Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции
К IVв. До н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занимавших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логически мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели – преимущественно философы – обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» - софистами.
Наиболее известными представителями этой школы были Протагор (ок481-410 гг. до н.э.)и его ученик Горгий (ок.483-375 гг.до н.э.).С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их от большинства других ученых.
Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистика. Доказывая значимость личности мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Исходя из этого, он и говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всех понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.
Именно Протагор впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других.
Взгляды первых греческих психологов на отдельные психологические вопросы были проанализированы и систематизированы в теории известного греческого философа и психолога Демокрита (460-370 гг. до н.э.) – он родился в г.Абдеры, на севере Греции, в знатной обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему лучшее образование, однако сам демокрит счел необходимым предпринять несколько длительных путешествий для того, чтобы получить знания. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями.
В основу своих психологических воззрений Демокрит положил подходы античного атомистического материализма, воплотившего в себе принцип причинности:
- душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Она является причиной движения тел, ибо атом имеет «разумную силу движения». Душа, присущая всему окружающему, непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Животные отличаются от других предметов способностью двигаться, т.е. одушевленностью;
- составляющие душу только круглые. Очень подвижные атомы (как у огня), которые «приводят в движение все тело», развивают теплоту. Душа и теплота одно и то же, они – первичные формы специфических телец. Отсюда болезнь есть изменение пропорций распределения атомов. В молодости число подвижных атомов больше, в старости – меньше;
- в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. Разумная часть души находится в грудной клетке. Но особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу – сосредоточении высших душевных функций и способности к познанию. Сердцу отводится роль органа благородных страстей, печени – чувственных желаний и вожделений. Тем самым Демокрит дает естественное понимание души. Которая является не изначальным принципом, а продуктом организации тела.
Материализация души и панпсихизм («все имеет душу») проявились в теории познания Демокрита:
- в учении о восприятии как естественном физиологическом процессе «все ощущаемые качества возникают из соединения атомов» и существуют «поистине» (объективно) и в «общем» (чувственные качества). Поэтому образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. Это в свою очередь, порождает «два рода познания: один – истинный, другой – темный: зрение, слух, запах, вкус, осязание». Т.о., качества возникают лишь в человеческом восприятии и являются соединениями атомов;
- по причине того, что нет ничего кроме атомов и качества существуют лишь в процессе воздействия объекта на субъект, связь с внешним миром осуществляется посредством образов («идолов») и принципов «подобия и истечения». Первоначальное отражение происходит в воздухе, которое дает «отпечаток» на влажную часть глаза;
- разум познает объективно существующую истину и действует независимо от внешних чувств, отрываясь от объективного мира, но познает ее с помощью материала, доставляемого ощущениями. Разум в отличие от чувств, скользящих по поверхности явлений, «обладает более тонким познавательным органом»;
- чувства рассматриваются через призму полезного и вредного (удовольствия и неудовольствия) как этические понятия, определяющие направленность личности. Впервые на основе эмпирических исследований Демокритом предпринята попытка определения психических явлений: осязания, слуха, вкуса, запаха, зрения.
«Теория истечений». В органах чувств атомы души находятся близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе и попадают в органы чувств. Эти копии «истекают» ото всех предметов. При соприкосновении происходит ощущение - человек познает свойства предметов (т.е. все ощущения являются контактными). Обобщая данные нескольких ощущений человек переходит на понятийный уровень, который является результатом мышления. Ощущения не дают нам возможность увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании.
Ввел понятие первичных (вес, форма, поверхность) и вторичных (цвет, запах, чувств) качеств предметов. Вторичные качества придумали сами люди для своего удобства «только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пустота и атомы.
Большое значение для развития психологии имели и концепции психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской школе Гиппократа (460-377 гг. до н.э.).
- заложил начало научной типологии. Он собрал и систематизировал, как демокрит в психологии и философии, почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего или плохого не применимы к медицине.
- идея о четырех началах, из которых состоит окружающее. Разработал свое известное учение о темпераментах, основанное на 4 видах жидкости в организме. «Из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым».
2 теории: «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая»
Алкмеон (VI в. до н.э.)в результате наблюдений и хирургических операций установил, что мозг – орган души.
Также связь между чувствами и мозгом: из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам 2 узкие дорожки». Мозг доставляет нам ощущения слуха, зрения, обоняния. Из последних же возникает память и представление, а из памяти представлений. Достигших непоколебимой прочности, рождаются знание, являющееся таковым в силу этой прочности.
