отец Горио» и её роль в раскрытии основных проблем.

5. Концепция человека у Бальзака. Система образов в романе. Приёмы создания характера.

6. Концепция мира у Бальзака. Предметный мир в «Отце Горио».

7. Своеобразие художественного мира романа.

Доклады:«Шекспировская тема в романе О. де Бальзака “Отец Горио”», «Женские образы в произведениях О. де Бальзака (произведения по выбору)».

Литература:

1. Учебная литература та же, что и к Практическому занятию № 1 (пункты 1 – 5).

Персоналии:

2. Артамонов, С.Д. Бальзак // Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – С. 183 – 190.

3. Бальзак в воспоминаниях современников.- М.: Художественная литература, 1986.-559 с.

4. Боккаччо; Бомарше; Беранже; Байрон; Бальзак: биографические повествования / сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 455 с.: ил.

5. Грифцов, Б. Гений Бальзака / вст. заметка и публикация В. Лушпая // Вопросы литературы, 2002. - № 3 – Май – Июнь. – С. 122 – 131.

6. Каневский, Л. Неизвестный Бальзак: [из жизни писателя] // Смена, 1999. - №8.– С. 233-243.

7. Храповицкая, Г.Н. Бальзак, Оноре де // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – С. 49 – 57.

8. Цвейг, С. Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский. Бальзак: биографии / пер. с нем. // Цвейг, С. Собрание соч.: в 10 т. Т. 4. – М.: ТЕРРА, 1996. – 624 с.

Практическое занятие № 4: «Домби и сын» Чарльза Диккенса как пример социально-психологического романа.

1. Место романа «Домби и сын» в творческом наследии Ч. Диккенса.

2. Смысл названия книги и его реализация в системе образов и композиции.

3. Своеобразие психологизма. Лейтмотивы в романе «Домби и сын» и способы их развития.

4. Роль предметного мира в описании места действия и в создании характеров персонажей.

5. Символика романа и сказочные элементы в развитии сюжета и разрешении конфликта.

Доклады:«Жанр “рождественского рассказа” в творчестве Ч. Диккенса», «Тема детства в наследии Ч. Диккенса (произведения по выбору)».

Литература:

1. Учебная литература та же, что и к Практическому занятию № 1 (пункты 1 – 5).

Персоналии:

2. Артамонов, С.Д. Стендаль // Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – С. 151 – 155.

3. Говард; Лассаль; Диккенс; С. Соловьёв: биографические повествования / сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD,1999. – 427 с.

4. Зверев, А. Ч. Диккенс // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 76 – 83.

5. Кретова, А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь» // Литература, 2001. - № 1. – С. 2.

6. Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

7. Роуз, Ф. К. Хогарт и Ч. Диккенс: Фрагмент книги // Иностранная литература, 2003. - № 3. – С. 222 – 249.

8. Троллоп, Т.-А.Что я помню: главы из книги [воспоминания о Диккенсе] / вст., пер. и прил. М.П. Тугушевой // Иностранная литература, 1987. - № 2. – С. 226 – 232.

9. Шевченко, М. Игра по роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» // Литература, 2000. - № 22. – С. 14.

Практическое занятие № 5: «Ярмарка тщеславия» Уильяма Мейкписа Теккерея как “роман без героя”.

1. История создания романа. Смысл названия, его связь с темой и идеей произведения.

2. Функция подзаголовка роман. Система персонажей. Сочетание индивидуального и оригинального с принципом типизации.

3. Принцип подхода У.М. Теккерея к историческому повествованию.

4. Примеры юмора в романе. Соотношение юмора и сатиры. Функция иронии, в том числе и самоиронии автора.

5. Особенности сатирической типизации У.М. Теккерея (на примере семей Кроули и Осборнов). Архетипичность характеров. Бекки Шарп – герой-карьерист.

6. Композиционные особенности. Значение вступления «Перед занавесом» и заключительной фразы романа. Место авторских отступлений в романе.

Доклад:«Рисунки Теккерея к роману “Ярмарка тщеславия”».

Литература:

1. Учебная литература та же, что и к Практическому занятию № 1 (пункты 1 – 5).

Персоналии:

2. Вахрушев, В.С.Теккерей, Уильям Мейкпис // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – С. 306 – 311.

3. Зверев, А. У. Теккерей // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 84 – 86.

4. Мильтон; Свифт; В. Скотт; Теккерей; Дж. Элиот: биографические повествования / сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 427 с.: ил.

5. Сумина, Е. Две героини романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» // Литература, 2001. - № 31. – С. 14.

6. Уильям Теккерей: «Застигнутый врасплох вспышкой страсти»: [любовь в жизни английского писателя] // Наука и религия, 2004. - № 2. – С. 50 – 53.

Практическое занятие № 6: Объективный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».

1. Эстетические взгляды Г. Флобера. Романтизм в оценке писателя.

2. Роман «Госпожа Бовари» - новый этап развития французского реализма. История создания и публикации произведения.

3. Проблематика романа.

4. Сюжетно-композиционное строение книги. Особенности пространственно-временной организации текста.