Несмотря на укрепление многих теорий, оставалось непонятным, как организм, состоящий из различных элементов, превращается в единое целое.
Эту загадкупопытался решить Анаксагор (V в. до н.э.).Он не принял ни Гераклитово воззрение на мир как на огненный поток, ни Демокритову картину атомных вихрей. Считая природу состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из хаоса возникает организованный космос. Таким началом он признал «тончайшую вещь» - «нус» (разум): насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство.
Принципы, сформулированные Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, создавали главный жизненный нерв будущей системы познания психических явлений.
Сократ
Принципиально новый подход к психике человека начал складываться с III в. до н.э., точнее, с появления теорий Сократа и Платона.
Сократ (469-399 гг.до н.э.).Он интересен для психологической науки не только учением, но и своей жизнью. Ее итог: обвинение, осуждение и казнь. За 400 лет до оформления христианства Сократ, для многих канонизированная личность, отдал жизнь, как он посчитал, за нравственное очищение человека в будущем. «Ты умираешь безвинно», - говорила ему жена, на что услышала возражение: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?». В обвинительном акте было записано: «Не признает богов, признаваемых государством, … вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».
Но воззрения Сократа не догматичны, а научны. Он первым из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни. В нем, как подметил Г.Гегель, воплотился «главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе». В лице Сократа «субъективность мышления осознана более определенным, более глубоко проникающим образом» Его отличительными чертами современники считали твердость убеждений и приверженность демократии, высокое достоинство и независимость. Сократ никогда ничего не писал, сведения о нем – из вторичных источников, не всегда достоверны. Анализ его взглядов зачастую интерпретируется как отсутствие научной системы. Тем не менее результаты «заботы о себе» Сократа, под которой понималось нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, пережили века.
Призыв на стенах храма Аполлона «Познай самого себя!» стал для мыслителя следующим после утверждения: «Я знаю, что ничего не знаю!». Главное содержание его учения – этические вопросы, направленность исследования «внутрь себя». Истинная нравственность, по его оценке, есть знание того, что прекрасно, что способствует жизненному счастью. В этой связи выделяются три основные добродетели: а) умеренность – знание как обуздывать страсти; б) храбрость – знание, как преодолевать опасности; в) справедливость – знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.
Учение Сократа определило направления исследования души. Это – изучение ее «устройства», анализ структуры. В этой связи главным предметом своей мыслительной деятельности он определил человеческую речь, без которой невозможна никакая социальность. Душа, в понимании мыслителя, есть чистое, нравственное. Это прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Под влиянием деятельности Сократа термин «душа» в «древнегреческом мышлении все определеннее становится обозначением признаков, которые выступают в тех случаях, когда поведение человека рассматривается с точки зрения его волевой и интеллектуальной регуляции».
Сократ говорил, что есть только благо – знание и одно только зло – невежество. Он первым возвел знание на уровень понятия: если нет понятия, то нет и знания, тем самым доказав наличие надындивидуального слоя, выраженного в понятийном мышлении – «теле» научного мировоззрения. Метод мыслителя – майевтика (извлечение скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов). «Спрашивая себя, - говорил Сократ, - я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его». Тем самым он помогал родиться истине в душе собеседника. Но знания надо уметь применять в конкретной ситуации, что достигается путем воспитания: «Надо привыкнуть быть храбрецом».
До Сократа основным предметом античной науки был внешний по отношению к человеку мир природы. Сократ же утвердил познаваемость только души человека и его дел. Важнейшим пунктом понимания сущности души становилось отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Великий мыслитель явился создателем оригинальной школы. Ставящей поиск истины выше всех других побуждений. Своим учением Сократ как «воплощенная философия» оказал огромное влияние на античную и мировую науку.
С именем Сократа связывают так называемые сократические школы,основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом.
Платон
Платон (428-348 гг. до н.э.).Подлинное имя – Аристокл. Платон – прозвище («широкоплечий»). Был одарен в гимнастике, музыке, поэзии. Учителя – Кратил и Сократ. Путешествовал в Египет, Финикию, Персию, Ассирию, Вавилонию, Сиракузы (на Сицилии, где продавался в рабство). Основатель Академии, которая просуществовала 915 лет (386г. до н.э. – 529 г. н.э.) Первым ввел в науку аналитический метод исследования, понятия: противостояние, основа, диалектика, качество, божественное проведение.
Сочинения Платона. Поблема из подлинности и хронологии поставлена еще в античности, а в XIX в. вызвала к жизни т.н. «платоновский вопрос». Список его сочинений включает 34 диалога, «Апологию Сократа», 13 писем и 7 «неподлинных диалогов». Психологические воззрения в большей степени отражены в трактате «Государство», диалогах «Федон», «Законы». «Тимей», «Федр», «Пир», «Софист», «Парменид», «Менон». «Филеб».
Космическая психология. Космос Платона – «живое существо, наделенное разумом», осуществление бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена демиургом раньше тела. Ее сущность заключается в неделимости и вечности («тождественности»). Душа космоса состоит из частей – душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции. Первая функция – движения (внешнее, соответствующее «тождественному»: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее «иному»: движение планет, Луны, Солнца). Вторая функция мировой души – познания. «Тождественной» частью постигается идея, а «иной» - материя. Смесью этих частей познается вещь. Космическое знание выражается в слове. Таким образом, космическая психология Платона выступает в форме политеизма. Источником познания являются мифы, «которым приходится верить, чтобы не ослушаться закона», рассказываемого детьми богов. Космическая психология Платона является мировоззренческой основой и ключом к пониманию его учения о душе как «посредствующем начале» между миром идей и вещей.
Тело и душа. Платон противопоставляет созданные богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, ее рабом (идея телесной локализации души).
Для каждой части души существует определенное вместилище в теле: разумная часть – в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть – в груди, низшая – в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая часть души с низшей. Индивидуальная душа как «истечение» мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определенному разряду человека. Эти души «творятся» из остатков после создания души космоса: «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа». Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, т.к. из остатка создается лишь разумная часть души, но существует и неразумная.
Платон делает логичный для своих взглядов вывод о смысле бытия человека, который заключается в борьбе тела и разума. Поэтому и Сократ в «Федоне» радуется смерти: «Тело не только доставляет нам тысячи хлопот – ему необходимо пропитание – но вдобавок подвержено недугам… тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами».
Переселение душ. Платон верит в раннепифагорийский миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений, в зависимости от того, насколько высшей части души удалось победить низшую. В диалоге «Федр» он раскрывает механизм сотворения душ, каждая из которых имеет свою звезду (число их постоянно). Отсюда аргумент в пользу бессмертия души. Из иерархии душ на звездах – разделение на богов и не-богов, иерархия профессий и классов. Попав в тело, душа забывает о своем занебесном происхождении, но способна к припоминанию ее. Земная красота – стимул этого. При высшем напряжении познания душа желает иступить из тела.
Эрос. Исступление души описано в диалоге «Пир» Сократом в мифе об Эросе – сыне Пороса (боге богатства) и пении (богини бедности). Платон наполняет эрос психологическим содержанием. Словами Сократа расширяется понятие любви как «желание блага и счастья», «стремление к бессмертию». Низшая, телесная разновидность любви – «зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в сущности смертном», способность к творческой деятельности – «ко всякому переходу от небытия к бытию». Творческая любовь – любовь духовная (платоническая). Эрос в таком понимании – демон, вселяющий в человека стремление к прекрасному, творческому. Отсюда вывод Платона: противоречие эроса – движущая сила. Пронизывающая мир, побуждающая к познанию и смерти – истинному приобщению к разуму.
Бессмертие души. В диалогах «Федон» и «Федр» выдвигаются пять аргументов в пользу бессмертия души: 1) все возникает из противоположного (сон из бодрствования, живое из неживого); души умирают и рождаются снова, иначе «все стало бы мертвым и жизнь бы исчезла» (закон сохранения душ); 2) познание есть припоминание; 3) души уподобляются идеям, которые вечны; 4) душа имеет свою идею – идею жизни, поэтому душа вечна как идея жизни; 5) душа – нечто самодвижущееся. А все самодвижущееся бессмертно; не душа питает тело, а тело душу; источник движения души в теле.
Вместе с тем Платон оговаривает, что бессметна только разумная часть души. Снизошедшая с неба душа не возвращается на небо в течение десяти тысяч лет – мирового года (исключение составляют философы). По прошествии срока, - пишет Платон в «Государстве», - души идут в суд, в котором выбирают свое будущее воплощение. А это – уже попытка мыслителя утвердить акт свободной воли, сочетать предопределение со свободой выбора человека.
Теория познания. Чувственное познание. Платон утверждает, что души, находясь на небе, питаются созерцанием идеального мира. Снизойдя на землю, вселившись в тела, они забывают о занебесном. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но питает только низшую часть души, отчего она тяжелеет. Платон тем самым не отвергает возможность чувственного познания.