5. Система образов в романе. Своеобразие героев и приёмы раскрытия их характеров.

6. Образ автора и способы реализации в романе принципа объективного повествования.

7. Ирония в «Госпоже Бовари»: её предмет, функции и способы создания.

8. Мастерство Флобера в области стиля и языка.

Доклады:«Романтическое и реалистическое начало в романе Г. Флобера “Саламбо”», «“Лексикон прописных истин” Г. Флобера как образец парадоксального мышления эпохи».

Литература:

1. Учебная литература та же, что и к Практическому занятию № 1 (пункты 1 – 5).

Персоналии:

2. Артамонов, С.Д. Флобер // Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – С. 191 – 196.

3. Белоусов, Р. Муза Флобера // Хвала Каменам. – М., 1982. – С. 243 – 278.

4. Белоусов, Р. Ревнивая муза [история создания Г. Флобером романа «Госпожа Бовари»] // Смена, 1998. – № 4. – С. 76 – 91.

5. Моруа, А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10: литературные портреты / пер. с фр.; коммент. С. Зенкина. – М.: ТЕРРА – Кн. клуб; Литература, 2001. – С. 223 – 239.

6. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе / пер. с ан., под ред. В.А. Харитонова; предисловие к русскому изданию А.Г. Битова. – М.: Изд-во НГ,1998. – 512 с.

7. Поликовская, Л. Г. Флобер // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 159 – 163.

8. Саррот, Н. Флобер – наш предшественник: [анализ творчества писателя] // Вопросы литературы, 1997. - № 3. – Июль. – С. 225 – 243.

9. Труайя, А. Гюстав Флобер / пер. с фр. Л. Серёжкина. – М.: Эксмо, 2005. – 444 с.: ил.

10. Храповицкая, Г.Н. Флобер, Гюстав // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997. – С. 349 – 355.

Практическое занятие № 7: Проблематика, темы и идеи сборника стихотворений Шарля Бодлера «Цветы зла».

1. Место сборника стихотворений «Цветы зла» в творчестве Ш. Бодлера.

2. Основные положения эстетической программы Бодлера.

3. Структура и циклы сборника.

4. Адресаты стихотворений Ш. Бодлера.

5. Теория соответствий. История идея соответствий. Связь с мистической философией и эстетикой немецкого романтизма.

6. Тема природы и города в «Цветах зла».

7. Точка зрения Ш. Бодлера на религию и её отражение в сборнике.

Доклады:«Место книги “Искусственный рай” в эстетике Бодлера», «Восприятие поэзии Бодлера в России XIX – начала XX вв.», «Французские символисты о Бодлере».

Литература:

1. Учебная литература та же, что и к Практическому занятию № 1 (пункты 1 – 5).

Персоналии:

2. Иванов, В.В.Гейне в России; Бодлер перед зеркалом // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 3 / Ин-т мировой литературы МГУ. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 816 с.: ил. – С. 490 – 506.

3. Михайлова, И.Н., Петраш, Е.Г. Искусство и литература Франции: с древних времён до ХХ века. – М.: КДУ, 2005. – 384 с.: ил.

4. Островская, Е. Шарль Бодлер // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 164 – 167.

5. Пишуа, К., Зиглер, Ж.Ш. Бодлер: фрагменты книги: [о жизни и творчестве писателя] // Иностранная литература, 2000. - № 4. – С. 140 – 163.

6. Труайя, А. Бодлер / пер. с фр. В.А. Никитина; вст. слово С.Б. Джимбинова. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 272 с.: ил. – (ЖЗЛ).

7. Трыков, В.П. Бодлер, Шарль // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – С. 77-79.

Практическое занятие № 8: «Листья травы» Уолта Уитмена: новаторство лирической формы и содержания.

1. Жизненный и творческий путь У. Уитмена.

2. История создания и композиция поэтического сборника «Листья травы».

3. Философская и социальная проблематика сборника. Концепция мира и человека в книге.

4. Своеобразие лирического героя У. Уитмена. Отношение «я» и «Мы» в стихотворениях поэта.

5. Эстетическое новаторство У. Уитмена: особенности поэтического стиля, переход к «свободному» стиху, связь с устным народным творчеством и романтизмом.

Доклад:«У. Уитмен – публицист».

Литература:

Учебники и учебные пособия:

1. Гиленсон, Б.А. История литературы США: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – С. 128 – 141.

2. История зарубежной литературы XIX века:учебник / под ред. Апенко, Е.М. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – С. 362 – 367.

3. История зарубежной литературы XIX века:учебник: в 2-х ч.: Ч. 2 / под ред. Михальской, Н.П. – М., 1980.

Персоналии:

4. Михальская, Н.П.Уитмен, Уолт // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. Ч. 2. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – С. 327 – 329.

5. Путеводитель по английской литературе / под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер / пер. с ан. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – 928 с.

6. Свенцицкая, О. Уолт Уитмен // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 229 – 232.

7. Спэкерен, Кетрин ван. Американская литература: краткая история. – М.: Информационное агентство США, 1995. – 135 с.

Наши рекомендации