У человека среди чувств он выделяет: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, в которых удовольствия смешаны со страданием. Предлагаются различные основания для классификации «удовольствий», которые он делит на низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями); обусловленные тремя началами души (общие с животными и растениями – неразумные, разумные и соответствующие «яростному духу»); сильные-большие (где отсутствует мера) и малые (которым свойственная соразмерность); душевные как предваряющие телесные.
Способ познания. Из концепции чувственного восприятия Платоном делается вывод о том. что «знание о том, что «знание – это припоминание. Найти знание в самом себе – это значит припомнить». В диалоге «Менон» мальчик-раб при помощи Сократа не путем логических операций, а якобы припоминанием решает геометрическую задачу. Вещи, на его взгляд, - отражение идей в материи. Противоречивость вещей имеет эвристическое знание, толкает к исследованиям. Самое главное в припоминании – искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов.
Виды знания. Теорию познания Платон логически завершает ответом на вопрос о возможных результатах, заключенных в определенном содержании. В этой связи он выделяет следующие его виды:
- во-первых, знание достоверное без примеси лжи и заблуждения – знание идей, а после вселения в тела – путем диалектического припоминания;
- во-вторых, близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей;
- в-третьих, знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое «знание» вещей чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение. Благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремеслами и искусствами;
- в-четвертых, знание материи, которую нельзя познать ни разумом (материя не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Понятие о ней насильственно, составляется путем отрицания.
Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)– гениальный мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, родился во фракийском городе Стагире. Завершил образование в платоновской Академии, где из ученика стал философом. После смерти Платона жил в малоазийском городе Атарнее, на острове Лесбос, а с 343г. до н.э. – при дворе македонского царя в качестве воспитателя его сына Александра. По возвращении в 355 г. до н.э. в Афины организует свою школу – Ликей, где работает над систематизацией научных знаний. После смерти Александра македонского, скомпрометированный связями с его двором, эмигрировал в 32 году в Халкиду на острове Эвбея, где и умер.
Сочинения. Обширное литературное наследие Аристотеля, дошедшее до нас не полностью, отразило круг интересов ученого: логика, гносеология, онтология, космология, физика, зоология, экономика, политика, этика, педагогика, риторика, эстетика. Наиболее значимыми для понимания психологических взглядов античного мыслителя являются его труды «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти», «О сновидениях».
Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позиций ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, «действует ради чего-нибудь» - цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир, благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии.
Сознание. В определении ученого под сознанием понимаются обусловленные ощущунием формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств «внешнего» на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. выделяя у человека высшие душевные процессы, их разумную часть, ученый качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина «сознание», определяются его зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается «зерно сомнений» под субстациональность идей.
Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V-XII главы первой и I – IV главы второй книг сочинения «О душе». Из способности ощущения образуются предпосылки – начала познания. В трактовке данного познавательного процесса выделяются следующие положения:
- ощущение есть состояние движения – страдательное (производное от внешнего) состояние, которое не может существовать без внешнего воздействия;
- ощущение есть способность, а не действующая сила («подобно воску, который воспринимает отпечаток золотой печати, а не золото. В душе получается не камень, а образ камня»);
- процесс ощущения есть уподобление воспринимаемому объекту и является исходным по отношению к памяти, воображениям, суждениям и т.д. (высшим познавательным процессам): «существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет»;
- ощущение отличается от знания «тем, что сила, производящая его (ощущение), идет извне – от видимого, слышимого и других деятелей, возбуждающих чувства. Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Потому мыслить может всякий, когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета».
Чувственное познание. Аристотель строит ступени познания, основными компонентами которого являются ощущение, воображение, мышление. Данные состояния души приводят от восприятия внешних предметов человеком к знанию. Подробная иерархичность обусловила разделение процесса познания на чувственное и разумное (мышление).
Чувственное познание как состояние страдания, некоторого движения или изменения в человеческом организме имеет двоякий смысл: в формах возможности и действительности-осуществления. «Существует, - пишет Аристотель в трактате «О душе», - два вида изменения: переход к состоянию утраты и переход к обладанию и выявлению своих задатков от природы».
Под формой возможности подразумевается, во-первых, общая принадлежность к роду существ, способных к какому-либо роду деятельности, и, во-вторых, проявление этой способности отдельными субъектами.
Тело и душа. В процессе чувственного восприятия принимают участие тело и душа. В душе чувственно воспринимаемый объект существует в потенции, в виде особых форм (специфического существования предметов, которое составляет необходимую предпосылку возможности их чувственного познания). Тело подвергается воздействию внешнего мира («в страдательном состоянии»), испытывает движение, чтобы начал действовать внутренний механизм души, превращающий возможность в действительность. Особое место в своих рассуждениях Аристотель уделяет единству души и тела: «…Потенциально живым телом является не лишенное души, но душой обладающее. … души от тела отделить нельзя».
Разумное познание. Для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания вводится понятие «способность различения», благодаря которой живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах (что является областью познания разумного): «Невозможно различать посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого… необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие». Способности различения обусловили совокупность источников познания, которая объединяет мнения, знания, индукцию, мышление.
Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, имеющее в своей основе умозаключение и веру: «Невозможно иметь мнения. которым не доверяешь». Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основании суждения, предметное содержание которого может изменяться. Исходя из этого мнение м.б. истинным или ложным (истинно – только знание). Мнение является эмпирическим методом познания, поэтому м.б. заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных уничтожению и изменению вещей, фактов.
Принципы знание. Научное знание исходит из совокупности строго доказуемых, вытекающих одно из другого положений, рассуждает мыслитель. Но всякий ряд положений в процессе исследования упирается, в конце концов, в те из них, которые не только не доказуемый, но и не нуждаются в доказательствах, т.к. носят характер достоверности и без них. Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум приходит к познанию сущностей вещей лишь с помощью опыта.
Разум. Исследованию разума посвящены главы третьей книги сочинения «О душе». Результаты его анализа довольно противоречивы: ибо, с одной стороны, «немыслимо уму быть связанным с телом», с другой – «существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять». Выход из обозначенного противоречия – в учении об уме как «деятельном» начале и об уме «страдательном».
Деятельный разум. Это - Ум всем становящийся и все порождающий. Он подобен свету, выявляющему цвета, потенциально существующие. Он постоянно деятелен. Только будучи отделенным от тела, он оказывается тем, что он есть на самом деле: нечто бессмертное и вечное. Поэтому деятельный разум – ум, не «приложившийся» к мысленным предметам (понятиям, всеобщностям), является умом лишь в возможности. В деятельном разуме не может быть лжи, т.к. мыслит он понятиями, предмет «берется в самой сути его» и «всегда усматривается истинное».
Страдательный разум находится в человеке. Он преходящ, без первого он ничего не может мыслить. Проявляется страдательный ум тогда, когда обращается к мысленным предметам. Он есть осуществляющийся или пребывающий в состоянии осуществления, т.е. в действительности. В страдательном разуме встречаются ложь и истина, т.к. соединяются понятия. «Ошибка всегда заключается именно в сочетании», в приписывании чего-либо кому-либо.
Связь деятельного и страдательного разума в том, что находящийся в человеке страдательный разум есть форма существования деятельного.
Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Он – первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии. Их роль для дальнейшего развития этой науки трудно переоценить. Аристотелю принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии. Наряду с уже обозначенными выше положениями к ним следует отнести:
- формирование системы психологических понятий на основе созданного объективно-генетического метода;
- обоснование гипотезы, через много веков оформленной в закон ассоциаций, а также первую попытку определить их физиологический механизм;
- синтез античных представлений о чувствах, характере и воле человека, разработку проблемы аффектов, детерминированных внутренними и внешними факторами;
- утверждение биопсихического и эволюционного подходов в толковании явлений и процессов душевной жизни человека;
- введение понятия «об общем чувствилище» как главном психическом центре, воспринятое и развиваемое вплоть до XIX века физиологией и медициной;
- попытку внедрения психодиагностического и психофизиологического подходов в решении проблемы детерминации органических и психических функций и освоения человеком всеобщих истин;
- отражение собственных законов мышления, обоснованных в логически выводимых научных понятиях и категориях, являющихся предметом анализа и развития от античности до современности.
Аристотель впервые представил душу как способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом»
Душа проходит разные стадии развития и способна не только запечетлевать то, что происходит в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.
Аристотель представил совершенно иную картину устройства, функций и развития души.
С возвышением Македонии (IV в. до н.э.) начинается новый период - эллинистический – укрепление связей между греческой культурой и культурой Востока.
Возникает эпоха скептицизма (воздержание суждений об окружающем мире), все ставится под сомнение.